Приложение МААМ

Построение развива­ющей предметно-прост­ранственной среды

Наталья Коновалова
Построение развива­ющей предметно-прост­ранственной среды
▼ Скачать + Заказать документы

«Развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)» Письмо Минобрбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования», № 08-249 от 28.02.2014

Развивающая среда в группе строится в соответствии с принципами ее построения по ФГОС ДО:

насыщенность

трансформируемость

полифункциональность

вариативность

Публикация «Построение развива­ющей предметно-прост­ранственной среды» размещена в разделах

доступность

безопасность

Принципы Работа над РППС группы

1. Насыщенности

Объекты среды соответствуют возрастным особенностям детей и содержанию программы.

Организация образовательного пространства в группе и разнообразие объектов обеспечивают активность воспитанников в разных видах деятельности, дают возможность проявлению творчества, инициативы и самостоятельности детей. Насыщенность среды поддерживает

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, дают возможность самовыражения воспитанников.

В группе имеется ассортимент игрушек, игровых и подручных материалов, действия с которыми позволяют ребенку узнавать и осваивать различные наблюдаемые свойства окружающего мира явлений, стихий, простейших механизмов.

Подбор материалов и оборудования осуществляется в соответствии с темой, решаемыми образовательными задачами, ведущей деятельностью (сюжетно-ролевая, игра с правилами).

В группе почти нет стационарных игровых зон. Атрибуты размещаются в контейнерах, коробках по темам (одежда, посуда, продукты, инструменты, животные и т. д.). Есть и специальные наборы: «Больница», «Парикмахерская». Они доступны, их можно взять и использовать в разных сюжетных играх.

Совместно с детьми изготавливаем атрибуты для режиссерских игр.

Материалы и оборудование интересны детям группы, стимулируют их активность от задумки до результата в разных видах деятельности, находятся в свободном доступе у воспитанников.

Среда развивающая, насыщенная, обеспечивающая игровую, познавательную, эксперементально- исследовательскую, творческую деятельность. (мягкие модули, ширмы, природный материал)

В группе имеются алгоритмы выполнения разных видов деятельности (рисование, лепка, игра, конструирование, познавательная, поисковая и др.) для мальчиков и девочек с вариантами выбора задумки, средств, способов деятельности.

Игры, игрушки, альбомы создаются, преобразовываются в соответствии с принципом минимакс. Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем: он обеспечивает индивидуальный подход, учит самостоятельно находить нужную информацию.

Дети самостоятельно выбирают себе партнера по игре, определить свое место в группе, границы своего игрового пространства.

2. Трансформируемости

РППС в группе изменяется в соответствии с образовательной ситуацией, от меняющихся интересов и возможностей детей.

Рабочая зона (30%, активной деятельности (50%, спокойной деятельности (20%). Короткова Н. А.

В старшем дошкольном возрасте дети сами организуют пространство среды.

В своей работе с детьми мы используем игры-квесты, которые стали популярны благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Они предполагают использование всех помещений не только группы, но и ДОУ, его территории. Во время организации свободной деятельности так же задействуются площади спальной комнаты и раздевалки. Дети любят уединяться, играть небольшими группами.

Нами изготовлены новые креативные маркеры пространства, соответствующие требованиям РППС. Они легко трансформируются, сделаны из строительных полипропиленовых листов. В группе их несколько «Машина», «Корабль», «Ширма-Театр-Дом», мини-маркер «Дом», «Заборчик», который дети еще используют как железную дорогу. Макеты настольные для игр с мелкими предметами, макеты раскладушки, которые мы сделали из картонных коробок.

Очень важно ребенку дать возможность менять окружающую среду, в соответствии со своими вкусами, настроениями, желанию.

В группе имеются разделители среды для самоорганизации деятельности детей, для формирования умения договариваться о пространстве группы Дети используют модули из маркеров-пространства: невысокие ширмы, перегородки, заборчики; маркеры - знаки (картинки, фото, модули и пр. предметы, которые можно менять в соответствии с образовательной ситуацией, меняющимися интересами детей.

3. Полифункциональности

В РППС объекты полифункциональны, т. е. выполняют разные функции, решают разные задачи; по-разному используются в детской деятельности;

2. Наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Полифункциональные объекты среды обеспечивают развитие игровой деятельности, интеграцию разных видов деятельности. Дети в нашей группе используют игрушки так, как им этого хочется.

Например: обыкновенные вкладыши. В играх с водой, с песком, с камешками, в игре "Хозяюшка".

- Коробка с природным и бросовым материалом: ракушки, палочки, косточки персиков, шишки, баночки, крышки – предметы - заместители.

- Непроливайки - стаканчики для воды, для изучения цвета, для развития мелкой моторики и т. д.

- Мозаика, домино, счетные палочки, детали конструктора, большие пуговицы, крышки, камешки, ракушки. Дети активно пользуются предметами-заместителями, развивая тем самым воображение, фантазию, речь.

Чем больше вариантов использования одной игрушки - пособия, тем положительнее это сказываться на развитии ребенка.

При помощи полуфункциональности предметов обеспечивается целостность педагогического процесса и создается окружающее пространство, удовлетворяющее творческое развития каждого ребенка, создается постоянная творческая атмосфера в работе педагогов, обеспечивается единство подходов к воспитанию и образованию детей, семьи и детского сада.

4. Вариативности

Наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Периодически проводится сменяемость игрового материала, потому что появление новых предметов стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Объекты среды отражают национально-культурные, климатические особенности региона.

РППС структурируется и наполняется в соответствии с контингентом воспитанников, интересами детей, их социальным опытом.

Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, включают материалы праздников, выставок детского художественного творчества, празднование знаменательных дат.

В наибольшей степени активизируют деятельность детей объекты, требующие выполнения творческих заданий, объекты для организации экспериментальной деятельности, многофункциональный центр «Про все на свете», мини-музей, библиотека познавательных книг, игры, развивающие логическое мышление.

Модернизация образования отмечает необходимость учитывать региональные компоненты и климатические условия при организации РППС. О важности данной проблемы говорится в Законе «Об образовании РФ», в ФГОС ДО один из целевых ориентиров направлен на защиту национальной культуры и региональных культурных традиций. Поэтому в группе меются объекты, отражающие культурно-художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, фото, альбомы о достопримечательностях, памятниках, известных людях нашего города, книги о родном крае, городе, презентации, видеофильмы о Сахалине.

Климатические особенности региона отражают объекты природы, труда, быта, истории родного края. Рассказываем детям о Сахалине, о народах, живущих на его территории, его природе, о растениях и животных.

Организовываем просмотр слайдов, посещение музея города, выставки из регионального природного материала (ракушки, камушки, шишки). В центре патриотического воспитания есть атрибуты геральдики Сахалинской области, карта острова.

В группе представлены материалы и оборудование для детей в соответствии с приоритетным направлением ДОУ, методической темой педагога.

Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, связанным с решением задач приоритетного направления. Меняется оформление группы посезонно, к праздникам. Активными участниками при изготовлении элементов оформления являются дети.

5. Доступности

Все оборудование, мебель соразмерны, соответствуют паспорту группы. Игры и игрушки находятся в свободном доступе у воспитанников, оформление на уровне глаз ребенка.

В учреждении обеспечена условная доступность: помощь сотрудника организации на объекте.

В нашей группе нет детей с ОВЗ, но в детском саду есть группы компенсирующей направленности, где такие дети есть. В коллективе сложилась целая система работы с такими детьми, которая направлена на сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Главное в работе с такими детьми - создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.

Естественно, что все дети детского сада общаются друг с другом на совместных мероприятиях, во время прогулок на участке, и я глубоко убеждена, что взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию гуманности. Дети учатся воспринимать «особых», как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

6. Безопасности

Все элементы РППС сертифицированы, соответствуют требованиям по обеспечению наджности и безопасности их использования.

Публикации по теме:

Построение развивающей предметно-пространственной среды для детей второй группы раннего возраста в соответствии с ФГОС «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».

Построение развивающей предметно-пространственной среды группы ДОО в процессе реализации ФГОС Построение развивающей предметно-пространственной среды группы ДОО в процессе реализации ФГОС  Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия,.

Построение развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале Музыкальный зал в детском саду – это визитная карточка детского сада. Наш муз. зал, как вы видите, достаточно светлый, просторный, а главное.

Построение предметно-пространственной среды в ДОУ старшие группы Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть.

Построение предметно-пространственной среды во второй младшей группеПостроение предметно-пространственной среды во второй младшей группе Добрый день! Я бы хотела поделиться с вами своими наработками по построению развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе.

Построение развивающей предметно-пространственной средыПостроение развивающей предметно-пространственной среды Наименование центра активности Влияние центра активности на развитие ребенка Содержание центра активности 1. Литературный уголок Материалы.

Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано.

Построение развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Слайд 2. С учетом современных требований к предметно-пространственной среде я пересмотрела подход.

Проект «Построение предметно-развивающей среды сенсорного развития детей второй младшей группы» Слайд 1 Проект «Построение предметно-развивающей среды сенсорного развития детей второй младшей группы». Слайд 2 Большой толковый словарь.

Проектирование и построение развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ Проектирование и построение развивающей предметно – пространственной среды в старшей группе ДОУ. Тема"Веселится детвора новый год встречать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Построение развива­ющей предметно-прост­ранственной среды
Опубликовано: 1 августа 2017 в 07:14
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Построение развива­ющей предметно-прост­ранственной среды» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Коновалова (УИ 7998) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД