Липатова Елена
Познавательные процессы у детей с ДЦП и их коррекция
▼ Скачать + Заказать документы
Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом требует дифференцированного подхода к психологической коррекции. При составлении коррекционной программы необходимо учитывать форму, степень тяжести, специфику нарушения психических функций и возраст больного с ДЦП.
Основные задачи психологической коррекции сенсорно-перцептивных процессов:
Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций.
• Развитие константности, предметности и обобщенности восприятия.
Развитие скорости восприятия объектов.
Публикация «Познавательные процессы у детей с ДЦП и их коррекция» размещена в разделах
С этой целью используются разнообразные занятия с детьми по обучению их адекватному восприятию формы и величины предметов. Занятия проводятся поэтапно, с возрастающей сложностью заданий.
Сам процесс коррекции должен проходить параллельно с обучением детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке,
аппликации. Особое внимание уделяется формированию конструктивной деятельности. Конструктивная деятельность является сложным познавательным процессом, в результате которого совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений (Лурия, 1948; Венгер, 1969).
Важным направлением психокоррекции является развитие нагляднодейственного и нагляднообразного мышления. В связи с этим психологическая коррекция должна решать следующие задачи:
1. Обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета.
2. Обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия).
3. Формирование нагляднообразного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.
Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. На занятиях должно соблюдаться единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключении возможности незавершения начатых ребенком действий.
Направления и задачи психологической коррекции детей с ДЦП в сочетании с задержкой психического развития
1. Мотивационный блок. Неумение ребенка выделить. осознать и принять цели действия.
Задачи и приемы:
Формирование познавательных мотивов:
-создание проблемных учебных ситуаций;
- стимулирование активности ребенка на занятии;
-анализ типа семейного воспитания.
Приемы:
--создание игровых учебных ситуаций;
-дидактические и развивающие игры.
Формы ДЦП:
Задержанное развитие у детей с двигательными нарушениями, обусловленное социально-педагогической запущенностью.
2. Операционно-регуляторный. Неумение планировать свою деятельность по времени и содержанию.
Задачи и приемы:
-обучение ребенка планированию деятельности во времени
-предварительная организация ориентировки в задании
- предварительный анализ с ребенком используемых средств деятельности.
Формы ДЦП:
Все формы ДЦП в сочетании с ЗПР церебрально-органического генеза.
3. Блок контроля. Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.
Задачи:
-обучение контролю по результатам деятельности
-обучение контролю по способу деятельности
-обучение контролю по ходу выполнения деятельности.
Приемы:
-дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность;
- обучение конструированию и рисованию по моделям.
Формы ДЦП:
задержанное развитие у детей с ДЦП.
Очень важна при коррекционной работе с детьми с церебральным параличом работа с родителям.
Принципы как основополагающие идеи психологической коррекции базируются на следующих фундаментальных положениях психологии:
• Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в процессе общения со взрослыми (Лисина, Ломов и др.).
• Важную роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего вида деятельности (в дошкольном детстве — игра, в младшем школьном детстве — учебная деятельность) (Д. Б. Эльконин и др.).
• Развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка. При наличии определенных, строго продуманных условий все дети обладают способностью к развитию (Л. С. Выготский, М. Монтессори). Важным принципом психологической коррекции аномального развития является принцип комплексности психологической коррекции, которую можно рассматривать как единый комплекс клинико-психолого-педагогических
воздействий Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка. Второй принцип психологической коррекции — это принцип единства диагностики и коррекции. Прежде чем решать, нужна ли психологическая коррекция ребенку, необходимо выявить особенности его психического развития, уровень сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных связей возрастным периодам. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики как зоны актуального, так и ближайшего развития ребенка. Л. С. Выготский подчеркивал, что «. в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития».