Лучший педагог года

Поисково-исследовательская деятельность дошкольников

Каролина Самсонова
Поисково-исследовательская деятельность дошкольников

Методы поисково-исследовательской деятельности дошкольников.

Итак, детская поисково-исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.

Изучение исследовательской деятельности как целостного образования личности позволило выявить ее психологическую основу, состоящую из взаимосвязанных процессов. По мнению Савенкова Александра Ильича к ним относятся:

Публикация «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников» размещена в разделах

- интеллектуальные процессы, связанные с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, которые Г. И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач;

- эмоциональные процессы, характеризуемые положительным отношением к объекту и наиболее ярко проявляющихся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление отзывчивости, эмпатии, положительных эмоций от совместной деятельности с взрослыми и сверстниками). Заложенное в исследовательской деятельности эмоциональное начало, как отмечает Ю. Н. Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности;

- волевые (регулятивные) процессы. Устремление, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлективных способностей – все это регулирует и развивает исследовательскую деятельность. В исследованиях Л. С. Выготского, А. К. Дусавицкого, В. Н. Мясищева, Н. Г. Морозовой, А. И. Сорокиной и др. доказано, что исследовательская деятельность является стимулом для развития волевых качеств личности;

- творческие процессы выражены в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности.

Исследовательская деятельность служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта ребенка. Под влиянием исследовательской деятельности активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей и пр.

Таким образом, мысли, эмоции, воля и творчество – в совокупности составляют основу исследовательской деятельности. Наличие всего многообразия процессов, включенных в исследовательскую деятельность, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития.

Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять.

М. Монтессори отмечала: «С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком». Такое «исследовательское» поведение заложено в природе ребёнка.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, педагог может стимулировать её следующими методами:

• Вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;

• Вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;

• Метод, стимулирующий детей к коммуникации: "Спроси своего друга, что он думает по этому поводу";

• Метод "первой пробы" применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

Т. к. процесс поисково-исследовательской деятельности - это наиболее эффективная форма познания окружающего мира ребенком, именно поэтому задача педагогов и родителей создать благоприятные условия для её организации, в первую очередь - обеспечить соответствующей ППС, также использовать такие методические приемы как:

Проектная деятельность

Экскурсии

Наблюдения

Целевые прогулки

Просмотр фильмов и обучающих видеороликов

Опыты и эксперименты

Беседы

Труд в уголке природы и дома

Работа с календарём природы

Д/и

Работа с символами и эмблемами

Сбор коллекций

Сегодня я хочу поделиться своим опытом организации поисково-исследовательской деятельности в средней группе на примере реализации краткосрочного проекта. Предпосылкой к реализации данного проекта было занятие по ФЦКМ "Хлеб на нашем столе", в ходе НОД были продемонстрированы зерна пшеницы и многие дети начали предлагать их посадить в свободный горшок как мы делали с косточками фруктов после второго завтрака. Но, учитывая любовь детей нашей группы к опытам и экспериментам, свободные горшки были спрятаны и был готов альтернативный вариант - вырастить микрозелень, которую можно будет не просто наблюдать и выращивать, но и съесть Данная идея вынашивалась с весны и уже были приобретены специальные семена, оставалось только выбрать подходящий момент.

Как у настоящих исследователей, все необходимое было под рукой и наш проект начался в день запроса.

Проект "Выращивание микрозелени"

Срок реализации: 21.09.2020 - 30.09.2020

Методы проекта: наглядные, практические, исследовательские.

Цель проекта:

1. Вырастить микрозелень, используя такой способ выращивания, чтобы этапы развития растения были видны невооруженным глазом

Задачи для группы поставили следующие:

1. Подготовить контейнер с материалом для проращивания, который будет соответствовать цели, продумать систему для сохранения микроклимата мини-грядки;

2. Заложить семена и установить контейнер в наиболее подходящим место;

3. Вести фотодневник изменений семян;

4. Выяснить чем полезна микрозелень и почему для её выращивания необходимы специальные семена;

5. Зарисовать отмеченные изменения семян;

6. Придумать как можно изобразить развитие ростка из семени с помощью своего тела;

7. Продолжать прививать любовь к труду и уходу за растениями;

8. Продегустировать готовые ростки, т. к. никто из группы не имеет к этому противопоказаний.

Ожидаемые результаты:

1. Поддержание поисково - исследовательской деятельности путем реализации краткосрочного проекта;

2. Дети проявляют инициативу к исследованию, стараются получить максимум знаний из предложенного материала;

3. Дети продолжают учиться ухаживать за растениями и знакомятся с различными условиями их содержания, подмечают красоту растительного мира, у детей формируется бережное и ответственное отношение к растительному миру;

4. Дети знакомятся с новым понятием «микрозелень», узнают пользу от её употребления в пищу;

5. У детей формируются и закрепляются знания об этапах роста растений;

6. С помощью исследовательской работы дети самостоятельно смогут вырастить растения;

7. Формирование у детей уважительного отношения к труду;

8. Дети узнают чем отличаются по вкусу ростки от взрослого растения.

Т. о., в ходе данной работы активно использовались стимулирующие методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности, например, для организации проекта была использована провокация, которая дала ожидаемые результаты. Анализируя проведенную работу можно сказать, что цель и задачи достигнуты полностью, дети с азартом помогали готовить фотоматериалы, наблюдали и зарисовывали этапы развития ростка, в качестве физического изображения процесса сразу вспомнили упражнение "Семечко". Саму микрозелень пробовали с интересом, но т. к. она горькая, то не все доели свою порцию. Сейчас с нетерпением ждут времени высаживания семян на рассаду для ДС.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы познакомились с такой субстанцией, как гидрогель. Нам его прислала.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Фотоотчет «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: измельчение продуктов с помощью кофемолки»Фотоотчет «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: измельчение продуктов с помощью кофемолки» Уважаемые коллеги! В ходе реализации проекта "Откуда хлеб пришел" я рассказываю детям о том, как измельчают зерно, превращая его в муку.

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Континент Австралия» (краткосрочный)Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Континент Австралия» (краткосрочный) Проект разработала: Завьялова Татьяна Николаевна. Вид проекта: поисково – исследовательский, творческий. Участники проекта: дети 5.

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке»Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Проект разработала: Завьялова Татьяна Николаевна. Вид проекта:.

Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений»Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений» Вид проекта: А) Исследовательский Б) Познавательный В) Практический Срок: две недели. Цель: Способствовать формированию представлений о.

Познавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольниковПознавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольников Дошкольники - прирожденные исследователи. Они любознательны, постоянно стремятся экспериментировать и самостоятельно находить решение в.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелемПознавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 12:48
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД