Папки-передвижки

Познавательно-исследовательский проект «Мини-экспедиции как одно из средств экологического воспитания старших дошкольников»

Юлия Жирнова
Познавательно-исследовательский проект «Мини-экспедиции как одно из средств экологического воспитания старших дошкольников»

«Мини-экспедиции, как одно из средств экологического

воспитания старших дошкольников»

1. Характеристика проекта.

• По доминирующей деятельности : познавательный, исследовательский.

По количеству участников: групповой.

Характер контактов: среди детей одной группы

По продолжительности: долгосрочный.

Заявитель: дети старшего дошкольного возраста

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Мини-экспедиции как одно из средств экологического воспитания старших дошкольников“» размещена в разделах

Авторы проекта : педагоги МБДОУ «Детский сад №1» Михайлова Татьяна Александровна, Валенкова Елена Григорьевна, Жирнова Юлия Сергеевна, Самойлова Анастасия Александровна.

2. Условия возникновения, становления проекта

Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Действуя практически с объектом исследования, ребенок обнаруживает все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, связи и отношения. Поэтому в рамках работы экологического воспитания детей в нашем детском саду мной был разработан цикл мини-экспедиций в природу. Мини-экспедиции в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Во время экспедиций дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые протекают в природе и продолжают постигать не только причинно-следственные связи, но и влияние человека на окружающую природу.

3. Актуальность проекта

В настоящее время тема экологического воспитания детей весьма актуальна, и, несмотря на все нововведения и тенденции в процессе модернизации образования, остаётся первостепенной в познавательном развитии дошкольников.

Во-первых, экологическое воспитание детей — это новое развивающее направление дошкольной педагогики, складывающееся в последнее время и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой.

Во – вторых, экологическое воспитание детей - это целенаправленный педагогический процесс, поэтому идея воспитания детей в духе бережного отношения к природе стала весьма актуальна в последнее время.

В–третьих, одной из актуальных проблем экологического образования дошкольников остается проблема систематизации содержания экологического воспитания.

В–четвертых, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

В–пятых, именно в период дошкольного возраста закладываются основы взаимодействия с природой. Это и обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы.

Конечно же, проведение мини-экспедиций как одной из форм экологического образования ребенка наиболее всесторонне влияет на его развитие, мотивирует детей к познавательной активности, стимулирует проявление инициативы и самостоятельности. Формирует осознанное отношение к природе. Что полностью соответствует требованиям ФГОС ДО.

4. Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей организации мини экспедиций и ее отличие от экскурсий является научное обоснование выявленной детьми проблемы. Кроме этого познавательная поисковая деятельность детей направлена на формирование у детей инициативы, самостоятельности и проявление индивидуальных способностей.

5. Теоретическое обоснование проекта.

Мини-экспедиция — это путешествие со специально определённой научной целью. Конечно же, мини экспедиции, проводимые в нашем детском саду, так же имеют научную цель и разработаны с естественно научной точки зрения, которая доступна детям старшего дошкольного возраста.

Целью проведения мини-экспедиций является - повышение уровня развития познавательной активности, любознательности, самостоятельности воспитанников, основ экологической грамотности средствами поисково – познавательной деятельности. Они имеют не только образовательные задачи, но и оздоровительные, и воспитательные. Каждая из экспедиций является итогом изучения научной темы экологического проекта.

Мини экспедиции решают следующие задачи экологического воспитания детей :

— Поддерживают интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

— Развивают у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

— Развивают мышление, речь — суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности : в выдвижении предположений (гипотез, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

— Продолжают воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Работа с детьми осуществляется по следующим принципам:

o постепенное усложнение материала;

o использование непосредственного природного окружения;

o сенсорное обследование объектов и явлений природы (снег, лед, иней, стволы деревьев, листья);

o художественная деятельность на основе впечатлений о природе.

Подача материала идет во время подготовки к мини-экспедиции, во время самой мини-экспедиции и организованная деятельность после мини-экспедиции с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции. Поэтому в содержании мини-экспедиции основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы.

Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними (наблюдения, посильный труд, игры, освоение правил охраны природы. Все это способствует развитию основополагающих моральных ценностей — доброты, отзывчивости, сердечности, сопереживания, бережного и заботливого отношения к объектам природы, уважение к труду человека. Проводя мини-экспедиции, воспитатель организует коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи, проводятся опыты решаются посильные научные проблемы. Взрослый помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи между ними.

Мини-экспедиции планируются с определенным содержанием, усвоение которого обязательно для всех детей. Если на прогулке ознакомление дошкольников с природой является лишь частью многопланового содержания, то в мини-экспедиции — это основная задача. Поэтому содержание мини-экспедиции гораздо больше, чем содержание прогулки. На каждой мини-экспедиции дети, должны получать более или менее систематизированные знания о явлении или объекте природы.

Во время экспедиций дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые протекают в природе и продолжают постигать не только причинно-следственные связи, но и влияние человека на окружающую природу.

6. Реализация проекта

Прежде чем начать разрабатывать маршруты мини-экспедиций необходимо проанализировать имеющиеся знания у воспитанников, а так же окружающую среду, непосредственно расположенную рядом с детским садом. Не следует проводить экспедиции в отдаленные районы микрорайона детского сада. Так как это приводит к утомляемости воспитанников и соответственно снижается познавательный интерес, ухудшается восприимчивость. На основе уровня приобретенных ранее знаний детей и с учетом окружающего микрорайона детского сада, можно начинать разрабатывать маршруты мини-экспедиций.

Мини экспедиции мы проводим один раз в месяц. Всего разработано и проведено 12 экспедиций. (Приложение №1 «Маршрутные листы»)

№ Название мини-экспедиции Дата проведения

1 «С лукошком в огород» Сентябрь

2 «В хороводе деревьев» Октябрь

3 «Ходят капельки по кругу» Ноябрь

4 «Какие птицы прилетают на кормушки» Декабрь

5 «Где сугробы глубже?» Январь

6 «Приключение сосульки» Февраль

7 «В звонких птичьих голосах

К нам идет весна-красна» Март

8 «Где трава зеленей?» Апрель

9 «Какие деревья раньше просыпаются?» Май

10 «Аптека под ногами» Июнь

11 «В гости к «дедушке Тополю» Июль

12 «Цветочная радуга» Август

Для каждой экспедиции разрабатывается маршрутный лист и схема движения по маршруту мини экспедиции, подбирается, материл для проведения исследований. (Приложение №1 «Маршруты экспедиций»)

Публикации по теме:

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Континент Австралия» (краткосрочный)Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Континент Австралия» (краткосрочный) Проект разработала: Завьялова Татьяна Николаевна. Вид проекта: поисково – исследовательский, творческий. Участники проекта: дети 5.

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке»Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Проект разработала: Завьялова Татьяна Николаевна. Вид проекта:.

Познавательно-экологический проект «Слава хлебу на столе!» для старших дошкольниковПознавательно-экологический проект «Слава хлебу на столе!» для старших дошкольников С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле,.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина»Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Проект.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Социокультурный проект «Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников»Социокультурный проект «Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников» Мы живем в небольшом уютном и красивом городе – Дзержинск. Нам кажется, что лучше, роднее этого места нет. Наш МБДОУ «Детский сад №110».

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Мини-экспедиции как одно из средств экологического воспитания старших дошкольников»
Опубликовано: 4 февраля 2022 в 15:47
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД