Получи документы

Практическое занятие с элементами тренинга по конфликтологии для педагогов

Наталия Лунькова
Практическое занятие с элементами тренинга по конфликтологии для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие 1. Предмет, причины конфликта и правила поведения в конфликтной ситуации

Задачи:

1. Расширить представления педагогов по вопросу управления конфликтами.

2. Познакомить педагогов с предметом, причинами конфликта и некоторыми правилами поведения в конфликтной ситуации, с техникой «6 шляп».

3. Способствовать профилактике эмоционального выгорания.

Публикация «Практическое занятие с элементами тренинга по конфликтологии для педагогов» размещена в разделах

Материалы: мяч, по одной ручке и листу бумаги на пару, листы бумаги, инструкции для упражнения «Еж и слон», макеты шляп, ситуация для упражнения «6 шляп» (6 шт., грибы для рефлексии

Содержание: 1. Упражнение «Приветствие».

Участники образуют внешний и внутренний круг. Внешний круг - воспитатели.

Участники внешнего круга каждый раз, перемещаясь по часовой стрелке на одного человека, здороваются соответственно ситуации:

при встрече с коллегой на конференции в НИРО,

с доктором педагогических наук,

с коллегой мужского пола,

с коллегой, получившим миллион,

с коллегой, получившим миллион, который предназначался вам,

с коллегой иностранцем.

Слайд 1. 2. Вводное слово. Устраивайтесь, пожалуйста, поудобнее. Настройтесь на благодушный лад. Дело в том, что на конфликтные темы полезнее беседовать в добродушном настроении. Чтобы не разругаться прежде, чем собеседники доберутся до предмета обсуждения. Конфликт – дело тонкое и местами рискованное. Я лично страсть как не люблю конфликтовать. Но … жизнь заставляет. Можно ли прожить без конфликтов. Нельзя. Как сказка без интриги, так и жизнь без конфликта невозможна.

3. Упражнение «Продолжи фразу».

«В фокусе нашего внимания конфликт. Когда мы произносим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Сейчас мы исследуем отражение конфликта на внутреннем состоянии человека. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово «конфликт». Какой образ подсказывает ваше воображение?

• Если конфликт – это посуда, то какая?

• Если одежда, то какая?

• это мебель, то какая?

И так - до бесконечности. Вы продолжили эту фразу в зависимости от того, как вы относитесь к конфликту. Одним людям он дает силы, у других – отбирает. А третьи… Они сначала теряют силу, потом осознают, что приобрели бесценный опыт, и через некоторое время их сила и мудрость увеличивается в несколько раз. К какой группе отнесете себя вы?

4. Информация «Что такое конфликт. Конструктивный и деструктивный конфликт»

Слайд 2. Чаще всего под конфликтом понимают (с латинского языка) – столкновение двух сторон.

Конфликты – это неотъемлемая часть рабочего процесса в абсолютно любой организации. Современная точка зрения заключается в том, что полное отсутствие конфликта внутри учреждения – условие не только невозможное, но и нежелательное. Конфликт малой интенсивности, разрешенный мирно, может предотвратить конфликт более серьезный. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко дело доходит до крупных противоречий. Вопрос заключается не в том, чтобы предотвратить или не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить поведение, связанное с насильственными способами разрешения противоречий, и направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.

4. Упражнение «Еж и слон»

Ведущий делит группу на пары (расчет на 1-2) и дает по одному листу и ручке на пару. Каждый человек в паре получает от него свою скрытую инструкцию.

Вопросы при обсуждении игры:

• Что вы чувствовали при работе в паре?

• Какой у вас результат?

• Достигли ли вы своей цели? Кого вам надо было нарисовать?

• Как думаете, почему у вас получился именно такой результат?

• Что вам помогало? Мешало?

• Какие выводы можете сделать из этой игры? Как это связано с реальной жизнью?

Выводы: Задание выполнено правильно, если каждый нарисовал свою отдельную фигурку.

Обычно партнеры в паре настроены на соперничество и «победу», хотя при инструктировании о необходимости «победы» в упражнении не говорится ни слова. Это знак того, что внутренняя позиция участников – конкуренция, борьба, а не сотрудничество.

существует множество способов достичь своей цели, используя и силу (умение вести за собой, достигать своих целей, и тепло (умение идти за партнером, реализовывать его потребности).

Если кто-то использует только тепло, то он лишается собственного результата и жертвует его партнеру в ущерб своим целям и интересам.

Если кто-то использует только силу, то получает свой результат, но лишает партнера его собственных целей, ожидаемых результатов, рискует потерять отношения.

Если обе стороны используют только силу, результат может оказаться неудовлетворительным для обеих сторон.

Слайд 3. Следует различать понятия «конструктивный» и «деструктивный» конфликт. Отрицательные эмоции возникают, когда конфликт не разрешен. Когда конфликт разрешается конструктивно, отношения наоборот могут улучшиться и укрепиться.

5. Информация «Предмет конфликта, правила поведения в конфликте».

Когда у человека все хорошо, он не станет работать над собой. Как правило, люди начинают что-то менять и меняться сами, когда есть беспокойство, если чего-то не хватает. Отсутствие комфортного состояния - главная причина возникновения энергии конфликта. Энергия конфликта, течет в двух направлениях: внутрь и вовне. Как говорил ослик ИА: «Входит и … выходит». Течет внутрь – значит мы имеем дело с внутренним конфликтом, где ждут нас душевные муки, самобичевания и неудовлетворенность собой и жизнью. Когда энергия конфликта течет вовне, мы получаем межличностный конфликт разных уровней сложности. Появляется образ врага. А бывает, что энергия конфликта течет в двух направлениях сразу. В этом случае понимаешь мудрость житейского правила: «Конфликт не разрешиться, если мы не изменимся». Мы подошли с вами к главному правилу поведения в конфликте :

Слайд 4. Оказавшись в конфликтной ситуации, определите в каком направлении течет конфликтная энергия : внутрь, вовне, в обоих сразу. Если во внутрь, мы ощущаем дискомфорт и сердце «гложет кручина» - необходима срочное психологическое вмешательство. Если вовне – то нам кажется, что нас таких прекрасных, «обложили со всех сторон». Вокруг враги, возникает чувство несправедливости. Мы абсолютно уверенны, что с нами самими все в порядке, во всем виноват другой – враг. Подобная ситуация чрезвычайно опасна для психики. Если вы поймали себя на том, что слишком часто обвиняете других, имеет смысл задуматься, почему такое происходит с вами, для чего вам дается такая ситуация.

Если конфликт течет в обоих направлениях сразу, мы ощущаем внутренний дискомфорт на фоне чувства несправедливого к нам отношения. Это состояние абсолютно нормальное, оно рабочее для решения конфликта. Ничего страшного. Делаем вдох-выдох и включаем собственное здравомыслие, разбираемся с предметом конфликта.

Слайд 5. Предмет конфликта – это основа конфликта, то, что обычно делят люди: деньги, сферы влияния, власть, недвижимость. Чтобы определить предмет, надо ответить на? : За что мы бьемся? Что я хочу получить в результате? Что это мне даст? Отвечать нужно честно, поскольку за явным предметом конфликта может стоять скрытый предмет. Например, братья делят отцовское наследство. Явный предмет - дом. А скрытый – обида старшего брата за то, что родители уделили младшему больше внимания. Нужно поразмышлять над скрытым предметом. Чего действительно вы хотите? Проработать свои больные места. Обида – не материальный, а виртуальный объект. Мы создаем его сами и мы сами сможем его устранить. Еще одно правило поведения в конфликте : Прежде всего, отделите виртуальный предмет конфликта от реального, улыбнитесь, отоспитесь и начните конструктивно работать над вариантами решения.

Бывает, что у конфликта вообще нет предмета. Например, давка в метро. Кто-то больно кольнул в спину. Это вышло нечаянно сумкой. К сожалению. Беспредметных конфликтов гораздо больше, чем хотелось бы. Люди нередко находятся в противоположных эмоциональных состояниях, действия одного часто непонятны и неизвестны другому. Так, вследствие заблуждения или ошибочного суждения возникает вихрь беспредметного конфликта.

Слайд 6. По поводу беспредметного конфликта существует правило : «Не говори «Гоп», пока не в курсе дела!»

6. Информация «Причины конфликта». Слайд 7. В конфликте всегда возникает вопрос: из-за чего, собственно все произошло? Причинами могут быть:

• Несовместимость людей друг с другом

• Некорректное информирование друг друга

• Пересечение интересов

И соответственно существует три вида конфликта : конфликт несовместимости, конфликт правды, или информационный конфликт; конфликт интересов, или территориальный.

Чтобы понять конфликт несовместимости, нужно определить, что такое совместимость и на каких уровнях она может случиться.

Слайд 8. Совместимость – это взаимная согласованность, принятие, понимание, это когда рядом комфортно. Совместимость между нами проявляется на пяти уровнях:

• Психофизиологическом (запахи, голос, прикосновения приятны). Разбираться с такими конфликтами бессмысленно. Необходимо изолировать людей друг от друга. Если это невозможно, пусть учатся принимать друг друга, преодолевая физиологический дискомфорт. Но это очень сложно. Основной принцип разрешения психофизиологичес кого конфликта – «с глаз долой – из сердца вон».

• Психологическом (близость темпераментов, темпов деятельности, реакций).

Да, людям с разным типом темперамента, скоростью реакции, темпом и стилем мышления непросто друг с другом. По этому поводу есть байка о том, как поведут себя флегматик, меланхолик, холерик и сангвиник, опоздав в театр. Представьте себя, что вы будете делать,если прозвенел последний звонок и дверь в зрительный зал захлопнулась. Билетерша стоит с непроницаемым лицом?

Как реагирует на эту ситуацию флегматик? Вздыхает и спокойно отправляется в буфет. Меланхолик сядет на скамейку в фойе и тяжело вздохнув, причитает «Вечно не везет». Холерик начнет яростно стучать пальцем по часам, крича билетерше: «Вы только посмотрите на часы1 кто вам дал право начинать на полторы минуты раньше7 немедленно пропустите в зал». Сделает рывок в сторону зала. Сангвиник ни слова не говоря с улыбкой достанет из кармана банкноту и незаметно сунет ее в руку билетерше. Что же в финале? Флегматик закусывает в буфете. Меланхолику свободный персонал театра оказывает первую помощь. Холерика ведут в ближайшее отделение милиции, а сангвиник наслаждается действием в зрительном зале. Итак, когда возникает психологический конфликт несовместимости, нас будет раздражать другой человек из-за своих особенностей (тугодум, мямля) этот конфликт решается одним путем – путем принятия особенностей другого. Терпимость к особенностям другого, а также доброе чувство юмора – лучший путь преодоления конфликта.

Более серьезные ситуации возникают на ролевом уровне несовместимости.

• Ролевом.

Все мы выполняем несколько социальных ролей одновременно (мать, сотрудница, жена и) у каждого из нас есть свои представления о том, как играть ту или иную роль. Кроме того, у нас есть собственные ожидания относительно того, как должен играть свою роль другой человек. Это называется ролевые ожидания. И у каждого он свой набор ролевых ожиданий. Например, девушка, выходя замуж, ожидает от мужа того, что он будет выносить мусор, убирать свои вещи, потому что так делал ее папа. А муж считает, что он должен заниматься любимым делом, а хозяйством заниматься жена. Появляются притензии. Дальше – больше. Недалеко до развода. В чем причина? В рассогласованности ролевых ожиданий, ролевой конфликт несовместимости. Мы нередко путаем любовь и ролевые ожидания (если любит, то) нельзя их смешивать. Да. Ролевые ожидания закладываются в семье и мы зачастую действуем в соотвествии с этими впечатлениями. Потому что это привычные ожидания (привычка день ото дня). Мы привыкаем к определенному ролевому поведению и ожидаем его повторения. Львиная доля наших ожиданий – самые настоящие сорняки, от которых нужно избавляться. Эти сорные ожидания прорастают в нашем сознании и дают мощные корни и заставляют нас видеть других совсем не такими, какими они являются. От этого происходит состояние неудовлетворенности, дискомфортный эмоциональный фон и делает нас готовыми к конфликту. Но не все наши ролевые ожидания будут удовлетворены.

С чего обычно начинается ролевой конфликт? Как правило, с взаимных обвинений. Т. е. стороны говорят о своих разочарованиях, а напоследок рекомендуют друг другу измениться. Получается, что конфликт становится бесценной информацией о ролевых ожиданиях партнера и комплектом рекомендаций по самосовершенствованию. И обвинения – это информация о ролевых ожиданиях. Другими словами, это не мы такие плохие, это ожидания партнера относительно нас не реализовались. Каждое обвинение – не более чем сообщение. Реагируйте не на эмоцию, а на информацию. Это трудно, но нужно тренироваться. Некоторым легче конфликтовать, чем что-то менять. Это путь в никуда. Накапливаются обиды и разочарования, раздражительность и усталость. Изменить человека так, чтобы он полностью соответствовал нашим ожиданиям – означает сломать его. Лучше поразмышлять над ожиданиями, обсудить с партнером, чем конфликтовать. Накипело – в спортзал. Ролевые конфликты – полезны.

• Социальном

На уровне социальной совместимости важны уровень культуры, образования, дохода, стиль жизни, социальный круг общения, статус. Есть «свои» и «чужие». Представьте себе, профессор искусствоведения случайно попадает в общежитие кочегаров. Один не понимает другого просто из-за того, что они – из разной среды. Хотя это не мешает влюбляться, дружить, общаться. Мощной движущей силой конфликта является зависть. Она становится источником сплетен и интриг. Человеку более успешному в социальном отношении, не избежать зависти. Соц. Несовместимость можно преодолеть, но это непростое испытание. Одному придеться активно расти социально и личностно.

• Духовном (базовые жизненные ценности, идеалы, то, во что верит человек) Это религиозные и идеологические конфликты. Движущая сила его нетерпимое отношение к ценностям другого. Разрешить его практически невозможно.

Чтобы моделировать социальные ситуации и способы поведения, необходимо видеть одно и то же явление с разных сторон. Чем больше проанализирует человек, тем наиболее удачное решение конфликта он может получить. Я предлагаю вам игру «6 шляп».

7. Упражнение «6 шляп».

Предлагаю вам разделиться на 6 групп. Каждая группа получит одну и ту же ситуацию, в которой вы являетесь воспитателем. Также вы получите шляпу определенного цвета. Ваша задача - применить к ситуации свой способ мышления, указанный на шляпе (что думаете вы и что думает родитель в этой ситуации). После небольшого обсуждения внутри группы докладчик «от каждой шляпы» представит свою точку зрения.

Слайд 9. 6 шляп – это 6 различных способов мышления:

Белая – мышление фактов и цифр, безоценочная ситуация, статистика. Красная – эмоциональное мышление. Черная – критическое мышление. Желтая – оптимистическое мышление. Зеленая – творческое мышление. Синяя – продуктивное управление процессом мышления.

Ситуация:

После прогулки в детском саду мальчик Петя быстро разделся и, не сложив вещи в шкаф, прошел в группу. Вечером родитель бурно отреагировал на пропажу брюк ребенка, обвинив в этом воспитателя группы.

Вывод: Каждая «шляпа» дает возможность моим мыслям течь в определенном русле, благодаря чему они уже не разбегаются, кто куда, а движутся в правильном направлении. Красная шляпа дает мне возможность отследить свои и чужие чувства. Белая – помогает определить предмет конфликта, как реальный, так и виртуальный. Черная – дает возможность честно взглянуть на свои уязвимые слабые места. Желтая – помогает сделать комплимент себе самому, оценив собственные сильные стороны. Синяя настраивает меня на философский лад. Я смотрю на ситуацию взглядом мудреца. Понимающего, что все не случайно. Каждая ситуация – это шаг вперед на пути собственного развития. Зеленая – меня мобилизирует. Надевая ее, я задаюсь вопросами: «Что мне теперь со всем этим делать? Как себя вести дальше?» Т. О., конфликт превращается в игру, при этом я думаю и за партнера и за себя.

Начинайте тренировать свой ум сейчас, чтобы в конфликте он не вел себя как необузданная лошадь. Настоящие враги в конф. ситуации – наши собственные необузданные чувства и ленивый ум.

Слайд 10. Первое, что сможет вас защитить в конфликте – это знания. Т. О. вам будет легче отстраниться от собственных эмоций. Ведь именно наши эмоции первыми реагируют на агрессию по отношению к нам и бьют тревогу. Скажите своим чувствам «спасибо» и обратитесь к разуму, начните последовательно надевать «шляпы».

8. Рефлексия «Грибы». - Наступила осень. Время сбора урожая. Мы с вами сегодня соберем грибы. Я предлагаю вам взять грибы и рассказать нам почему вы его взяли.

Белый гриб возьмите в том случае, если вам сегодня было интересно, полезно и понятно все полностью; Мухомор - если совсем не понятно, не интересно и не полезно; Сморчок (условно съедобный гриб) - частично понятно, требуются дальнейшее размышление.

Инструкция: «Ваша задача — молча, держа с партнером один маркер/ручку на двоих, за 2 минуты нарисовать на общем листе бумаги ежа. Еще раз — разговаривать нельзя!»

Инструкция: «Ваша задача — молча, держа с партнером один маркер/ручку на двоих, за 2 минуты нарисовать на общем листе бумаги слона. Еще раз — разговаривать нельзя!»

Инструкция: «Ваша задача — молча, держа с партнером один маркер/ручку на двоих, за 2 минуты нарисовать на общем листе бумаги ежа. Еще раз — разговаривать нельзя!»

___ Ситуация:

После прогулки в детском саду мальчик Петя быстро разделся и, не сложив вещи в шкаф, прошел в группу. Вечером родитель бурно отреагировал на пропажу брюк ребенка, обвинив в этом воспитателя группы.

___

Публикации по теме:

Практическое занятие «Скоро в школу!» (НОД)Практическое занятие «Скоро в школу!» (НОД) Содержание организованной образовательной деятельности детей. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов «Мы вместе!» Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов. «Мы вместе!» Цель: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных.

Психологическое занятие с элементами тренинга «Формула успеха при подготовке и сдаче ЕГЭ» для учащихся и педагогов .

Психологическое занятие с элементами тренинга «Нужно ли готовиться к ОГЭ» для учащихся 9-х классов «Нужно ли готовиться к ОГЭ?» Прежде чем обсуждать нужно или не нужно готовиться специально, если да, то как, я предлагаю Вам послушать притчу.

Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольниковЭмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по изготовлению практического пособия: "Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной.

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Отпустите меня в Гималаи»: Как дожить до отпуска Цель: Снижение психоэмоционального напряжения педагогов. Ход мероприятия: Ритуал приветствия Игра «Круг друзей» Все поют: «Что мне снег,.

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сохраним своё душевное здоровье» Здравствуйте уважаемые коллеги и гости моей странички! Поздравляю Вас с Новым 2019 годом! Приглашаю Вас на занятие с элементами тренинга.

Занятие с элементами тренинга для подростков 14–16 лет «Конфликт и его преодоление» Занятие с элементами тренинга «Конфликт и его преодоление» Цель: Дать объяснение понятию «конфликт», найти пути выхода из сложных конфликтных.

Занятие с элементами тренинга «Путешествие по цветным морям» Целевая аудитория: дети Формы и методы работы: обсуждение, упражнения, изо – терапия, составление рассказа, игра. Цель: развитие навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическое занятие с элементами тренинга по конфликтологии для педагогов
Опубликовано: 10 мая 2020 в 14:43
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практическое занятие с элементами тренинга по конфликтологии для педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Лунькова (УИ 165827) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД