Лучший педагог года

Познавательно-творческий проект для старших дошкольников «Синичкин день»

Оксана Юсупова
Познавательно-творческий проект для старших дошкольников «Синичкин день»

Осень близится к своему завершению.

С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, то есть день встречи зимующих птиц.

Не оставили и мы этот праздник без внимания. В рамках цикла познавательно-творческих проектов «Миллион открытий» педагоги воспитанники и групп № 6 «Колосок» и № 7 «Радуга» организовали и провели проект «Синичкин день».

Публикация «Познавательно-творческий проект для старших дошкольников „Синичкин день“» размещена в разделах

Этот проект разработан специально для приобщения детей дошкольного возраста и их родителей к Всероссийской эколого-культурной акции «Покорми птиц».

Вся неделя была насыщена интересными мероприятиями: ознакомительные беседы, развивающие занятия, творческая мастерская, подвижные игры. Дети разучивали стихи, загадки, приметы о синичке, а вместе с родителями подготовили творческие рассказы с рисунками, которые были оформлены в книгу «Такие разные синички».

Итогом недели стал праздник «Синичкин день».

Предлагаю вашему вниманию познавательно-творческий проект "Синичкин день"

Познавательно-творческий проект «Синичкин день»

Возраст детей: 5 – 6 лет

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

По форме реализации: совместный

Участники проекта: педагоги, дети и родители групп № 7 «Радуга» и № 6 «Колосок»

Образовательная область: «Познание».

Основной вид деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная.

Области интеграции: «Речевое развитие», «Художественно-творческое развитие», «Физическое развитие», «Коммуникативно-личностное развитие».

Способы и методы представления: занятия и беседы познавательного характера, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях, наблюдение в природе, чтение произведений художественной литературы, просмотр видеороликов «Большая синица», «Перелётные птицы», «У кормушки».

Аннотация

Познавательно – творческий проект «Синичкин день» разработан специально для приобщения детей дошкольного возраста и их родителей к Всероссийской эколого-культурной акции «Покормите птиц», проводимой Союзом охраны птиц России, которая ежегодно стартует 12 ноября (в день Зиновия-синичника по русскому земледельческому календарю).

Данные методические материалы могут быть полезны воспитателям, педагогам дополнительного образования, методистам детских садов, учителям начальной школы.

Проект может быть использован в проведении подобного занятия в детском саду, отдельные фрагменты могут стать частью занятий в работе с детьми по экологическому воспитанию, а также развитию практических навыков у дошкольников.

Введение

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам;

- ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т. е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходима практическая деятельность. Только получив опыт практической личностно-значимой природоохранной деятельности, дети начинают приобретать крупицы экологического сознания. Если подобная работа будет сопровождать ребёнка от дошкольного образования, пройдёт через школьный возраст и профессиональное образование, мы получим экологически грамотного человека. Наряду с высокими профессиональными компетентностями он будет обладать экологической культурой, которая предполагает не только наличие знаний об экологических проблемах, но и готовности принимать активное практическое участие в разрешении этих проблем. Средством для достижения такого результата является практическая природоохранная деятельность.

Успех в реализации данного проекта невозможен без помощи и поддержки со стороны родителей. Необходимо их убедить в значении подобной операции для формирования экологически грамотного поведения детей. Осознание того факта, что маленькие дети спасают чьи-то жизни и помогают природе получить «бесплатных» помощников, спасающих леса, сады и огороды от вредителей, вселяет гордость в их души. Поддержать собственного ребенка в желании помочь птицам – обязанность каждого родителя.

Цель:

Приобщать детей и их родителей к народным традициям, связанными с природой (12 ноября по народному календарю – «Зиновий – синичник» (Синичкин день).

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с праздником народного календаря – «Зиновий – синичник» (Синичкин день)

Расширить знания детей о роли птиц в природе и жизни человека.

Расширить знания детей о синицах

Закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах.

Расширить знания детей об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособленности их к среде обитания.

Сформировать представления о причинах гибели птиц в зимний период.

Довести до сведения детей, что о синицах нужно заботиться не один день, а ежедневно, чтобы птицы не голодали зимой и дожили до весны.

Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме.

Развивающие:

Развивать умение распознавать птиц по издаваемым звукам, внешнему виду, повадкам.

Развивать творческие способности детей.

Развивать внимание, логическое мышление

Развивать коммуникативные навыки, умение рассуждать, делать умозаключения.

Развивать самостоятельность и познавательную активность.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к наблюдениям за синицами, бережное отношение к ним.

Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.

Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.

Воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки работы в паре и группе.

Формировать навыки тесного взаимодействия с родителями в вопросах гармоничного развития речи у ребенка.

Формировать партнерские отношения между детьми группы, родителями и педагогами.

Этапы реализации проекта

Подготовительный

Уточнить и провести анализ первичной информации о базовом запасе знаний, представлений детей по темам «Птицы. Синички», народный праздник «Синичкин день».

Определить проблему (мотивация выбора темы).

Определить цель и задачи проекта.

Помочь детям сориентироваться в способах получения, уточнения знаний, в возможных формах предстоящей работы.

Обогащение предметно-развивающей среды наглядным материалом.

Составить план деятельности основного этапа проекта.

Распределить роли в команде педагогов.

Основной (практический)

1. Организация работы с детьми:

Познавательная деятельность

1. Беседа о народном празднике «Синичкин день»

2. Занятие по развитию речи: составление творческих рассказов «Весёлая синица»

3. Занятие по развитию речи: составление рассказов-описаний «Синичка – невеличка»

4. Рассматривание иллюстраций с зимующими и перелетными птицами

5. Наблюдение за синичками в природе

6. Наблюдение за прилетевшими к кормушке птицами

7. Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»

8. Просмотр видеороликов «Синица большая», «Перелётные птицы», «У кормушки»

9. Дидактические игры: «Чей след», «Кто как кричит», «Что за птица», «Четвёртый лишний» и т. д.

10. Творческое задание «Что я знаю о синичке» (совместно с родителями).

11. Клуб знатоков: мини КВН, выступление детей с презентациями «Что я знаю о синичке?»

Художественно-творческая деятельность

1. Лепка «Синички прилетели»

2. Коллективной работы «Веселая стайка» (ручной труд)

3. Индивидуальная работа с раскрасками «Птички-невелички»

4. Рисование палочками на снегу следов птиц

5. Творческое задание «Весёлая синичка» (совместно с родителями).

6. Тематический праздник «Синичкин день»

Художественная литература

1. Чтение фольклорных потешек, поговорок, примет о синичках.

2. Разгадывание загадок о птицах.

3. А. Прокофьев «Синички-невелички»

4. В. Берестов «Сова и синицы»

5. В. Бианки «Синичкин календарь»

6. Разучивание стихотворений о синицах.

7. Исполнение знакомых песен о птицах

8. Выставка «Птицы – наши друзья» (в книжном уголке)

9. Оформление книги «Такие разные синички» (из творческих заданий «Что я знаю о синичке?»)

Подвижные игры

1. Утренняя гимнастика «Птицы»

2. Пальчиковая гимнастика «Десять птичек – стайка»

3. П/и: «Синицы и кот», «Птицы у кормушки»

4. Народные хороводы: «Ты синичка, где была?», «Птичка-невеличка»

2. Организация работы с родителями:

Консультации: «История народного праздника «Зиновий – синичник», «Правильное отношение к природе начинается в семье».

Агитационные мини-плакаты по привлечению внимания детей и родителей к проблеме охраны окружающей среды и бережного отношения к природе; агитационные листовки Всероссийской акции «Покорми птиц»

Помощь родителей в подготовке презентаций «Что я знаю о синичке?» для Клуба Знатоков

Оформление выставки совместного творчества «Весёлая синичка»

Оформление информационно – познавательной книги «Такие разные синички».

На практическом этапе реализации мы старались поддерживать в детях детскую творческую инициативу, это очень важно и необходимо для того, чтобы ребенок поверил в себя, вырос любознательным, активным, добрым, способным преодолевать любые трудности в жизни.

Презентационный

Продукт проектной деятельности - детские творческие работы были представлены:

в информационно-познавательной книге «Такие разные синички»;

в выставке детских творческих работ «Весёлая синичка»

в форме презентационных докладов о синичках

Итогом нашей работы стал тематический праздник «Синичкин день»

Заключение

Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о народном празднике «Зиновий – синичник» и о самих синицах, их строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Развить свои творческие способности.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что такая организация обучающего процесса и разнообразие познавательных игр в преподнесении материала, способствует у детей:

развитию наглядно-образного мышления

памяти

речи

внимания

творческого воображения

вызывает интерес к познавательно – исследовательской деятельности

формирует основы экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не количество знаний, а тип их усвоения. Таким образом, внедрение в работу ДОУ данного познавательно – творческого проекта поможет расширить у детей знания об окружающем мире и будет способствовать дальнейшему развитию полноценной, творческой, гармонично развитой личности.

Список используемой литературы

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми дошкольного возраста. (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004.

2. Борейко В. Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. – Т. 1. –Серия: природоохранная пропаганда. Вып. 10 – СПб. 2010.

3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.. М: Просвещение 2012г.

4. Соколова Ю. А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка. - М. : Эксмо, 2010.-64 с. :ил.

5. Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по экологии: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

6. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей и родителей. – М. : издательство ГНОМ и Д, 2001. – 96 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Гармония музыки и природы». Творческий музыкальный проект экологической направленности для старших дошкольников МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 3 «ТЕРЕМОК» Гармония музыки и природы Творческий музыкальный.

Исследовательско-творческий проект по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Палитра времен года» Актуальность проекта: В наше время проблема художественно-эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из.

Познавательно-информационный творческий проект «Лесные жители»Познавательно-информационный творческий проект «Лесные жители» Познавательно-информационный, творческий проектЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ Подготовительная к школе группа (соавтор - Соломонова Лариса Николаевна) Актуальность.

Познавательно-творческий проект «Мамочка моя» Актуальность проекта Мама считается хранительницей семьи. И, конечно же, именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие.

Познавательно-творческий проект «Мой город» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 15 Познавательно – творческий проект.

Познавательно-творческий проект «Моя мама»Познавательно-творческий проект «Моя мама» 2-я младшая группа №3 «КАПИТОШКИ» Подготовила: воспитатель Юхманкова Ирина Николаевна НОЯБРЬ 2016 г. г. Москва Вид проекта: групповой.

Познавательно-творческий проект «Мы — славяне» Пояснительная записка: «Перед прошлым склони голову, перед будущим – засучи рукава» Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят.

Познавательно-творческий проект «Ознакомление дошкольников с русской народной игрушкой — матрешкой» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №51" Познавательно-творческий проект на.

Проект «Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников посредством инновационных технологий» АКТУАЛЬНОСТЬ Речь – одна из самых сложных высших психических функций человека. Способность к членораздельной речи является наиболее значимым.

Проект «Служба спасения». Проект краткосрочный, познавательно-творческий Проект «Служба спасения» Проект краткосрочный, познавательно-творческий Срок реализации проекта: 16-17 марта 2015-2016 уч. год. Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект для старших дошкольников «Синичкин день»
Опубликовано: 29 ноября 2016 в 08:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД