Получи документы

Пособие для автоматизации и дифференциации звуков на уровне связной речи у детей посредством сторителлинга (кубики историй) (2 фото)

Шарапова Елена
Пособие для автоматизации и дифференциации звуков на уровне связной речи у детей посредством сторителлинга (кубики историй)

Пособие для автоматизации и дифференциации звуков на уровне связной речи у детей с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией, посредством сторителлинга (кубики историй).

Автор-разработчик: Шарапова Елена Викторовна учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ № 164 «Золотой петушок». Центральный округ. Железнодорожный район. Город Новосибирск.

Образовательная область – речевое развитие.

Возрастная группа - подготовительная логопедическая группа.

Публикация «Пособие для автоматизации и дифференциации звуков на уровне связной речи у детей посредством сторителлинга (кубики историй)» размещена в разделах

Актуальность

В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией. Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является - нарушение произносительной и просодической стороны речи. У детей с дизартрией наряду с ведущими расстройствами фонетической и просодической стороны часто наблюдается общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи – нарушение, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы – фонетика, лексика и грамматика и связная речь.

В процессе коррекционной работы с данной категорией детей большое внимание уделяется коррекции произносительной стороны речи- постановке звуков, а затем их автоматизации на уровне слога, слова, предложения, связной речи. Процесс автоматизации поставленных звуков у детей с дизартрией проходит достаточно длительный период. Как правило заканчивается иллюстративный и методический материал, а звук так и не вводится в речь и ребенку не интересно выполнять однообразные задания.

И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории.

Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное пересказывания и составления рассказов Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Одним из таких методов является сторителлинг. Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Интерактивный метод «сторителлинг» имеет большое значение для коррекции речи дошкольников, так как позволяет учителю-логопеду обеспечивать положительный настрой обучающегося и поддерживать интерес детей к выполняемым коррекционным упражнениям.

Вся работа с использованием сторителлинга опирается на общие дидактические принципы:

- систематичность и последовательность. Данный принцип предполагает постепенный переход воспитанника из пассивного слушателя в активного участника деятельности по созданию истории. На первом этапе педагогом задается «канва истории», дети – активные слушатели в процесс создания и рассказывания историй. Далее дети создают истории самостоятельно, следуя заданию и рекомендациям педагога; моделируют различные ситуации и ищут пути выхода; анализируют истории самостоятельно или с педагогом.

- учет возрастных и индивидуальных особенностей. Данный принцип позволяет достичь эффективности в работе через индивидуальный подход к каждому ребёнку, с учётом его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей (заинтересованность, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание, и память ребенка и т. д.).

- учет структуры дефекта. Этот принцип предполагает определение ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных признаков. воздействие на все структурные компоненты языка.

- поэтапность коррекции речи. Последовательно формирование предпосылок для перехода от одного этапа к другому. Каждый этап характеризуется своими целями и задачами, методами и приемами коррекции.

- активизации речевой практики. Данный принцип позволяет использовать наиболее адекватные разнообразные приёмы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.

Цель: использование интерактивного метода «сторителлинг» для повышения эффективности автоматизации и дифференциации поставленных звуков на уровне связной речи.

Задачи:

- создавать благоприятную среду для речевой активности ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;

- развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;

- развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

- осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.

Кубики историй – это уникальная настольная игра-пособие, развивающая фантазию и речь. На индивидуальных и подгрупповыхь логопедических занятиях задается тема рассказа либо читается начало, затем ребенок выбрасывает кубики, рассматривает картинки и сам придумывает уже свою историю, либо придумывает историю вместе с педагогом. На таком занятии использую 3-4 кубика. Техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминания сюжета, эффективна в процессе рассуждения.

Правила игры

Как и у каждой игры у кубиков историй есть свои правила, они просты и легки для запоминания. Сначала выбираем историю, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

Как построить историю? Дети по очереди бросают кубики, Учитель-логопед помогает выстроить историю с помощью наводящих вопросов по определенной схеме:

1. В…. (Место действия)

2. Жил-был… (Описать героя или героиню)

3. Однажды… (Что-то происходит и начинается действие)

4. И вот… (Что делает герой и чего он хочет добиться)

5. Однако… (Что –то идет не так)

6. Тогда … (Как герой пытается решить проблему)

7. В конце концов… (Завершение истории, выводы)

Учитель-логопед записывает рассказ со слов детей (ребенка)

Оборудование: для каждого занятия готовятся 3 кубика, с картинками на тот звук, который необходимо автоматизировать или на пару звуков – для дифференциации. Кубики- герои, атрибуты и место действия.

Пособие для автоматизации и дифференциации звуков на уровне связной речи у детей посредством сторителлинга (кубики историй)
Фото №1 Пособие для автоматизации и

Рассказы детей

«Прогулка в осеннем лесу»

Цель: дифференциация звуков [С-СЬ] на уровне связной речи.

(Сочинили воспитанники старшей и подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Жила была Соня дома с мамой, папой, дедушкой, бабушкой и младшим братом. Однажды Соня решила погулять в осеннем лесу. И вот она увидела кленовый листик. Она взяла его и захотела еще набрать листья для букета. И вот встретился кот- Васька. Он не стал собирать листики. И они с Соней пошли кататься на карусели. А когда они покатались, то помирились и стали собирать листики вместе. Но вдруг встретили они гуся. Тот стал их щипать. У Сони были семечки, она угостила ими гуся. И гусь не стал их больше обижать. Они все помирились. Собрали большой букет из листьев. Соня понесла его домой, а кот-Васька и гусь пошли по своим делам.

Гусь поступил очень плохо, потому что нельзя обижать своих товарищей.

«Приключение Золушки в сказочном городе».

Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С-З] в тексте

(Сочинили воспитанники старшей и подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Жила – была Золушка в сказочном городе. Однажды Золушка нашла золотой ключик. Она решила открыть замок, чтобы посмотреть, что внутри замка. Но ей помешал Незнайка. Незнайка ехал на саночках во дворе замка и не дал Золушке дотронуться до замка. Тогда Золушка перешла через мост и увидела снеговика, который ехал на лыжах. Он увидел Золушку и спросил: «Чем тебе помочь?» Золушка попросила, чтобы он прогнал Незнайку. Тогда снеговик позвал Знайку, и тот придумал, как прогнать Незнайку. Пошли они в замок и нашли ключ, который потеряла Золушка. По пути они встретили кота в сапогах, который поднял ключ и сказал, что это его ключ. Они все вместе решили прогнать Незнайку. Открыли замок. А в замке они увидели сундук. А в сундуке- саночки волшебные. Из этих саночек сыпались конфеты. Друзья все вместе стали есть конфеты и кататься на саночках.

Незнайка поступил плохо, потому что не пускал Золушку в Замок. А Снеговик, Знайка и кот в сапогах поступили хорошо.

! В конце занятия учитель-логопед читает детям сказку и просит назвать слова со звуком [С] звуком [З].

«Приключения на волшебном острове»

Цель: дифференциация и автоматизация [Р-РЬ] на уровне текста

(Сочинил воспитанник подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Жил был дракон на волшебном острове. Однажды дракон решил пойти в темную пещеру. Он вошел в пещеру. На него напал пират. Дракон посветил пирату в глаза фонариком и улетел в замок. В замке запускали воздушный шар, и он решил долететь на нем до пещеры и взял с собой робота. Прилетели они с роботом в пещеру и предложили пирату поехать на карете в другую пещеру. Он переехал в другую пещеру и стал там жить поживать.

Фантастическая история про шарик.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С-Ш] в связной речи.

(Сочинили воспитанники старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР).

В Новосибирске жил - был смешной воздушный шарик. Однажды он увидел шапку-невидимку. Шарик подлетел к ней, взял и понес домой.

А когда он летел домой, то встретил по дороге красную машинку. И они стали хорошими друзьями.

Воздушный шарик захотел надеть шапку-невидимку, чтобы убедиться в том-действует она или нет. Машинка оглянулась, а шарика нет. Она подумала, что тот улетел домой и поехала дальше.

Но летел шмель и со всей скорости они столкнулись-шарик и шмель. У шмеля чуть не выпали глазки, как он удивился. Шмель пожал плечами облетел, вокруг и полетел домой. Дома он увидел шкаф. Залетел в него, надел розовое платье и полетел дальше. По дороге он встретил лешего. И рассказал, что с ним произошло. А леший сказал, что у него есть шланг с водой, и он сейчас выяснит кто здесь летает. Они начали поливать воздух водой. Вода попала на шарик, и он закричал, что не надо его мочить. Друзья услышали знакомый голос. И поняли, что это шарик.

Вот и сказочки конец, а кто слушал-молодец!

! В конце занятия дети называют слова со звуками [Ш] и [С] из своего рассказа.

Публикации по теме:

Дидактическая игра-пособие «Огород» для автоматизации звуков в речиДидактическая игра-пособие «Огород» для автоматизации звуков в речи Описание игры-пособия: дидактическая игра-пособие «Огород» представляет собой контейнер с «грядками», выполненных из плотного картона, обтянутых.

Дидактическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [р]-[р’] «Весёлый грузовичок»Дидактическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [р]-[р’] «Весёлый грузовичок» «Весёлый грузовичок» Дидактическая игра для автоматизации и дифференциации звуков Р, Р’. Автор: Игнатьева О. В. учитель-логопед СП «Детский.

Дидактическое пособие «Кубики историй» — тренажёр для тренировки творческих способностей, памяти и мышления!Дидактическое пособие «Кубики историй» — тренажёр для тренировки творческих способностей, памяти и мышления! Дидактическое пособие "Кубики историй" - тренажёр для тренировки творческих способностей, памяти и мышления! "Креативность можно тренировать,.

Дидактическое пособие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Кубики новогодних историй»Дидактическое пособие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Кубики новогодних историй» Введение: Одна из самых острых проблем в современном дошкольном образовании- развитие речи. Конечно же, в своей работе я использую самые.

Использование кубиков историй в развитии речи воспитанников посредством инновационной технологии «Сторителлинг»Использование кубиков историй в развитии речи воспитанников посредством инновационной технологии «Сторителлинг» Проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Перед педагогом стоит задача найти оптимальные методы, приемы,.

Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников.Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников. Повторяя один и тот же материал для автоматизации звука, ребенок очень быстро утомляется. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, и сделать.

Логопедическое пособие для автоматизации звуков в слогах «Кочка за кочкой» своими рукамиЛогопедическое пособие для автоматизации звуков в слогах «Кочка за кочкой» своими руками Логопедическое пособие для автоматизации звуков в слогах "Кочка за кочкой" своими руками Логопедическое пособие «Кочка за кочкой» предназначено.

Логопедическое пособие «Звуковые кубики» для автоматизации и дифференциации поставленных звуковЛогопедическое пособие «Звуковые кубики» для автоматизации и дифференциации поставленных звуков Главной целью при использовании «Звуковых кубиков» является автоматизация, затем дифференциация поставленных звуков в словах, предложениях.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Пособие «Логический квадрат» на логопедических занятиях по автоматизации звуковПособие «Логический квадрат» на логопедических занятиях по автоматизации звуков У детей дошкольного возраста логические формы мышления находятся в стадии развития. Дошкольник уже способен делать выводы и умозаключения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пособие для автоматизации и дифференциации звуков на уровне связной речи у детей посредством сторителлинга (кубики историй)
Опубликовано: 29 января 2023 в 12:01
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД