Лучший педагог года

Поисково-исследовательская деятельность как условие познавательного развития старших дошкольников

Елена Багаутдинова
Поисково-исследовательская деятельность как условие познавательного развития старших дошкольников

Поисково-исследовательская деятельность как условие познавательного развития старших дошкольников

Багаутдинова Елена Геннадиевна

Аннотация: в данной рассматривается развитие познавательных интересов посредством организации поисково- исследовательской деятельности. у детей дошкольного возраста.

Публикация «Поисково-исследовательская деятельность как условие познавательного развития старших дошкольников» размещена в разделах

Аннотация: в данной статье обсуждается развитие когнитивных интересов через организацию поисково-исследовательской деятельности

Ключевые слова: поиск, исследование, экспериментлюбознательность, интерес, формирование, деятельность.

Ключевое слово: поиск, исследования, эксперимент любопытство, интерес, формирование, активность.

Актуальность исследования. Федеральным государственным образовательным стандартом ДО были определены требования к результатам освоения Образовательной Программы ДО, которые представлены в виде целевых ориентиров или возможных достижений ребенка – дошкольника :

- ребёнок проявляет любознательность,

- задаёт вопросы взрослым и сверстникам,

- интересуется причинно-следственными связями, и другие, представленные на слайде

- овладевает основными культурными способами деятельности,

- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей,

- склонен наблюдать, экспериментировать,

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт,

- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ;

- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности :

- ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

Целью моей работы является: развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством организации поисковоисследовательской деятельности.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

- Формировать интерес к объектам окружающего мира и их свойствам

- Формировать умение задавать вопросы; - Формировать умение устанавливать причинно- следственные связи;

- Формировать навыки поисково- исследовательской деятельности;

- Формировать умение самостоятельно определять алгоритм собственных действий и использовать их поисково- исследовательской деятельности;

- Формировать умение инициировать способы позитивного общения и взаимодействия со сверстниками.

Моя система работы была разработана на основе методических рекомендаций:

Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой. Н. А. Рыжовой, Л. Б. Поддубной, Г. П. Тугушевой и А. Е. Чистяковой. Значительное место в моей системе занимают игры и упражнения, представленные в методических рекомендациях А. И. Савенкова. Они направлены на развитие познавательных умений задавать вопросы, выдвигать гипотезы, видеть проблемы, делать выводы и умозаключения. На основе методических рекомендаций А. М. Матюшкина, М. И. Махмутовой, В. Оконь, И. Я. Лернера были разработаны

проблемные ситуации.

В своей деятельности с детьми я руководствуюсь следующими принципами:

- Принцип деятельностного подхода. Я считаю, что при обучении детей на современном этапе очень важно не преподносить детям знания и истины в готовом виде, а учить их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Поэтому организация работы с детьми носит поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем, где ребенок всегда занимает активную позицию, действует и в ходе деятельности делает свои открытия.

- Принцип индивидуальности. Я старалась максимально учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и всячески содействовать его дальнейшему развитию.

- Принцип творчества и успеха. Любая индивидуальная или коллективная исследовательская деятельность должна быть разработана творчески, что позволяет определять и развивать индивидуальные особенности воспитанников и уникальность группы в целом.

- Принцип партнерского общения. В ходе любого мероприятия с детьми я старалась оставаться партнером по деятельности и как можно больше создавать ситуаций общения. Так как общаясь, дети учатся признавать ценность другого человека, его мнение и интересы.

- Принцип выбора. Так как педагогически целесообразно, чтобы ребенок постоянно воспитывался в условиях выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания деятельности, то разрабатывая систему я старалась наполнить предметно- развивающую среду разнообразными материалами и оборудованием, использовать различные методы и приемы в ходе организации деятельности, максимально учитывая интересы и возможности детей.

свою работу по организации поисково- исследовательской деятельности с детьми я начала с разработки системы, которая представлена в виде отдельных разделов, где разработаны эксперименты с отдельными объектами неживой и живой природы и предметами рукотворного мира, разработаны циклы наблюдений в природе. В каждом разделе представлены игры, направленные на формирование познавательных интересов. При выборе объектов и явлений живой и неживой природы для детского экспериментирования учитывались особенности развития детей старшего дошкольного возраста и их интересы.

Эксперименты содержат элементы оригинальнальности, неожиданности и необычности. Например: Как можно выйти из воды сухим? Как измерить и определить, какая капля больше: холодная, тёплая или горячая? Как поймать воздух и поиграть с ним? Все эксперименты доступны для участников исследования и обогащают их опыт новыми знаниями и умениями.

Совместная поисково- исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста организуется систематически один раз в неделю. Все оборудование всегда находится в доступном для детей месте и дети имеют возможность самостоятельно проводить опыты.

Также проводятся индивидуальные консультации о том, как организовать условия для исследовательской деятельности в семье с учётом интересов и возможностей каждого ребёнка.

Таким образом, поисково-исследовательская деятельность устроена так что, со временем познавательный интерес направляет на познавательную потребность – главный мотив исследовательского поведения, что очень необходимо в жизни.

Список литературы

1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире поиска : поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).

2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы познакомились с такой субстанцией, как гидрогель. Нам его прислала.

Фотоотчет спортивно-познавательного досуга «Полет в космос» для старших дошкольниковФотоотчет спортивно-познавательного досуга «Полет в космос» для старших дошкольников Фотоотчет спортивно-познавательного досуга "Полет в космос" для старших дошкольников, посвященный дню космонавтики. Уважаемые коллеги, доброго.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Континент Австралия» (краткосрочный)Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Континент Австралия» (краткосрочный) Проект разработала: Завьялова Татьяна Николаевна. Вид проекта: поисково – исследовательский, творческий. Участники проекта: дети 5.

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке»Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Проект разработала: Завьялова Татьяна Николаевна. Вид проекта:.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелемПознавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поисково-исследовательская деятельность как условие познавательного развития старших дошкольников
Опубликовано: 7 января 2020 в 22:10
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД