МААМ-картинки

Игры и упражнения по нейропсихологии

Бисембаева Асия
Игры и упражнения по нейропсихологии

Использование нейропсихологических приемов в корекционно развивающей работе педагога- психолога.

Добрый день, уважаемые коллеги,рада приветствовать вас на нашем семинаре.

Я педагог –психолог яслей – сада №10 г. Рудного Бисембаева Асия Ирановна. Работая с детьми, использовала классические формы работы: дидактические упражнения, игры, тренинги. Но понимала, что этого не достаточно. И стала просматривать инновационные формы работы. Меня очень заинтересовало нейропсихология. Для этого прошла обучение с помощью вебинаров, семинарских занятий.

Публикация «Игры и упражнения по нейропсихологии» размещена в разделах

Мы привыкли, что можно тренировать тело: выполнять физические упражнения, ходитьв тренажерный зал или хотябы делать зарядку по утрам,но нейропсихология даказала, что мозг тоже поддается тренировке. Самое интересное, его можно тренировать не только на ментальном уровне, но и на физическом, выполняя специальные упражнения.

Работая с детьми с особыми образовательными потребностями, с детьми со слабо развитыми познавательными процессами на корекционных занятиях я использую комплекс нейропсихологических игр и упражнений.

Хочу представить вашему вниманию принцип моей работы. Каждое занятие начинается с дыхательной гимнастики, которая является одним из основных методов нейропсихологической коррекции детей любого дошкольного возраста. Очень важно, чтобы ребенок правильно дышал, выполняя упражнение. Прежде чем начинать дыхательные упражнения, нужно знать начальные анатомические сведения и соблюдать инструкции по безопасности.

Важной целью правильного дыхания является ритм. Ведь ритм дыхания подвластен со стороны взрослого человека или ребенка сознательной и активной регуляции.

Правильным дыханием у детей является диафрагмальное, медленное и глубокое. При этом дыхании у детей легкие наполняются от нижних до верхних отделов и состоит из четырех этапов:

1. Вдох, распускаем мышцы живота, опускаем диафрагму вниз и выдвигаем живот. Здесь наполняется средняя часть легких, расширяется грудная клетка. Приподнимаем грудь и ключицы, так наполняется воздухом верхняя часть легких.

2. Пауза

3. Выдох

4. Пауза

Лучше всего дыхательное упражнение начинать со стадии выдоха, далее выждать паузу и когда появится желание вдохнуть, сделать приятный и глубокий вдох ртом или носом без особого напряжения. Внимательно следим, чтобы диафрагма двигалась, но плечи оставались на месте. Это упражнение выполняется стоя или сидя, не нагибаясь. Упражнение повторяют 3-5 раз. Существует огромное количество различных дыхательных упражнений, направленных на нейропсихологическую коррекцию. Например, 1.«Ветерок». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы. (На экране вы видите упр. На дыхание, которые я использую в своей работе).

2.«Свободное дыхание» Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следить за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. На 2 — 5 с задержать воздух, затем выдохнуть ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая толчков.

3.«Дыши грудью» Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, с закрытым ртом сделать глубокий, без напряжения вдох носом. Затем пауза (задержать грудную клетку в расширенном состоянии). Сделать полный выдох, медленно и плавно выпуская воздух через нос. Пауза.

4.«Дудочка». Упражнение начинать после выдоха через нос, следя, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота, спокойны ли плечи. Выдержав паузу, начать постепенный, плавный выдох через узкое отверстие, образованное губами. При этом должно возникнуть ощущение, будто струя воздуха является продолжением воздушного потока, идущего от диафрагмы. Необходимо следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шее. При ощущении напряжения следует, расслабившись, медленно покачать головой вправо-влево, вперед-назад, по кругу.

5.«Наши ручки, наши ножки». Исходное положение — лежа на спине. Ребенок медленно поднимает одну руку (правую, левую); ногу; затем две конечности одновременно на вдохе и удерживает в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы.

6.«Дышим правильно». — сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая). Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой, с выдохом, немного сгибаясь при этом. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет другой возможности.

Затем наш комплекс продолжают простые кинезиологические упражнения, направленные на синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, служат средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга.

К таким относятся упражнения «Колечки» Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большим пальцем указательный, средний, безымянный и в обратном порядке-от мизинца к указательному пальцу. Проговаривая при этом: дни недели, счет, времена года…

8 «Кулак-ребро-ладонь» Ребенку показываем три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь», произносимыми вслух.

Затем добавляем схемы: кулак –круг, треугольник – ладонь, прямоугольник – ребро.

Задание: согласно опорной схеме выполнить упражнение, проговаривая свои действия.

В случаях, когда ребенок сбивается, складывает два кулака или две ладони, можно судить о состоянии премоторных отделов коры больших полушарий, отвечающих за серийную организацию движений. Изменения темпа выполнения пробы, излишний тонус в мышцах рук, дополнительные движения других частей тела, большая амплитуда упражнения позволяют судить о состоянии подкорковых структур головного мозга.

Упражнение

9 «Ухо-нос». Ребенку предлагается прикоснуться правой рукой к носу, левой рукой – к правому уху. Затем поменять положение рук – левая рука прикасается к носу, правая рука – к левому уху. Сначала необходимо прикасаться к носу, затем к уху, т. е. рука, которая прикасается к уху, находится снаружи (фото 2). В качестве усложнения можно добавить хлопок при каждой смене рук: правая рука прикасается к носу, левая – к правому уху; хлопок; левая рука прикасается к носу, правая – к левому уху; хлопок.

Следушее упражнение

10 «Циркачи». Оно выполняется с помощью карандашей или палочек.

Карандаш или палочку ставим вертикально, перебираем большим и указательным пальцами вверх, и выполняем задание: произносим числа в числовом ряде от 1 до 10. Педагог нечетные числа, ребенок – четные. И аналогичные упражнения на любые лексические темы.

Упражнения необходимо выполнять в течение 1–2 минут.

11Упражнения на балансире.

1. На первом этапе выполняем упражнения на равновесие. Ребенок должен встать на доску двумя ногами и попытаться не упасть, затем раскачивается из стороны в сторону, затем снова сойти на пол. Повторяется до 4 раз.

2. Сначала пробуем медленно раскачиваться в разные стороны, затем увеличиваем темп. Так же повторяем 3-4 раза.

3. Внедряем задания, направленные на формирование тактильного гнозиса.

Например «Мытье головы». Ставим ноги на ширине плеч на балансире, кончикам пальцев массируем голову в направлении от лба к макушке, от лба до затылка, от ушей к шее. И так повторяя движения, постоянно раскачиваются из стороны в сторону.

Добавляем мяч. Нужно запомнить: все упражнения ребенок выполняет сначала держа равновесие на балансире, затем усложняем: выполняет упражнение раскачиваясь.

Ребенок уже держит равновесие, педагог кидает ребенку мяч, он его ловит.

Усложняем задачу и даем ребенку задание: ребенок поднимает руки с мячом вверх, затем в стороны и вниз.

Затем ловя мяч отвечает на вопросы, решают задачи на развитие логического мышления., устанавливают причинно – следственные связи….

Задание: -Сколько тебе лет?

-Где ты живешь?

-Какое сейчас время года?

-Ходишь ли ты в детский сад?

-В какую группу ты ходишь?

-Как зовут твою маму?

-Как прошел твой выходной?

-Куда ушла вода после дождя?

-Если сегодня понедельник, то вчера был?

-Назови диких животных, птиц, имена девочек, мальчиков, виды транспорта…

-Назови круглые предметы…

Упражнения на програмирование и контроль:

-Съедобное-хлопнуть 1 раз; не съедобное-хлопнуть 2 раза

-несъедобное-хопнуть 1 раз;животное—хлонуть 2 раза;

Упражнения на переработку слуховой информации:

Если дети слушат вс ловах звук «С»-хлопаем в ладоши, качаясь на балансире; нет звука «С» в словах -не хлопаем, держим равновесие.

-звук «С»-хлопаем 1 раз, есть звук «З»хлопаем 2 раза

-Круглое-хлопаем; не круглое-не выполняем никаких движений.

-Если я называю предмет больше стула-хлопаем; меньше стула-не выполняем никаких движений.

Ребёнок делает во время игры квазипространственое сравнение.

При этом, слушая команду и выполняя задания, у ребенка включаются все психические процессы.

Далее добавляем напольную мишень. Ребенок получает задание: стоя на балансире с мячом, производит метание в цель. Здесь мы закрепляем цвет, форму геометрических фигур, цифры, название животных, птиц.

Можно дать следующие задания с усложнением: назови и попади в число, которое больше 7 на 1. Попади и назови в предыдущее число числа 6….

Во время занятий прослеживаются трудности контроля и переключения внимания. Было замечено, что дети часто не до конца слушают задание или торопятся по инерции, доделывают задание, как было на предыдущем занятии. Быстро теряют внимание и легко отвлекаются, трудно переключаются.

Фиксирую достижения детей в протоколе наблюдений и отмечаю причины трудностей выполнения заданий. Зная слабые стороны развития ребенка, можно упростить или усложнить задачу.

Использование упражнений и игр на развитие межполушарного взаимодействия задействуют связи между системами тела и ума, тем самым улучшается состояние нервной системы, развивается мелкая моторика, память, внимание, мышление, воображение и речь ребенка. Происходит синхронизация работы левого и правого полушария головного мозга- тренировка мозга.

При нейропсихологической корреции активизируется энергетический потенциал организма и улучшает все жизненно важные процессы.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера»Фотоотчет «Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера» Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания .

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Игры-упражнения с голосом Чем лучше работает наш речевой аппарат, тем лучше главные качества голоса. Качество голоса: - сила голоса - громкость: зависит от активности.

Логопедические игры и упражнения с «Волшебной лампой»Логопедические игры и упражнения с «Волшебной лампой» Коррекционная работа по формированию лексико-грамматических представлений у детей с нарушением речи процесс долгий, кропотливый и утомительный.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания Сегодня хочу обратить внимание на еще один важный компонент звуковой культуры речи - речевое дыхание. Речевое дыхание - это дыхание в процессе.

Упражнения и игры для профилактики плоскостопия у дошкольниковУпражнения и игры для профилактики плоскостопия у дошкольников Цель: укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп, развитие мелкой моторики пальцев ног, упражнение в равновесии, координации,.

Увлекательные игры и упражнения для профилактики плоскостопияУвлекательные игры и упражнения для профилактики плоскостопия Сегодня с проблемой плоскостопия сталкивается каждая вторая семья. Причины плоскостопия разные. Заметив у своего ребёнка эту проблему, мы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения по нейропсихологии
Опубликовано: 19 мая 2021 в 13:09
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД