Елена Ковтун
Подгрупповое логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Поможем Белоснежке»
▼ Скачать + Заказать документы
Подгрупповое логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова у детей 6 лет с общим недоразвитием речи.
Учитель-логопед : Ковтун Елена Васильевна.
МБДОУ «Детский сад №70» г. Рязань.
Тема занятия. Поможем Белоснежке.
Цель. Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей.
Задачи
Публикация «Подгрупповое логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова „Поможем Белоснежке“» размещена в разделах
коррекционно-обучающие: закрепить произношение слов сложной слоговой структуры 7-го типа, совершенствовать грамматический строй речи (словообразование и словоизменение существительных, упражнять в произнесение слоговых цепочек, обучать звуковому и слоговому анализу и синтезу;
коррекционно-развивающие: развитие слухового внимания, развитие ориентации в двухмерном пространстве, совершенствование темпо-ритмических параметров общих движений;
коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, желания помочь другим людям.
Оборудование: картинки с изображением Белоснежки, домика гномов, лужи и куста, «светофорчики» с набором картинок, 4 «пенька» с надписью слогов, «цветочные дорожки», игра «Ромашки», предметные картинки со словами сложной слоговой структуры 7-го типа, листы бумаги с образцом «тропинки» и карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- К нам в гости пришла сегодня Белоснежка (ставится картинка с изображением героини). Она гуляла в лесу и заблудилась. Давайте поможем Белоснежке и отведём её к дому семи гномов. Для этого по пути мы должны будем выполнить различные задания.
2. Игра «Светофорчики». Упражнять в оценке нормативности с опорой на картинки.
- Прежде чем отправиться в путь, нам надо выйти из города. Поиграем в «светофорчики». Я буду называть картинки. Если слово звучит верно, вы поднимаете зелёный «светофор», если неверно – красный «светофор». (Дети берут «светофорчики».)
павук – паук
мимон – лимон
вутка – утка
манина – малина
кокно – окно
моциклист – мотоциклист
куруза – кукуруза
котфа – кофта
кулкла – кукла
ведмедь – медведь
скакан – стакан
3. Игра «Убери пеньки с дорожки».
- А теперь отправляемся в путь (дети встают за логопедом). Смотрите, ветер завалил пнями дорогу. А пни то непростые, на них записаны слоги, прочитайте их. Дети читают:
- Пта, пто, пту, пты.
а) упражнение в произнесении слоговых цепочек;
- Чтобы убрать пни, надо повторить слоговые цепочки.
пта – пто – пту – пты
пто – пту – пты – пта
пту – пты – пта – пто
пты - пта – пто – пту
б) звуковой анализ и синтез слога Пта.
- Назови 1-ый (2-ой, 3-ий) звук в слоге Пта, гласный он или согласный (твёрдый или мягкий). Поменяем местами согласные. Какой слог получиться? (Тпа).
Поставь гласный звук [а] в начало слога Пта. Какой слог получиться? (Апт).
4. Игра «Цветочная дорожка». Прохлопывание и проговаривание ритмического рисунка.
- Мы подошли к «цветочным дорожкам». Чтобы пройти их, надо прохлопать их рисунок. Цветок без бабочки – это тихий хлопок, цветок с бабочкой – это громкий хлопок.
Дети считают цветы без бабочек и цветы с бабочками, отхлопывают ритмический рисунок с проговариванием однотипных слогов, например, та – та’ – та.
5. Игра «Ромашки». Развитие фонематических представлений.
- Мы пришли на цветочную поляну. Волк раскидал лепестки у ромашек. Нам надо их собрать, подобрав картинки, подходящие к схемам на сердцевинах (на сердцевинах цветов схемы к односложным, двусложным, трёхсложным словам). Дети делятся на три группы, каждая из которых собирает свою ромашку.
- Назовите слова на лепестках своих ромашек. (Дети называют.) Из скольких слогов они состоят? (Ответы детей.)
6. Игра «Хвосты». Произношение слов слоговой структуры 7-го типа при образовании притяжательных прилагательных.
-Мы зашли в самую гущу леса. Смотрите, из-за кустов виднеются чьи-то хвосты.
- Это хвост зайца. Он чей? - Заячий.
- Это хвост белки. Он чей? - Беличий.
- Это хвост лося. Он чей? - Лосиный.
- Это хвост мыши. Он чей? - Мышиный.
- Это хвост кабана. Он чей? - Кабаний.
7. Упражнение «Назови детёныша – закончи предложение». Произношение слов слоговой структуры 7-го типа при образовании названий детёнышей.
- Идём дальше, смотрите, на пути у нас лужа. Чтобы превратить её в лужицу, назовите детёнышей лесных зверей, продолжив моё предложение.
- У лосихи… - лосёнок.
- У лисы… - лисёнок.
- У ужихи… - ужонок.
- У ежихи… - ежонок.
- Молодцы! Лужа превратилась в лужицу, и мы сможем через неё перешагнуть и идти дальше.
8. Слоговой анализ.
- Мы пришли уже большую часть пути. Я предлагаю сделать привал и немного отдохнуть (дети садятся).
(Выставляются картинки с лосёнком и лисёнком.)
- Кого вы видите? (Это лосёнок и лисёнок.)
- Подели на слоги слово «лисёнок». Назовите 1-ый (2-ой, 3-ий) слог.
- Подели на слоги слово «лосёнок». Назовите 1-ый, (2-ой, 3-ий) слог.
- Какими слогами отличаются эти слова? (ли и ло)
9. Игра «Поможем гномам». Произнесение слов слоговой структуры 7-го типа при употреблении имён существительных в творительном падеже в предложениях.
- До дома гномов осталось идти совсем немного. Гномы маленького роста и иногда им бывает трудно выполнять какую-либо работу. Давайте поможем им. Для этого возьмём инструменты (выставляются и называются детьми картинки).
- Что будем делать топором?
- Топором будем рубить дрова.
- Что будем делать лопатой?
- Лопатой будем перекапывать огород.
- Что будем делать утюгом?
- Утюгом будем гладить бельё.
- Что будем делать веником?
- Веником будем подметать пол.
- У Белоснежки с собой пирог. Что сделаем с пирогом?
- Пирогом угостим гномов.
10. Упражнение на ориентацию в двухмерном пространстве «Продолжи дорожку до дома».
(Выставляется картинка с изображением дома гномов.)
- Вот уже и дом гномов виден. Осталось к нему проложить тропинку. Берите листы бумаги, карандаши (дети проходят к партам). Вы должны продолжить «тропинку», чередуя при рисовании треугольники и круги (дети рисуют и приносят готовые «тропинки» к домику).
11. Итог занятия.
- Вы справились со всеми заданиями и помогли Белоснежке добраться до дома семи гномов. Молодцы!