Лучший педагог года

Познавательно-творческий проект «Мы — славяне»

Ирина Шемерянкина
Познавательно-творческий проект «Мы — славяне»

Пояснительная записка:

«Перед прошлым склони голову,

перед будущим – засучи рукава»

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят перед собой малыш, чему он удивляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще неосознанные дошкольником глубоко, но, преломленные впечатления через детское восприятие, они играют значимую роль в становлении культурной личности и личности гражданина. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Публикация «Познавательно-творческий проект „Мы — славяне“» размещена в разделах

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека на земле.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Проблема: Сегодня мы на многое начинаем смотреть по — иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего.

Актуальность: Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей. Формирование чувства патриотизма, невозможно без обращения к истории и национальным истокам. Только так мы можем воспитать здоровое подрастающее поколение с правильными духовными ценностями и уважительным отношением к другим народам и национальностям. Очень важно собирать и знакомить подрастающие поколение с крупицами народной мудрости, народными традициями и обычаями, сохранять их и преумножать.

Степень разработанности проблемы: Недостаточное количество исторического материала, невозможность соприкоснуться с предметами старины. Незнание родителей некоторых традиций и обычаев нашего народа.

Цель проекта : Приобщение детей к нравственным и духовным ценностям нашего народа.

Задачи:

• знакомить детей с культурой и историей своего народа;

• формировать чувства сопричастности к культурному наследию;

• формировать таких нравственных качеств как доброта, сострадание, трудолюбие;

• вовлекать родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей

• прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

• прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.

• расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

• воспитывать творчески развитую личность через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщение их к русской национальной культуре.

Гипотеза: формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома. Познакомившись с традициями и обычаями русского народа русского народа у детей будут сформированы представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап: Проведение родительского круглого стола на тему: «Традиции русского народа». Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы. Диагностика. Анкетирование родителей. Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т. д.

Основной этап: ознакомление детей с художественной литературой; проведение бесед; рассмотрение картин и беседы по их содержанию; работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация); организованная деятельность; проведение мероприятий; анализ диагностических процедур; создание продукта и презентации.

Заключительный этап: анализ и презентация результатов проекта.

Методы и формы обучения:

1. Метод наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

2. Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения);

3. Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения, совместное разучивание народных танцев, песен);

4. Частично-поисковый;

5. Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

6. Сотворчество;

7. Мотивационный (убеждение, поощрение).

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

1. Беседы;

2. Занятия на основе метода интеграции;

3. Экскурсии в мини-музей «Русского быта»

4. Экскурсии в мини-музей «Народные промыслы»

5. Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;

6. Экскурсии в краеведческий музей.

8. Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

В своей работе мы опираемся на следующие принципы:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.

- принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание материала должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о традициях, быте русского народа.

Сформирован устойчивый интерес к истории и культуре нашего народа, имеют представления о народных праздниках, сформировано уважение к историческому наследию.

Выводы: реализуя проект «Мы славяне», дети соприкоснулись с историей наших предков. У детей сформировались представления о жизни своих предков (славян, народной культуре, традициях и обычаях. Но самым главным я считаю то, что дети почувствовали себя частью своего народа. Дети научились различать добро и зло. Научились ценить отличительные качества русского человека: чуткость, сострадание, любовь. Стараются прежде всего в самом себе победить такие качества, как лень, зависть, эгоизм, жадность. Сравнивая жизнь наших предков с современной жизнью, дети видят, что их жизнь, была намного сложнее и сопереживанием, и гордостью относятся к жизни славян. Закончился цикл занятий по теме «Мы славяне», дети с большим огорчением восприняли это, и мы совместно с детьми приняли решение продолжить наше увлекательное путешествие по «Древней Руси» и я уверенна, что наш ждет не менее увлекательное путешествие.

Публикации по теме:

«Святочные дни». Познавательно-творческий проект«Святочные дни». Познавательно-творческий проект Пояснительная записка Зима – ожидание чуда, самое волшебное, праздничное и сказочное время года. После осенних работа наступала пора отдыха.

Познавательно-творческий проект «Достопримечательности Сыктывкара» Введение Актуальность: Знания о своей малой Родине, его истории являются неотъемлемой частью патриотического воспитания человека, особенно.

Познавательно-творческий проект «Февральские окна»Познавательно-творческий проект «Февральские окна» Тип проекта: познавательно-творческий Участники проекта: - воспитанники разновозрастной группы; - воспитатели группы; - родители.

Познавательно-творческий проект «Зимние развлечения»Познавательно-творческий проект «Зимние развлечения» Познавательно-творческий проект на тему: «Зимние развлечения» Автор проекта: воспитатель МБОУ "ЦО №19" Дергунова Светлана Николаевна Тип.

Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Мое имя» Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь.

Познавательно-творческий проект «Волшебный мир цветов» Аннотация Проект «Волшебный мир цветов» направлен на воспитание навыков бережного отношения детей к цветам, развитие представлений об особенности.

Познавательно-творческий проект «Загадки космоса» Возраст детей: средний и старший дошкольный возраст Образовательные области: познание; художественно-эстетическое развитие; труд; коммуникация;.

Познавательно-творческий проект «Здравствуй, школа!» «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 10 г. Калининска Саратовской области» ПРОЕКТ (познавательно.

Познавательно-творческий проект «Зимующие птицы» Познавательно-творческий проект «Зимующие птицы» I этап Паспорт проекта Возраст детей: средний и старший дошкольный возраст Образовательные.

Проект познавательно-творческий «Мой родной поселок» Проект «Мой родной поселок» к программе по ознакомлению детей дошкольного возраста «Родные просторы» «Детство – каждодневное открытие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект «Мы — славяне»
Опубликовано: 30 августа 2016 в 19:08
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД