Получи документы

Повышение эффективности системы методического сопровождения инновационной педагогической деятельности

юлия миронова
Повышение эффективности системы методического сопровождения инновационной педагогической деятельности

Аннотация. В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.

Ключевые слова. Инновация, метод, методическое сопровождение.

Публикация «Повышение эффективности системы методического сопровождения инновационной педагогической деятельности» размещена в разделах

Педагогический процесс в современной общеобразовательной школе - это процесс, ориентированный на развитие творческой, интеллектуальной, нравственной и физически здоровой личности обучающихся, способной к успешной социализации в обществе.

Успешность реализации данных идей зависит от качества профессиональной деятельности современных педагогов. Особое значение приобретает инновационная деятельность.

Инновация – нововведение, новшество. Инновационная деятельность направлена на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств их реализации. Все чаще отмечается тот факт, что традиционная образовательная система не удовлетворяет потребностям нашего времени. Это влечет за собой активизацию поиска новых моделей обучения и воспитания подрастающего поколения, соответствующих информационной эпохе, именно поэтому сейчас большое значение придается нововведениям в системе образования. В реализации основных идей образования педагог является ключевой фигурой, так как от качества подготовленности педагога зависит качество знаний обучающихся. Новые государственные образовательные стандарты предполагают изменение профессиональной деятельности педагогов, что обусловлено смещением акцента от «знаниевого» подхода к «деятельностному». Как альтернатива традиционному образованию и как способ решения обозначенной выше проблемы рассматривается компетентностно-ориентированный подход – главная инновация современных стандартов. Деятельность, направленная на внедрение инноваций, является инновационной. До настоящего времени она была присуща ярким, неординарным личностям, отличающимся от большинства людей новизной взглядов, пытливостью ума и творческим подходом в решении разного рода проблем. В современных условиях инновационная деятельность стала уделом всех педагогов вне зависимости от их желания, стремления и возможностей.

Поэтому на данном этапе модернизации системы школьного образования совершенствованию готовности педагога к инновационной деятельности способствует качественно организованное методическое сопровождение.

Обратимся к уточнению содержательного наполнения научно-методического сопровождения. Толковый словарь Д. В. Дмитриева методическим называет то, что «имеет отношение к методике или к тем людям, которые её разрабатывают». Толковый словарь С. И. Ожегова определяет понятие «сопровождать» как «следовать рядом, вместе с кем-нибудь». В научных исследованиях сопровождение рассматривается как взаимодействие. Е. И. Казакова под термином «сопровождение» понимает различные виды деятельности :

-сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в преобразовании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет сам субъект;

-под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора;

-сопровождение рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных и профессиональных проблем развития.

Л. И. Петрова под методическим сопровождением понимает целенаправленную совместную деятельность методической службы и коллектива образовательного учреждения, осуществляющего режим развития, реализованную в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической деятельности при решении аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных и коррекционно-регулирующих задач по управлению достижением результатов в рамках индивидуальной профессионально-педагогической деятельности.

В нашем понимании, методическое сопровождение - это целенаправленная специально организованная деятельность, основанная на научном подходе, ориентированная на обеспечение информированности педагогов в сфере педагогической инноватики, формирование направленности на углубление знаний в сфере инновационной деятельности, формирование потребности в инновационной деятельности, формирование умений и навыков по применению инновационных педагогических технологий, развитие творческих способностей, формирование направленности на саморазвитие.

Анализ проблемы готовности педагога к инновационной деятельности, проведенный на основании изучения психолого-педагогической литературы, способствовал выделению общих содержательных признаков методического сопровождения данной деятельности, связанных с:

- ориентацией педагогов на пополнение и интеграцию знаний в области педагогической инноватики;

- обогащением опыта педагогов по использованию инновационных технологий;

- содействием рефлексии с целью осмысления педагогического опыта и понимания необходимости его непрерывного развития.

Ведущими в сопровождении являются принципы диалогового общения, совместного определения и переопределения ситуаций. Преимущества сопровождения перед другими формами методической работы состоят в том, что оно:

- более индивидуализировано и гибко;

- имеет более тонкую инструментовку;

- в большей степени учитывает динамику профессионального развития как самого педагога, так и того учреждения, в котором он работает;

- более дифференцировано в плане учета специфики внешних и внутренних факторов профессионального развития педагога;

- более многоаспектно;

- имеет постоянный характер, т. е. продолжается в течение всей профессиональной карьеры педагога.

Основная работа по информационно-методическому сопровождению инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования отводится образовательным учреждениям. Информационно –методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов обеспечивает развитие школьной системы образования и включает структуры, влияющие на содержательную сторону образовательного процесса.

В системе образования школы, ориентированной на инновационное развитие, объектом управления становится развивающаяся и самоорганизующаяся система, в которой невозможно выделить жесткую однонаправленную структуру управления, а информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов является важным элементом управления развитием инноваций не только в образовательном учреждении, но и муниципальной системе образования.

Список используемой литературы

1. Гузеев В. В. Программа освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах / В. В. Гузеев, А. С. Сиденко // Управление образованием. 2008. - № 4. - с. 99 - 110.

2. Педагогика : Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Мн. : Современное слово, 2006. - 720 с.

3. Сластенин В. А. - М. : Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.-488с. ; Управление развитием инновационных процессов в школе / под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. - М., 1995. – 256 с.

4. Ушаков К. От отрицания до вовлеченности. Модель поведения администратора, внедряющего инновации. //Директор школы. -1996. - №5., с. 4-5

Публикации по теме:

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену.

Повышение эффективности управления дошкольным образованием в ДОУ Общая тема: Модель управления ДОУ Адресная направленность: материал будет интересен руководителям ДОУ, заместителям по УВР/ВМР, старшим.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Минченко Н. В. за 2018–2019 учебный год Общая характеристика группы. В старшей группе на начало учебного года - 6 мальчиков. По решению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение эффективности системы методического сопровождения инновационной педагогической деятельности
Опубликовано: 11 декабря 2023 в 18:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД