Люба Клекнер
Польза психогимнастики для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Польза психогимнастики для детей младшего дошкольного возраста.
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко - психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для психологов и родителей, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности детей.
Публикация «Польза психогимнастики для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Термин «Психогимнастика» появился в начале 1960-ых годов.
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Родителям тоже небесполезно знать ее основы, чтобы использовать в режиме дня в качестве психофизической разрядки и одновременно - развивающего средства.
Психогимнастика направлена на устранение утомляемости, истощаемости, непоседливости у детей, обладающими вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений с детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики
Структура в психогимнастике должна включать в себя несколько этапов, способствующих созданию условий для эмоционально-чувственного развития ребенка раннего возраста.
Начальный этап — беседа с детьми, художественное слово, загадка, яркая, красочная игрушка, сюрпризный момент и другое. Цель: мотивация детей на тематику занятия или другую форму работы.
Этап проживания действий — отработка основных движений, гимнастических упражнений и другое. Цель: достижение результата обучающих, воспитательных и развивающих задач.
Этап организации эмоционального общения. Цель: тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга. В содержание общения ребенка со взрослым или сверстником включаются такие упражнения, как обмен ролями партнеров по общению, оценка своих эмоций и эмоций партнера. Ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учится сопереживать.
Этап организации контролируемого поведения. Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции. Методические задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов; развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в разных ситуациях.
Варьирование упражнений, связанных с поведением детей : проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами; реагирование на внутренние негативные переживания детей, происходившие ранее в детском саду или дома; загадки на решение конфликтных ситуаций; самостоятельные игры-фантазии с проекцией новых эмоциональных проблем актуальных предложений; домашние задания на активизацию положительных эмоциональных проявлений, закрепление новых форм эмоционального реагирования.
Заключительный этап. Цель: закрепление содержания предлагаемого материала, а также положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.
В конце занятия по психогимнастике можно использовать пение и подпевание совместно с родителями песен, чтение потешек, стихов, хлопки в ладоши, одобрения в виде обнимания друг друга.
Подрастающему человеку психогимнастика не менее полезна, чем обычная и привычная физкультура. Она помогает активизировать взаимодействие правого и левого полушарий мозга, развивать между ним связи, формировать синхронность в работе.
Что это дает?
Развитие познавательных способностей и формирование устойчивой эмоционально-личностной сферы, а через это - сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, в том числе, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, освоение приемов эмоциональной саморегуляции, создание возможностей для самовыражения.
Каким образом?
В психогимнастике используются выразительные движения - т. е. передающие эмоциональную реакцию на что-то происходящее.
Жесты тоже важны, поскольку, кроме обогащения эмоциальной сферы, моторика рук способствует развитию мышления. Нейропсихологи даже заметили : начинают говорить те дети, которым удаются изолированные движения пальцев, в игровой форме этому научить легко.
Что делать? Играть, конечно.
Дети охотно проигрывают ситуации, в которых эмоции (страх, удивление, радость, гнев и т. п.) представляются от имени сказочных персонажей, животных.
Детская игра: тренируем эмоции.
Цель игры: тренировка детских эмоций, обучение саморегуляции, снятие напряжения.
Ход игры:
1. Просим ребенка нахмуриться, как:
Осенняя тучка; Злой мужчина; Сердитый дядя.
2. Просим улыбнуться, как:
Буратино; Кот на солнышке; Хитрая лиса; Солнышко.
3. Просим показать, как злится (злятся) :
Два барана на мостике; Ребенок, у которого забрали конфету; Человек, которого ударили.
4. Просим показать, как испугался:
Заяц волка; Малыш, который забрел в лес; Котенок, на которого гавкает собака.
5. Просим показать, как устал:
Папа после работы; Муравей, который тянул большую палочку; Человек, который поднял что-то тяжелое.
6. Просим показать, как выглядит:
Турист, который поднял тяжелый рюкзак; Ребенок, который много помогал маме; Уставший воин после победы.
Завершить игру можно мимическим набором улыбок.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учиться сопереживать. Психогимнастика помогает ребенку развивать и корректировать эмоции и чувства. Психогимнастика служит так же в качестве психофизической разрядки, улучшения самочувствия и настроения.
«Король боровик не в духе»
Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует
согласно тексту.
Шел король боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король не в духе –
Короля покусали мухи.
«Хоровод сказочных героев»
Дети, двигаясь по кругу, подражают ребенку, который
в центре изображает сказочного героя.
Расслабление мышц
Игра "Холодно - жарко" (на напряжение и расслабление мышц туловища).
Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки - греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер.
Повторить игру 2-3 раза.
Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:
Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Он, мы яблок не хотим!
Мы хвораем. Том и Тим!
Жалоба медвежат сопровождается музыкой.
Выразительные движения. Брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены; туловище согнуто, живот втянут; руки прижаты к животу.
присесть. Шалтай-Болтай
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне. (С. Маршак)
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова "свалился во сне" резко наклонить корпус тела вниз.
Игры на развитие внимания
Будь внимателен!
Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Дети шагают под "Марш" С. Прокофьева. Затем на слово "Зайчики", произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово "лошадки" - как бы ударять "копытом" об пол, "раки" - пятиться, "птицы" - бегать, раскинув руки в стороны, "аист" - стоять на одной ноге.
Слушай хлопки!
Цель игры. Та же.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Игры на развитие памяти
Запомни движения
Цель игры. Та же.
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.
В магазине зеркал
Цель игры. Та же.
В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.
Подвижные игры
Скучно, скучно так сидеть
Играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше. Ведущий говорит:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга, все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.
Сова
Дети выбирают водящего - сову, которая садится в гнездо и спит. В это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий говорит: "Ночь!" Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть. Кто пошевелится или засмеется, становится совой. И игра продолжается.
Таким образом, правильно продуманная и организованная психогимнастика поможет ребёнку преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А самое главное – будет способствовать укреплению психического здоровья, коррекции и предупреждению эмоциональных расстройств.
Литература
Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников : занятия, игры / В. М. Минаева. – М. :АРКТИ, 1999.
Семенкова, С. И. Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5–7 лет / С. И. Семенкова. – М. : АРКТИ, 2002.
Хухлаева, О. В. Лесенка радости / О. В. Хухлаева. – М., 1998.
Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. – М. : Просвещение, 1995.