Жанна Машина
Пояснительная записка кружка по изобразительной деятельности «Семицветик» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа «Семицветик» составлена на основе программы по изобразительному искусству «Природа и художник» автор Т. А. Копцева. Она вводит ребенка в удивительный мир творчества и с помощью такого вида художественного творчества, как нетрадиционное рисование, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Публикация «Пояснительная записка кружка по изобразительной деятельности „Семицветик“ в средней группе» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Средняя группа
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений
Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо :
учитывать интересы детей,
использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы).
Занятия нетрадиционными техниками рисования способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности и трудолюбия, умения доводить работу до конца, формированию изобразительных умений и навыков.
Актуальность
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев и от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (рукой, карандашом, кистью, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Таким образом, связь активных движений пальцев рук с уровнем общего развития ребенка получила научное обоснование.
Новизна программы заключается в использовании нетрадиционных техник рисования и разнообразии художественных средств выразительности.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Таким образом, акцент в работе программы делается на развитие творческих способностей, эстетического вкуса, воображения детей, а так же создание условий для свободного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
Цель программы: формирование разнообразных навыков и умений, способствующих развитию художественно-эстетических качеств личности у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
- Обучать способам деятельности, формировать умения и навыки детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества.
- Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении природы, использовать различные художественные средства.
Развивающие:
- Способствовать развитию мелкой моторики рук.
- Развивать наблюдательность, внимание и воображение.
- Развивать глазомер, цветоощущение, восприятие формы.
Воспитывающие:
-Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам рисования, желание заниматься изобразительной деятельностью.
-Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
- Способствовать воспитанию художественного вкуса.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 4-5лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Форма работы с детьми
Занятия проводятся с октября по май включительно 2 раза в неделю по 20 минут, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях. При этом соблюдаются санитарно - гигиенические нормы, техника безопасной работы с различными видами материалов и оборудования, обеспечивается возможность отдыха и повышения работоспособности детей (физическая минутка, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию).
Ожидаемые результаты
• Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности.
• Умение находить новые способы для художественного изображения.
• Знание нетрадиционных техник рисования.
Для определения уровня развития используются контрольные занятия в середине и в конце учебного года. С помощью наблюдений и анализа продуктивной деятельности детей оформляются диагностические карты, на основе которых корректируется тематический план программы.
Формы подведения итогов реализации программы
• Выставки детских работ
• Презентации детских работ родителям, сотрудникам
• Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.
Методическое обеспечение
• Дидактический и игровой материал;
• Использование интерактивных ресурсов;
• Использование разнообразных средств и материалов изобразительной деятельности.
Учебный план работы изостудии «Семицветик»
на 2022-2023 учебный год
•
Название курса Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в месяц Кол-во занятий в год Длительность занятий, мин. Кол-во
обучающихся
Изостудия «Семицветик» 2 8 64 20 минут
12 детей
Учебно — тематический план изостудии «Семицветик»
на 2022-2023 учебный год
№ Темы Общее количество занятий/минут Теоретическая часть Практическая часть
1 Разноцветные краски 1/20 минут 5 минут 15 минут
2 Цветные ладошки 1/20 минут 5 минут 15 минут
3 Непослушные пальчики 1/20 минут 5 минут 15 минут
4 Тучка и дождик 1/20 минут 5 минут 15 минут
5 Дерево осенью 1/20 минут 5 минут 15 минут
6 Загадки с грядки 1/20 минут 5 минут 15 минут
7 Черепашка 1/20 минут 5 минут 15 минут
8 Осенний листопад 1/20 минут 5 минут 15 минут
9 Небесные переливы 1/20 минут 5 минут 15 минут
10 Перелётные птицы 1/20 минут 5 минут 15 минут
11 Дек. роспись игрушки 1/20 минут 5 минут 15 минут
12 Зимующие птицы 1/20 минут 5 минут 15 минут
13 Зеркало природы – вода 1/20 минут 5 минут 15 минут
14 Яблочки румяные 1/20 минут 5 минут 15 минут
15 Кисти рябины 1/20 минут 5 минут 15 минут
16 Натюрморт «Изобилие» 1/20 минут 5 минут 15 минут
17 Шишки на веточке 1/20 минут 5 минут 15 минут
18 Синичка 1/20 минут 5 минут 15 минут
19 Снегопад 1/20 минут 5 минут 15 минут
20 Снеговики 1/20 минут 5 минут 15 минут
21 Волшебная птица 1/20 минут 5 минут 15 минут
22 Волшебные снежинки 1/20 минут 5 минут 15 минут
23 Снежинки на ёлочке 1/20 минут 5 минут 15 минут
24 Метель в лесу 1/20 минут 5 минут 15 минут
25 Рождественская открытка 1/20 минут 5 минут 15 минут
26 Зимние забавы 1/20 минут 5 минут 15 минут
27 Морозные узоры 1/20 минут 5 минут 15 минут
28 Снежная страница 1/20 минут 5 минут 15 минут
29 Елочки в зимнем лесу 1/20 минут 5 минут 15 минут
30 Вьюга 1/20 минут 5 минут 15 минут
31 Холодно зимой в лесу 1/20 минут 5 минут 15 минут
32 Дед Мороз 1/20 минут 5 минут 15 минут
33 Иней покрыл деревья 1/20 минут 5 минут 15 минут
34 Узоры на одежде 1/20 минут 5 минут 15 минут
35 Сказочная страна 1/20 минут 5 минут 15 минут
36 Открытка для папы 1/20 минут 5 минут 15 минут
37 Подарок для друга 1/20 минут 5 минут 15 минут
38 Зимушка – Зима 1/20 минут 5 минут 15 минут
39 Волшебная сказка 1/20 минут 5 минут 15 минут
40 Сосульки на крыше 1/20 минут 5 минут 15 минут
41 Для мамы 1/20 минут 5 минут 15 минут
42 Поздравительная открытка 1/20 минут 5 минут 15 минут
43 Подснежники 1/20 минут 5 минут 15 минут
44 Весна идёт 1/20 минут 5 минут 15 минут
45 Ваза с мимозой 1/20 минут 5 минут 15 минут
46 Герои любимых сказок 1/20 минут 5 минут 15 минут
47 Жар-птица 1/20 минут 5 минут 15 минут
48 Весеннее небо 1/20 минут 5 минут 15 минут
49 Белая берёзка 1/20 минут 5 минут 15 минут
50 Красивые облака 1/20 минут 5 минут 15 минут
51 Страна улыбок – царство смеха 1/20 минут 5 минут 15 минут
52 Весеннее разноцветье 1/20 минут 5 минут 15 минут
53 Декоративная роспись 1/20 минут 5 минут 15 минут
54 Космическое путешествие 1/20 минут 5 минут 15 минут
55 Солнечный цвет 1/20 минут 5 минут 15 минут
56 Радуга - дуга 1/20 минут 5 минут 15 минут
57 Праздничный салют 1/20 минут 5 минут 15 минут
58 Теплый майский день 1/20 минут 5 минут 15 минут
59 Весенние переливы 1/20 минут 5 минут 15 минут
60 Насекомые проснулись 1/20 минут 5 минут 15 минут
61 Музыка в красках 1/20 минут 5 минут 15 минут
62 Яблони цветут 1/20 минут 5 минут 15 минут
63 Расцвели одуванчики 1/20 минут 5 минут 15 минут
64 Нарядные бабочки 1/20 минут 5 минут 15минут
Итого: 64 часа