Получи документы

Познавательно-творческий проект для старших дошкольников «Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений»

Екатерина Шатохина
Познавательно-творческий проект для старших дошкольников «Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений»

Познавательно-творческий проект

для детей старшего дошкольного возраста

«Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений»

Участники проекта : учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Вид проекта :

По доминирующей в проекте деятельности : творческий.

По содержанию: обучающий.

Публикация «Познавательно-творческий проект для старших дошкольников „Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений“» размещена в разделах

По числу участников в проекте : индивидуально-подгрупповой.

По сроку реализации: долгосрочный (6 месяцев)

Актуальность проекта

Для обновления и качественного улучшения речевого развития детей педагогу необходимо выбрать наиболее эффективные модели обучения. Так, проект "Логопедические сказки" стал одним из важнейших компонентов в организации логопедической образовательной деятельности.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию речевой активности и связной речи, накоплению и активизации словарного запаса, автоматизации звуков, формированию грамматических категорий языка, а также активизации психических процессов.

Логопедические сказки могут эффективно использоваться на логопедических занятиях с детьми, имеющими различные по сложности речевые нарушения. При использовании логосказок в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Сама идея использования логосказок на занятиях логопеда даёт широкий спектр для совместного творчества взрослых и детей. Дети не просто слушают сказку – они становятся участниками действия, проявляя интерес и познавательную активность. Каждая сказка соответствует определённой теме и содержит все структурные компоненты жанра. Текст такой сказки разрабатывается с учётом речевого статуса ребёнка и тематического планирования, что позволяет максимально полно использовать личностно-ориентированный подход.

Учитывая быструю утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятия использовать разнообразные виды наглядности. К сказкам разработаны и изготовлены разнообразные дидактические, наглядные пособия, предназначенные для развития речевой активности, речевого дыхания, артикуляционной моторики, грамматического строя речи, автоматизации звуков. Яркие и доступные материалы создают у детей эмоционально положительный настрой к предлагаемой деятельности и в значительной мере способствуют коррекции речевых нарушений.

Оборудование, необходимое для проведения любой логопедической игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников. Наиболее эффективно сочетание методов наглядного и словесного, то есть показ картинки или серии картинок, дополняемый правильным речевым образцом, который доступен для повторения или подражания.

Методическое обоснование

Логосказки в содержание которых включены речевые игры создают сами по себе игровую атмосферу, с помощью которой как по волшебству совершается развитие всех сторон речи. Известно, что если ребёнок проговаривает то, что он делает - его речь развивается лучше.

На начальном этапе работы нужны небольшие тексты с понятным и интересным для ребёнка содержанием, знакомая лексика и простой синтаксис, с увеличением в дальнейшем их объёма по мере возрастания речевых возможностей ребёнка. Рассказывая детям сказки, я стараюсь учить их внимательно слушать обращённую к ним речь. От детей не требуется запоминания самих логосказок (сказку прочитывает взрослый). Отрабатываются названия предметов, действий, признаков, которые запланированы.

Каждое занятие по сказке начинается с организационного момента, подготавливающего ребёнка к дальнейшему восприятию. Его цель - введение в тему занятия, создание положительной мотивации к обучению, включение в работу. Следующий этап – рассказывание сказки, при этом моделирование сюжета повествования с помощью предметного изображения героев. На магнитную доску последовательно выставляются предметные изображения героев сказки. Цель этого этапа - активизация предметного словаря по лексической теме, развитие психических функций,

слухового внимания и памяти.

По ходу рассказывания сказки ребёнок вовлекается в совместную деятельность. Например, предлагаются лексико-грамматические игры.

Также, в рамках сказочного сюжета ребёнок отрабатывает целенаправленную воздушную струю, развивает артикуляционную моторику.

Органично вписываются в работу со сказкой и этапы развития произвольной моторики пальцев рук, физкультминутка, пальчиковая игра (импровизация движений в такт стихотворению, координация речи с движением).

Итог занятия содержит вопросы или задания по закреплению содержания сказки. Развитие диалогической речи. Дети дают полный ответ на вопросы педагога. Лексический разбор текста проводится с использованием картинок.

А также оценка работы детей (чем занимались? чему научились? что запомнили).

Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Их введение обусловлено не только темой занятия, но и характером используемых персонажей.

Работа со сказкой проводится один раз в неделю. Структура занятия одновременно может состоять из 5-6 этапов. Планируя работу, логопед учитывает объём, концентрацию внимания ребёнка, состояние активного словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения. В зависимости от этого подбираются языковые, лексико-грамматические средства в соответствии с планом развития ребёнка.

В логопедической работе принимают участие не только логопед и дети, но и родители. Дружная работа улучшает взаимоотношения в семье. Родители понимают и реально оценивают свою роль в коррекционном процессе.

Применение авторских сказок на логопедических занятиях, насыщенность инновационным наглядным материалом вызывают огромный интерес детей к обучению, постоянно поддерживают их положительный настрой, стимулируют мыслительную деятельность.

Цель проекта : коррекция нарушений в речевом развитии детей через использование логопедических сказок.

Задачи проекта :

• Повышение мотивации и интереса детей к логопедическим занятиям.

• Активизация и расширение словарного запаса ребёнка.

• Развитие связной речи.

• Развитие грамматического строя речи.

• Развитие и коррекция звуковой стороны речи.

• Развитие творческого воображения, памяти, мышления, коммуникативных способностей.

• Привлечение родителей к совместной деятельности по коррекции речевых нарушений.

Ожидаемые результаты проекта

У детей:

• совершенствование звуковой стороны речи;

• успешное овладение грамотной и связной речью;

• развитие творческого потенциала;

• повышение интереса к занятиям.

У родителей:

• участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества;

• повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

У педагогов:

• помощь педагогам ДОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой культуры речи;

• разработка методического и практического материала по проекту.

Этапы реализации проекта

I этап подготовительный - организационная работа.

- Обследование речи детей старших и подготовительных групп.

-Изучение литературы, сбор информации, дополнительного материала по данной теме.

-Подготовка материальной и методической базы.

- Подготовка консультаций, мастер-классов для родителей.

-Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

II этап основной – действия по реализации проекта.

- Разработка логопедических сказок.

- Изготовление атрибутов и декораций к сказкам.

- Проведение занятий с детьми.

-Привлечение родителей к работе над проектом. Участие в конкурсе логопедических сказок для родителей и их детей.

- Создание картотеки сказок.

III этап заключительный – подведение итогов, анализ ожидаемого результата реализации проекта.

- Проведение итогового мероприятия.

- Подведение итогов конкурса семейных сказок. Вручение грамот.

- Подготовка мультимедийной презентации проекта «Логопедические сказки» для педагогов МДОАУ "Сказка".

Практическая значимость

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения логопедических сказок в коррекционно-логопедическом процессе достаточно эффективна. Сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. Дети увлечённые содержанием сказки и замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты. Логосказки помогают усвоить материал и сохранить его надолго в памяти, сокращать период автоматизации поставленных звуков в речь. Способствуют развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Продукт проекта

Картотека логопедических сказок.

Востребованность проекта : проект может быть использован в условиях логопунктов, логопедических групп детских садов.

Распространение опыта: презентация проекта и сборник логопедических сказок родителям и педагогам ДОУ

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Познавательно-творческий проект «Мудрые и добрые сказки народов мира»Познавательно-творческий проект «Мудрые и добрые сказки народов мира» Проект по сказкам «Мудрые и добрые сказки народов мира». Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта:.

Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки»Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки» Предлагаю Вашему вниманию познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. В рамках реализации проекта,.

Познавательно-экологический проект «Слава хлебу на столе!» для старших дошкольниковПознавательно-экологический проект «Слава хлебу на столе!» для старших дошкольников С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект для старших дошкольников «Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений»
Опубликовано: 15 сентября 2023 в 11:34
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД