Шарапова Елена
Пособие для автоматизации и дифференциации звуков на уровне связной речи у детей посредством сторителлинга (кубики историй)
▼ Скачать + Заказать документы
Пособие для автоматизации и дифференциации звуков на уровне связной речи у детей с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией, посредством сторителлинга (кубики историй).
Автор-разработчик: Шарапова Елена Викторовна учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ № 164 «Золотой петушок». Центральный округ. Железнодорожный район. Город Новосибирск.
Образовательная область – речевое развитие.
Возрастная группа - подготовительная логопедическая группа.
Публикация «Пособие для автоматизации и дифференциации звуков на уровне связной речи у детей посредством сторителлинга (кубики историй)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Кубики. Игры с кубиками
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2023
Актуальность
В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией. Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является - нарушение произносительной и просодической стороны речи. У детей с дизартрией наряду с ведущими расстройствами фонетической и просодической стороны часто наблюдается общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи – нарушение, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы – фонетика, лексика и грамматика и связная речь.
В процессе коррекционной работы с данной категорией детей большое внимание уделяется коррекции произносительной стороны речи- постановке звуков, а затем их автоматизации на уровне слога, слова, предложения, связной речи. Процесс автоматизации поставленных звуков у детей с дизартрией проходит достаточно длительный период. Как правило заканчивается иллюстративный и методический материал, а звук так и не вводится в речь и ребенку не интересно выполнять однообразные задания.
И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории.
Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное пересказывания и составления рассказов Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Одним из таких методов является сторителлинг. Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
Интерактивный метод «сторителлинг» имеет большое значение для коррекции речи дошкольников, так как позволяет учителю-логопеду обеспечивать положительный настрой обучающегося и поддерживать интерес детей к выполняемым коррекционным упражнениям.
Вся работа с использованием сторителлинга опирается на общие дидактические принципы:
- систематичность и последовательность. Данный принцип предполагает постепенный переход воспитанника из пассивного слушателя в активного участника деятельности по созданию истории. На первом этапе педагогом задается «канва истории», дети – активные слушатели в процесс создания и рассказывания историй. Далее дети создают истории самостоятельно, следуя заданию и рекомендациям педагога; моделируют различные ситуации и ищут пути выхода; анализируют истории самостоятельно или с педагогом.
- учет возрастных и индивидуальных особенностей. Данный принцип позволяет достичь эффективности в работе через индивидуальный подход к каждому ребёнку, с учётом его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей (заинтересованность, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание, и память ребенка и т. д.).
- учет структуры дефекта. Этот принцип предполагает определение ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных признаков. воздействие на все структурные компоненты языка.
- поэтапность коррекции речи. Последовательно формирование предпосылок для перехода от одного этапа к другому. Каждый этап характеризуется своими целями и задачами, методами и приемами коррекции.
- активизации речевой практики. Данный принцип позволяет использовать наиболее адекватные разнообразные приёмы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.
Цель: использование интерактивного метода «сторителлинг» для повышения эффективности автоматизации и дифференциации поставленных звуков на уровне связной речи.
Задачи:
- создавать благоприятную среду для речевой активности ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;
- развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
- развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
- осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.
Кубики историй – это уникальная настольная игра-пособие, развивающая фантазию и речь. На индивидуальных и подгрупповыхь логопедических занятиях задается тема рассказа либо читается начало, затем ребенок выбрасывает кубики, рассматривает картинки и сам придумывает уже свою историю, либо придумывает историю вместе с педагогом. На таком занятии использую 3-4 кубика. Техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминания сюжета, эффективна в процессе рассуждения.
Правила игры
Как и у каждой игры у кубиков историй есть свои правила, они просты и легки для запоминания. Сначала выбираем историю, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).
Как построить историю? Дети по очереди бросают кубики, Учитель-логопед помогает выстроить историю с помощью наводящих вопросов по определенной схеме:
1. В…. (Место действия)
2. Жил-был… (Описать героя или героиню)
3. Однажды… (Что-то происходит и начинается действие)
4. И вот… (Что делает герой и чего он хочет добиться)
5. Однако… (Что –то идет не так)
6. Тогда … (Как герой пытается решить проблему)
7. В конце концов… (Завершение истории, выводы)
Учитель-логопед записывает рассказ со слов детей (ребенка)
Оборудование: для каждого занятия готовятся 3 кубика, с картинками на тот звук, который необходимо автоматизировать или на пару звуков – для дифференциации. Кубики- герои, атрибуты и место действия.
Рассказы детей
«Прогулка в осеннем лесу»
Цель: дифференциация звуков [С-СЬ] на уровне связной речи.
(Сочинили воспитанники старшей и подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Жила была Соня дома с мамой, папой, дедушкой, бабушкой и младшим братом. Однажды Соня решила погулять в осеннем лесу. И вот она увидела кленовый листик. Она взяла его и захотела еще набрать листья для букета. И вот встретился кот- Васька. Он не стал собирать листики. И они с Соней пошли кататься на карусели. А когда они покатались, то помирились и стали собирать листики вместе. Но вдруг встретили они гуся. Тот стал их щипать. У Сони были семечки, она угостила ими гуся. И гусь не стал их больше обижать. Они все помирились. Собрали большой букет из листьев. Соня понесла его домой, а кот-Васька и гусь пошли по своим делам.
Гусь поступил очень плохо, потому что нельзя обижать своих товарищей.
«Приключение Золушки в сказочном городе».
Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С-З] в тексте
(Сочинили воспитанники старшей и подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Жила – была Золушка в сказочном городе. Однажды Золушка нашла золотой ключик. Она решила открыть замок, чтобы посмотреть, что внутри замка. Но ей помешал Незнайка. Незнайка ехал на саночках во дворе замка и не дал Золушке дотронуться до замка. Тогда Золушка перешла через мост и увидела снеговика, который ехал на лыжах. Он увидел Золушку и спросил: «Чем тебе помочь?» Золушка попросила, чтобы он прогнал Незнайку. Тогда снеговик позвал Знайку, и тот придумал, как прогнать Незнайку. Пошли они в замок и нашли ключ, который потеряла Золушка. По пути они встретили кота в сапогах, который поднял ключ и сказал, что это его ключ. Они все вместе решили прогнать Незнайку. Открыли замок. А в замке они увидели сундук. А в сундуке- саночки волшебные. Из этих саночек сыпались конфеты. Друзья все вместе стали есть конфеты и кататься на саночках.
Незнайка поступил плохо, потому что не пускал Золушку в Замок. А Снеговик, Знайка и кот в сапогах поступили хорошо.
! В конце занятия учитель-логопед читает детям сказку и просит назвать слова со звуком [С] звуком [З].
«Приключения на волшебном острове»
Цель: дифференциация и автоматизация [Р-РЬ] на уровне текста
(Сочинил воспитанник подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Жил был дракон на волшебном острове. Однажды дракон решил пойти в темную пещеру. Он вошел в пещеру. На него напал пират. Дракон посветил пирату в глаза фонариком и улетел в замок. В замке запускали воздушный шар, и он решил долететь на нем до пещеры и взял с собой робота. Прилетели они с роботом в пещеру и предложили пирату поехать на карете в другую пещеру. Он переехал в другую пещеру и стал там жить поживать.
Фантастическая история про шарик.
Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С-Ш] в связной речи.
(Сочинили воспитанники старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР).
В Новосибирске жил - был смешной воздушный шарик. Однажды он увидел шапку-невидимку. Шарик подлетел к ней, взял и понес домой.
А когда он летел домой, то встретил по дороге красную машинку. И они стали хорошими друзьями.
Воздушный шарик захотел надеть шапку-невидимку, чтобы убедиться в том-действует она или нет. Машинка оглянулась, а шарика нет. Она подумала, что тот улетел домой и поехала дальше.
Но летел шмель и со всей скорости они столкнулись-шарик и шмель. У шмеля чуть не выпали глазки, как он удивился. Шмель пожал плечами облетел, вокруг и полетел домой. Дома он увидел шкаф. Залетел в него, надел розовое платье и полетел дальше. По дороге он встретил лешего. И рассказал, что с ним произошло. А леший сказал, что у него есть шланг с водой, и он сейчас выяснит кто здесь летает. Они начали поливать воздух водой. Вода попала на шарик, и он закричал, что не надо его мочить. Друзья услышали знакомый голос. И поняли, что это шарик.
Вот и сказочки конец, а кто слушал-молодец!
! В конце занятия дети называют слова со звуками [Ш] и [С] из своего рассказа.