Получи документы

Конспект занятия по познавательному развитию «Экспериментирования по природе «Жизнь растений»

Марущенко Надежда
Конспект занятия по познавательному развитию «Экспериментирования по природе «Жизнь растений»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание.

Систематизировать знания детей о растениях.

Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем группам : деревья, кустарники, травы.

Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы.

Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве.

Дать детям представление о функциях корня растений.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Экспериментирования по природе „Жизнь растений“» размещена в разделах

При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.

Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт- доказательство, схемы-модели.

Развивать интерес к миру природы.

Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.

Оборудование: горшок с комнатным растением; искусственный цветок; слайды с изображением схем-моделей: “Признаки живого”, “Строение растения”, “Функции корня”; компьютер, модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; магнитная доска, емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли; части растения на магнитах; схемы: “Деревья”, “Кусты”,

“Травянистые растения”; карточки с изображением деревьев, трав, кустарников по количеству детей.

Предшествующая работа:

Знакомство с растениями леса, поля, луга, длительные наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, разработка схем- моделей “Признаки живого”, “Строение растений”, проведение игр- превращений “Представь себя совсем иным”, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание картин.

Ход занятия

Дети сидят полукругом, на столе стоит горшок с комнатным растением.

Появляется Незнайка с искусственным цветком.

Незнайка: - Здравствуйте, ребята! Давайте скорее мне горшок с землей. Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше.

(Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, а не живой)

- Значит и ваше растение не живое?

(Дети говорят, что это растение живое, это узамбарская фиалка)

(Дети перечисляют признаки живого по слайду схемы-модели №1, показанному на экране: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается).

Схема – модель №1

«Признаки живого»

Воспитатель: - А хочешь, Незнайка, мы тебе расскажем, что есть у каждого растения?

Незнайка: - Конечно, хочу.

(Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему - модель № 2: у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами)

Схема – модель №2

«Строение растения»

Незнайка: - А, понял, понял! Вот корешок, я положу его сверху, над землей, чтобы его было видно, солнышко его греть будет, а листочки - вниз, под землю, они же питаться должны. А вот цветочек прямо на корешках вырастет.

(Выкладывает на магнитной доске части растения в неправильной ' последовательности)

Воспитатель: - Ребята, правильно Незнайка сделал? (нет, неправильно)

Незнайка: - А, наверное, цветок тоже нужно в землю посадить, чтобы его солнышко не жгло?

Воспитатель: - Ну, что ты, Незнайка! Послушай, как правильно растет растение.

(Дети раскладывают части растения и рассказывают последовательность его роста: корни растут вглубь земли, над землей - стебель, на стебле - листья и цветы)

Незнайка: - Как же мне все запомнить?

Воспитатель: - Очень просто! Сейчас я превращу ребят в семена:

— Раз, два, три, повернись

В семена превратись!

Психогимнастика: “Представь себя совсем иным”

Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети немного пробегают и садятся на ковер). Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей). Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы - тянутся стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и выше (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей).

Незнайка: - Ура! Цветочки! Сейчас я их сорву!

Воспитатель: - Ну, что ты, Незнайка, нельзя их рвать, они же живые! Вот послушай ребят: (дети читают стихи) :

1. Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты.

И деревья, и кусты.

И не будет красоты!

Должны мы над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать!

Незнайка: - Ну ладно, только я что-то не пойму, зачем растению корень? Все равно его под землей не видно! (Ответы детей)

Воспитатель: - Мы тебе, Незнайка, сейчас все покажем. Проведем опыты, и ты поймешь, какие важные функции выполняет корень у растения.

Опыт 1: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом дерем модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.

Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей).

Вывод: Корни удерживают растение в земле.

Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.

Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.

Воспитатель: - А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух, мы проводили опыт-доказательство того, что воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают? (Дышат).

Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (Он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу).

(Смотрим на экране модель-схему №3)

Схема—модель №3

«Функции корня»

Физкультминутка:

Станем мы деревьями сильными, большими. (Поднять руки вверх, подтянуться)

Ноги - это корни, их расставим шире. (Расставить ноги)

Чтоб держали дерево, падать не давали, (Руки вниз, пальцы растопырить)

Из глубин далеких воду доставали. (Наклон вперед, сделать ладони горстью) Тело наше - ствол могучий, он чуть-чуть качается, (Распрямиться, покачивание)

И своей верхушкой острой в небо упирается. (Ладонями изобразить крышу) Наши руки - это ветви, крону вместе образуют (руки вверх, сомкнуть над головой)

В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют (покачать головой)

Пальцы веточками будут, листья закрывают их (пошевелить пальцами, одна ладонь над другой)

Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг! (Опустить руки)

Незнайка: - А это, что за значки? (показывает на схемы) Воспитатель: - Давайте объясним Незнайке, что они означают. (Показываю схему “Деревья”)

(Ответы детей)

(Показываю схему “Кусты”)

(Ответы детей)

-Чем деревья и кусты отличаются друг от друга?

(Показываю схему “Травянистые растения”)

(Ответы детей)

- Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников? (Ответы детей) (Рассматриваем схему - модель №4)

Схема -модель №4

«Растительный мир»

- А сейчас возьмите любую карточку с растением, внимательно посмотрите, вспомните, какое растение нарисовано на картинке и подойдите к той схеме, которая подходит к вашему растению.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: - Почему ты подошел именно к этой карточке?

(Ответы детей)

Незнайка: - Молодцы, ребята! Здорово вы в растениях разбираетесь! Воспитатель: - А хочешь, Незнайка, дети покажут тебе, как они знают

растения области?

Незнайка: - Конечно, хочу!

Воспитатель: - Сейчас я буду перечислять разные растения, а вы если услышите название растения, которое растет в нашей области, то хлопайте в ладоши. Если же растение у нас не растет - опустите руки вниз.

Игра:

Груша. Яблоня. Малина. Береза.

Ель. Саксаул. Облепиха. Мимоза.

Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.

Липа. Клен. Баобаб. Мандарин.

Слива. Осина. Каштан.

Кофе. Рябина. Платан.

Дуб. Кипарис. Алыча.

Тополь. Сосна. Каланча.

Воспитатель: - Ребята, а что произойдет, если с земли исчезнут все растения?

(Если не будет растений, не будет жизни на земле)

Незнайка: - А зачем нужны растения? Какая от них польза?

Дети отвечают, что растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат, а чаще они очень красивые и мы любуемся ими, не зря говорят: “Растение - земли украшение”.

Воспитатель: — Правильно, ребята. Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. Как же мы должны относиться к ним?

(Беречь, охранять, ухаживать и т. д.)

Незнайка: - А как это ухаживать?

Воспитатель: - Незнайка, ты и этого не знаешь? Ребята, давайте расскажем ему, как мы ухаживаем за комнатными растениями в нашей группе.

(Ответы детей - рассаживаем, поливаем, протираем листья, опрыскиваем, удобряем и т. д.)

Незнайка: - Ух, ты! Нелегкое оказывается это дело. Спасибо вам, ребята, я так много узнал интересного! Всем коротышкам в Цветочном городе об этом расскажу!

Воспитатель: - Ты, Незнайка, приходи к нам еще. Мы про растения еще много интересного знаем и тебе расскажем.

Незнайка: - Спасибо! До свидания! (дети прощаются с Незнайкой)

Воспитатель: - Вот и закончилась наша встреча с Незнайкой, вы были молодцы.

А теперь, давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.

Аутотренинг: (звучит запись Д. Долей “Одинокий пастух”)

“Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю чистый свежий воздух. Колышутся травы, звонко поют птицы Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Мы нужны друг другу. Я буду другом и защитником всему живому ”.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Лягушка в гостях у ребят» Цель: Развивать активность и любознательность детей раннего возраста в процессе познавательной деятельности. Задачи: Обучающие: учить обследовать.

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Огонь — опасная игрушка» Цель: систематизировать знания детей об огне и пожарной безопасности. Задачи: Образовательные: 1 Познакомить детей с историей использования.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Где вода, там и жизнь» Цели: Воспитывать у детей бережное отношение к воде; формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов;.

Конспект ООД во второй младшей группе по познавательному развитию «Рассматривание комнатных растений» Конспект ООД во второй младшей группе. Образовательная область – познавательное развитие. Рассматривание комнатных растений (фиалка) Провела.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе для РМО педКонспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе для РМО пед Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе для РМО педагогов групп.

Конспект по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Спасаем лягушат» в младшей группеКонспект по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Спасаем лягушат» в младшей группе Конспект по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Спасаем лягушат» в младшей группе. воспитатель : Ёкубова Насима Фатхулбаяновна.

Конспект занятия по познавательному развитию «Лечебные свойства растений» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 24 г. Ельца КОНСПЕКТ Образовательной деятельности по образовательной.

Конспект занятия-экспериментирования по познавательному развитию в средней группе «Знакомство со стеклом» Конспект занятия – экспериментирования по познавательному развитию в средней группе на тему «Знакомство со стеклом» Цель: Создание условий.

Конспект НОД по познавательному развитию «Бережное отношение к природе» Цель: формировать бережное отношение к природе. Задачи: 1. Познакомить с друзьями и защитниками природы 2. Воспитывать бережное отношение.

Конспект занятия «Поможем Фиксикам» по познавательному развитию с элементами экспериментирования Конспект занятия по познавательному развитию с элементами эксперементирования в подготовительной группе по ФГОС (опыты со льдом и холодом).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Экспериментирования по природе «Жизнь растений»
Опубликовано: 21 февраля 2019 в 11:59
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию «Экспериментирования по природе «Жизнь растений»» (включая файлы) размещена пользователем Марущенко Надежда (УИ 1493416) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД