МААМ-картинки

Конспект познавательно-игровой ОД «Путешествие на гору Кикиморскую»

Людмила Дубровина
Конспект познавательно-игровой ОД «Путешествие на гору Кикиморскую»

Путешествие на гору Кикиморскую

«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

Представленное мероприятие является одним из серии занятий и развлечений, направленных на целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для детей исторические сведения - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детские сердца искорку любви к Родине.

Публикация «Конспект познавательно-игровой ОД „Путешествие на гору Кикиморскую“» размещена в разделах

Мероприятие построено на интеграции краеведческих знаний, проведенных через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную, коммуникативную при участии родителей воспитанников.

Цель: формирование духовно- нравственных и патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста средствами краеведения и сотрудничества ДОУ с семьей.

Участники мероприятия: - дети среднего дошкольного возраста и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Задачи:

для педагога: формировать у детей и родителей представления об исторических местах города Кирова;

для детей: получить удовольствие от совместной деятельности с родителями и сверстниками;

для родителей: способствовать проявлению инициативы ребёнка в самостоятельной деятельности с родителями.

Предварительная работа:

Беседа «Мои поездки с семьёй», рассматривание альбомов «Мой родной город Киров», альбом с иллюстрациями Т. Дедовой «Старая Вятка», прослушивание и пение песен «Мы едем, едем, едем», «Песня друзей» из м/ф «Бременские музыканты»

Материалы и оборудование:

- мультимедийная презентация «Гора Кикиморская», карта города Кирова (на карте отмечено местоположение горы Кикиморской и нашего детского сада, детская книга И. К. Ярополов «Гора Кикиморская», лупы (по кол-ву детей, подушки по количеству детей;

- «следы кикимор» (из самоклеящей цветной бумаги, декорация «водоём»;

- для конкурса «Рыбаки» : 2 таза с водой, пластмассовые рыбки по кол-ву детей, 2 кукольные сковородки, 8 пеньков (высотой 15 см, 2 подноса, предметы- заместители рыболовных сетей

(2 сачка, 2 пластмассовых баночки, 2 сита, 2 столика;

- для конкурса «Водоносы» : 2 таза с водой, 2 коромысла, 6 детских пластмассовых ведерок.

- для конкурса «Водопровод» : 2 таза с водой, 2 таза пустых, 2 пластмассовых стаканчика, 2 шланга от пылесосов, трубы водопроводные (диаметр 50) с насадками (2 набора, 2 скотча, 2 ножниц (для взрослых);

- картинки – загадки с изображением половинки здания кировского кукольного театра (по кол-ву детей); сладкий пирог (маленький) для кикимор, большой сладкий пирог для угощения детей; 2 полотенца с вышивкой.

Музыкальное оформление : смех кикимор, музыка для входа кикимор, русские народные наигрыши (для музыкального фона проведения конкурсов).

Ход деятельности:

этап

Деятельность педагога

Для детей

1. Организационно-

мотивационный Предварительная работа : утром чтение книги И. Ярополова «гора Кикиморская»

1. Начиная с раздевалки группы на полу расположить «следы кикиморы», которые ведут до музыкального зала.

2. Педагог идёт вместе с детьми «по следам».

3. Заходит в зал вместе с детьми. Даёт детям возможность осмотреться.

Следы приводят к импровизированному водоёму.

(На экране слайд «обложка книги Ярополова И. «Гора кикиморская»)

- Как вы думаете, куда нас привели таинственные следы?

- Вы догадались, чьи это следы?

Выслушав ответы детей:

- Возможно, кто-то из вас прав. Я думаю, что чуть позднее мы узнаем – чьи это следы.

4.- А пока обратите внимание на экран, что изображено?

- Да, это обложка книги И. Ярополова

«Гора кикиморская», которую мы сегодня прочитали. Вам не кажется, что книга нам здесь показалась не случайно? Она предлагает нам отправиться… к горе Кикиморской.

(слайд «Гора Кикиморская»)

Неожиданно обнаружив «следы», решают проследить, куда они ведут и чьи это следы. Высказывают при этом свои предположения.

Заходят в зал, подходят к водоёму, встают в свободном расположении.

Варианты ответов детей.

Мнения детей о происхождении следов могут разделиться.

Вспоминают прочитанную накануне книгу и угадывают название горы, её

местоположение по книге.

2. Постановка цели, планирование деятельности 5.- Мои юные следопыты, у меня к вам вопрос: как вы думаете, эта кикиморская гора –сказочная, вымысел автора? Или такая гора на самом деле существует у нас в городе?

- Вам бы хотелось об этом узнать?

Как узнать? Кто нам в этом вопросе может помочь?

6. После уточнения желания побольше узнать о предложенном объекте, обращает внимание детей на стол, где лежит карта г. Кирова.

Оказывает помощь детям в нахождении на карте Кикиморской горы. (отмечена на карте заранее)

- Как, на чём мы бы смогли добраться до этой горы, если бы туда отправились?

- Кого возьмете с собой на экскурсию?

- Тогда дети, я предлагаю вам, пройти к своим родителям и сесть рядом с ними.

- Уважаемые дети и взрослые! Сегодня мы с вами отправляемся на виртуальную экскурсию на гору Кикиморскую.

- В музее для нас проводит экскурсию… (экскурсовод).

Значит, сегодня я буду вашим экскурсоводом.

Высказывают свои мнения, обращаются с предложенным вопросом к родителям, которые находятся в зале, к педагогам. Предлагают другие способы нахождения информации.

Поиск на карте. Делают вывод, что гора Кикиморская находится от нашего садика довольно далеко. Кто желает из детей, при рассматривании карты пользуется лупой.

Предложения детей.

Дети идут к своим родителям. Каждый из них устраивается там, где ему удобно: на коленях у родителей или на ковре и подушечках рядом со стульями родителей. (ковер и подушечки положить заранее)

Ответы детей

3. Содержание деятельности 7.- Сегодня я вам расскажу об одном из загадочных мест нашего города - о Кикиморской горе.

(слайд «Кикиморская гора у реки Хлыновицы»)

Городская легенда про Кикиморскую гору, что находится у устья реки Хлыновицы такова,что именно на ней пришедшие на нашу землю древние новгородцы-ушкуйники решили основать город. (слайд «Ушкуйники») Эта гора показалась им хорошим местом для возведения города – она высока, обрывиста, имеет множество водных источников. Люди привезли сюда брёвна для кремля, а утром они обнаружили, что весь заготовленный для строительства лес исчез, оказавшись перенесённым на другое место ниже по течению, на Болясково поле (ныне район Вечного Огня). (слайд «У вечного огня»)

Говорят, такое случалось несколько раз подряд, пока строители не осознали, что столкнулись с проделками кикиморы. Люди приняли решение не противиться хозяйке здешних мест и заложили город там, где им было указано.

Город основали на другом холме.

(слайд «Древний город»)

Но с тех пор повелось в народе поверье, что на этой горе любят озорничать кикиморы. И гору назвали Кикиморской.

(слайд «Кикиморская гора»)

Позже название это перешло и на городскую улицу, и улицу стали именовать Кикиморская.

8. (звук – хохот Кикиморы. Появление двух Кикимор (роли исполняют родители)

1.- Мы слышали –услышали, что вы тут про кикимор вспоминаете?

2.- А мы - вот они! К вам и пришли! Познакомимся?

1. Мы – Кикиморы речные,

Озорные, заводные!

2. Для встречи с вами нарядились,

Перед вами появились…

Слышали, историей интересуетесь?

1.- Так вам очень повезло!

Мы про древность знаем всё!

2.- Предлагаем вам с нами поиграть,

Как на Вятке жили раньше – будем изображать! Согласны?

Педагог: Ну тогда немедленно начнем наши семейные старты на Кикиморской горе! Для начала разделимся на две команды и дадим названия своим командам.

Кикиморы : 1. Итак, команда «Лягушата» и «Тритончики»! (предполагаемые названия команд)

2. А условия в наших соревнованиях просты: какая команда в каждом конкурсе быстрее других окажется, та и будет получать очки в виде лягушек и тритончиков.

1. У какой команды наших подарочков окажется больше – те и будут победителями.

Педагог :- Вспомните по книге, чем занимались крестьяне у реки?

(рыбачили) (слайд «Рыбаки»)

1 конкурс «Рыбалка»

Как говорится в народной поговорке: «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть»

Раньше не рыбачили на удочки, а ловили рыбу рыболовными сетями.

Сетей у нас нет, чем мы их можем заменить? (дать детям право выбора предметов- заместителей на столе)

( описание конкурса:

Ребенок и взрослый – в паре. У ребенка-сачок, у взрослого – сковородка. Добежать «змейкой» между пенёчками до «водоема», ребенок сачком вылавливает одну рыбу и кладет её на сковородку. Обратно в паре бегут до команды, рыбу выкладывают на поднос команды. Сачок и сковородку передают следующим участникам команды.)

2. Педагог: -Вода всегда имела для человека главную роль.

Народная поговорка: «Где вода там и жизнь»

- Как раньше, в старину вода в дом попадала?

(слайд «Девочка с коромыслом»)

- каким приспособлением люди пользовались, чтобы было удобнее носить ведра с водой? (коромыслом)

Конкурс «Водоносы»

( описание конкурса: Ребенок и взрослый – в паре. У взрослого коромысло с двумя ведрами, у ребенка – ведро.

Бегут до «водоема» (таз с водой, обегают его, бегут к своей команде, передают коромысло и вёдра следующим участникам)

3. Педагог: - Как сейчас в наши дома вода приходит?

«Коромысло с ведром

загремело на весь дом:

- Никто по воду не ходит,

коромысла не берет.

Стали жить по новой моде –

завели водопровод.»

(С. Маршак)

- Как вы понимаете, что такое «водопровод»?

- Сможем ли мы с вами сейчас сделать водопровод? Что нам для этого может понадобиться?

(слайд «Водопровод»)

Конкурс «Водопровод»

( описание конкурса: Родители каждой из команд держат «водопровод» над пустым тазом. Дети стоят в командах, по очереди из таза с водой набирают в ёмкость воду, бегут до «водопровода», выливают воду в трубу, бегут с пустой ёмкостью обратно до команды и отдают ёмкость следующему участнику.

Педагог: Играть с водой интересно? Но не будем забывать, о том, что воду надо беречь.

«Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек …океан».

Кикиморы подводят результаты соревнований.

Педагог: С изобретением водопровода улицу Кикиморскую переименовали в Водопроводную.

(слайд «улица Водопроводная»)

- Если будет желание, вы можете с родителями в выходные съездить на улицу Водопроводную на экскурсию.

Дети и родители слушают рассказ воспитателя о Кикиморской горе, рассматривают слайды.

Дети и родители по своему желанию формируются в две команды, придумывают названия своим командам.

Ответы детей

Свободный выбор детьми (командой) среди предметов-заместителей предмет, заменяющий рыболовную снасть. (приходят в команде к единому мнению в выборе предмета)

Варианты ответов детей

Ответы детей

Рассуждения детей

Совместно обсуждают поставленную задачу, самостоятельно выбирают материал для изготовления водопровода, собирают «водопровод» (дети каждой команды собирают свой «водопровод»). Родители по необходимости помогают детям.

4. Обсуждение результата.

Рефлексия Педагог: - Где мы сегодня с вами побывали на экскурсии?

- Что запомнилось больше всего?

- Кто первый расскажет, что ему понравилось на экскурсии?

Давайте поблагодарим наших помощниц кикимор в проведении интересных игр. Угостим их клюквенным пирогом, они его так любят. (подносят пирог кикиморам по старинному русскому обычаю на полотенце) Кстати,весной у кикимор именины. 2 марта считается днем рождения Кикиморы.

Кикиморы :

1. За пирог, конечно, спасибо! Пироги с клюквой мы и правда очень любим! 2. И вас пирогом сладким угощаем! (подносят пирог на полотенце)

1. А еще мы вам хотим загадку подарить! Архитектурную!

2. Вот вам, ребятки, картинки – загадки. (раздают картинки и объясняют)

1. Что здесь изображено, догадаетесь ли вы? (изображение половинки здания кировского кукольного театра.)

Просим вас это здание в городе отыскать и потом всем друзьям о нём рассказать.

Кикиморы прощаются и уходят.

Ритуал прощания.

Педагог: А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад, в нашу группу. Ответы детей

Благодарят Кикимор

Рассматривают картинки – загадки, возможно, пытаются сразу догадаться, что за здание изображено.

Дети с родителями идут в группу на чаепитие.

Список используемой литературы:

1. Тинский А. Г. "Вятская мозаика", Киров, акционерная компания "Артекс", 1994 г. : "Кикиморская гора"

2. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М. : УЦ. Перспектива, 2008.

3. Ярополов И. К. «Гора Кикиморская», ООО «Кировская областная типография»,2012

4. Русинова Н. В. «Кикиморские сказки», Киров, 2006

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект игровой ситуации в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Весёлое путешествие» .

Конспект интегрированной игровой ситуации «Путешествие из Екатеринодара в Краснодар» по ПДДКонспект интегрированной игровой ситуации «Путешествие из Екатеринодара в Краснодар» по ПДД Конспект интегрированной игровой ситуации в старшей группе на тему: «Путешествие из Екатеринодара в Краснодар» по ПДД. Реализация содержания.

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Путешествие в волшебную лабораторию»Конспект познавательно-исследовательской НОД «Путешествие в волшебную лабораторию» Конспект познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в волшебную лабораторию» Образовательная.

Конспект образовательной игровой ситуации по познавательному развитию для детей старшей группы «Путешествие по сказкам» Конспект образовательной игровой ситуации по познавательному развитию для детей старшей группы «Путешествие по сказкам» Программные задачи:.

Конспект занятия по познавательно-игровой деятельности «Архитектура нашего города» для детей старшего дошкольного возраста Конспект по познавательно – игровой деятельности Тема: «Архитектура нашего города»Группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет) Цель: формировать.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»(старший дошкольный возраст 5-6 лет) Цель:.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие» Цель: Формирование элементарных представлений о космосе, о солнечной системе. Задачи: Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;.

Познавательно-игровой проект «Весна шагает по Кубани»Познавательно-игровой проект «Весна шагает по Кубани» Проект в подготовительной группе. Тема проекта: «Весна шагает по Кубани.» Тип проекта: краткосрочный, познавательно-игровой, творческий.

Познавательно-игровой альбом «Чудо-дерево»Познавательно-игровой альбом «Чудо-дерево» Познавательно-игровой альбом «Чудо-дерево».Деревья – это истинное сокровище планеты. Если бы не было этих растений, то наш мир никогда бы.

Познавательно-игровой центр «Морская сказка» — фотоотчетПознавательно-игровой центр «Морская сказка» — фотоотчет Познавательно – игровой центр «Морская сказка». Фотоотчет «Только равнодушному человеку море может показаться однообразным» Ж. ВернМоре.

Автор публикации:
Конспект познавательно-игровой ОД «Путешествие на гору Кикиморскую»
Опубликовано: 28 февраля 2020 в 13:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД