МААМ-картинки

Познавательные процессы у детей с ДЦП и их коррекция

Липатова Елена
Познавательные процессы у детей с ДЦП и их коррекция
▼ Скачать + Заказать документы

Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом требует дифференцированного подхода к психологической коррекции. При составлении коррекционной программы необходимо учитывать форму, степень тяжести, специфику нарушения психических функций и возраст больного с ДЦП.

Основные задачи психологической коррекции сенсорно-перцептивных процессов:

Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций.

• Развитие константности, предметности и обобщенности восприятия.

Развитие скорости восприятия объектов.

Публикация «Познавательные процессы у детей с ДЦП и их коррекция» размещена в разделах

С этой целью используются разнообразные занятия с детьми по обучению их адекватному восприятию формы и величины предметов. Занятия проводятся поэтапно, с возрастающей сложностью заданий.

Сам процесс коррекции должен проходить параллельно с обучением детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке,

аппликации. Особое внимание уделяется формированию конструктивной деятельности. Конструктивная деятельность является сложным познавательным процессом, в результате которого совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений (Лурия, 1948; Венгер, 1969).

Важным направлением психокоррекции является развитие нагляднодейственного и нагляднообразного мышления. В связи с этим психологическая коррекция должна решать следующие задачи:

1. Обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета.

2. Обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия).

3. Формирование нагляднообразного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.

Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. На занятиях должно соблюдаться единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключении возможности незавершения начатых ребенком действий.

Направления и задачи психологической коррекции детей с ДЦП в сочетании с задержкой психического развития

1. Мотивационный блок. Неумение ребенка выделить. осознать и принять цели действия.

Задачи и приемы:

Формирование познавательных мотивов:

-создание проблемных учебных ситуаций;

- стимулирование активности ребенка на занятии;

-анализ типа семейного воспитания.

Приемы:

--создание игровых учебных ситуаций;

-дидактические и развивающие игры.

Формы ДЦП:

Задержанное развитие у детей с двигательными нарушениями, обусловленное социально-педагогической запущенностью.

2. Операционно-регуляторный. Неумение планировать свою деятельность по времени и содержанию.

Задачи и приемы:

-обучение ребенка планированию деятельности во времени

-предварительная организация ориентировки в задании

- предварительный анализ с ребенком используемых средств деятельности.

Формы ДЦП:

Все формы ДЦП в сочетании с ЗПР церебрально-органического генеза.

3. Блок контроля. Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.

Задачи:

-обучение контролю по результатам деятельности

-обучение контролю по способу деятельности

-обучение контролю по ходу выполнения деятельности.

Приемы:

-дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность;

- обучение конструированию и рисованию по моделям.

Формы ДЦП:

задержанное развитие у детей с ДЦП.

Очень важна при коррекционной работе с детьми с церебральным параличом работа с родителям.

Принципы как основополагающие идеи психологической коррекции базируются на следующих фундаментальных положениях психологии:

• Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в процессе общения со взрослыми (Лисина, Ломов и др.).

• Важную роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего вида деятельности (в дошкольном детстве — игра, в младшем школьном детстве — учебная деятельность) (Д. Б. Эльконин и др.).

• Развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка. При наличии определенных, строго продуманных условий все дети обладают способностью к развитию (Л. С. Выготский, М. Монтессори). Важным принципом психологической коррекции аномального развития является принцип комплексности психологической коррекции, которую можно рассматривать как единый комплекс клинико-психолого-педагогических

воздействий Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка. Второй принцип психологической коррекции — это принцип единства диагностики и коррекции. Прежде чем решать, нужна ли психологическая коррекция ребенку, необходимо выявить особенности его психического развития, уровень сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных связей возрастным периодам. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики как зоны актуального, так и ближайшего развития ребенка. Л. С. Выготский подчеркивал, что «. в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития».

Публикации по теме:

Деловая игра «Развиваем познавательные способности детей дошкольного возраста» Если вы хотите научить детей думать, Научите их сначала придумывать. Дж. Родари ЗАДАЧИ: 1. Повышать компетентность, профессионализм.

Из опыта работы «Познавательные игры». Часть 3Из опыта работы «Познавательные игры». Часть 3 Из опыта работы «Познавательные игры». Часть 3. В игре формируются познавательные интересы детей, что немаловажно для них. Значимость ее.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

План индивидуальной работы для детей 1 младшей группы (ЗРР) по разделу «Речь и познавательные процессы» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Буратино» г. Волжска РМЭ План индивидуальной работы для детей 1 младшей.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательные процессы у детей с ДЦП и их коррекция
Опубликовано: 17 октября 2022 в 23:08
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательные процессы у детей с ДЦП и их коррекция» (включая файлы) размещена пользователем Липатова Елена (УИ 1891638) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД