Папки-передвижки

Практики здоровьесбережения дошкольников: проблемы и противоречия, становление

Евгения Малаховская
Практики здоровьесбережения дошкольников: проблемы и противоречия, становление

Проблему формирования и развития здоровьесберегающих технологий следует отнести к одной из базовых практик современной жизнедеятельности индивидов, социальных групп в целом. Здоровье становится предметом особого осмысления. В поле внимания в Нашей организации оказываются различные его аспекты: социальная обусловленность, место в структуре ценностей, факторы, способствующие формированию и развитию, а также практики воспитанников и групп, ориентированные на сохранение и поддержание здоровья, включенные в образ жизни.

Публикация «Практики здоровьесбережения дошкольников: проблемы и противоречия, становление» размещена в разделах

Основной моей целью стал анализ противоречий формирования практик здоровьесбережения дошкольников в системе взаимодействия семьи и дошкольного образовательной организации т. к состояние здоровья воспитаников вызывает сегодня наибольшие опасения. К школьному периоду дети собирают «целый букет» заболеваний. Исследование, проведенное УРГУФК кафедра адаптивной физической культуры показало. «В структуре хронической заболеваемости лидирующие позиции занимают болезни костно-мышечной системы (23,3 %, болезни глаза и придаточного аппарата (17 %, пищеварительной системы (12,9 %)»

Заболевания отчасти выступают следствием слабого развития здоровьесберегающих практик, формируемых в дошкольном возрасте.

Кроме того, прочитав различную литературу на эту тему ___ Н. А. Головина и С. Н. Малафеева, исследуя младших школьников: «Нет достаточно сформированной внутренней мотивации к здоровому образу жизни, обучающиеся не видят причинно-следственных связей между своим поведением и собственным развитием и здоровьем»

Здоровьесберегающие практики – это устойчивые и воспроизводимые действия и взаимодействия факторов (детей, направленные на сохранение и укрепление здоровья, становление здорового образа жизни.

В концептуальной модели исследования они представляют собой систему

1 .санитарно-гигиенических,

лечебно-профилактических и

физкультурно-оздоровительных практик,

особенности каждой из которых раскрою ниже.

Санитарно-гигиенические практики. В ходе исследования были выделены две базовые составляющие санитарно-гигиенических практик : режим дня и личная гигиена.

Исследования ученых показывает, что в структуре свободного времяпрепровождения семьи отсутствуют здоровьесберегающие практики, и дети вынуждены либо включаться в деятельность родителей (просмотр телевизора, посещение магазинов, кафе, либо формировать собственную систему действий (компьютерные игры). В ходе беседы дети прокомментировали режим дня в выходные и праздничные дни в семье следующим образом: «… в выходные весь день за компьютером играю» «… смотрю телевизор допоздна», «… хожу с мамой и папой в кафе, ем картошку фри с кока-колой…». Родители не включают в свой образ жизни совместные действия с детьми, направленные на укрепление и развитие их здоровья. Привычная «детсадовская» структура образа жизни дошкольников в семье меняется, что влечет за собой противоречия в усвоении моделей здоровьесберегающих практик. Если в дошкольной образовательной организации существует утвержденный распорядок дня, а одной из базовых его функций выступает сохранение и развитие здоровья ребенка, то в семье режим дня нарушается, а здоровье ребенка вызывает опасения родителей лишь в случае болезни.

Основным элементом личной гигиены является уход за телом. Опрошенные автором родители были единодушны, утверждая, что дети соблюдают личную гигиену, при этом все респонденты заметили, что у ребенка имеется собственное спальное место, личное полотенце и столовые предметы (чашка, тарелка). Кроме того, 95 % родителей отмечают, что ребенок моет руки перед едой, после возвращения с улицы/посещения туалета; 90 % – умывается и чистит зубы дважды в день; 55 % – самостоятельно переодевается в домашнюю одежду после прихода с улицы; 35 % – прибирается в комнате; 5 % – пользуется носовым платком. Дети-дошкольники в силу возрастных особенностей (наблюдательность, любознательность, потребность в самостоятельных действиях) достаточно быстро и легко способны принять и воспроизвести нормы личной гигиены в повседневных практиках. Эти особенности ребенка активно используются педагогами в дошкольных образовательных организациях. К числу способов трансляции и закрепления гигиенических навыков педагогическая общность отнесла как систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены, так и обучение и показ, а также различные упражнения, направленные на выполнение гигиенических действий в процессе дидактических и сюжетно-ролевых игр. «В играх дети не только учатся правильно одеваться, но, и усваивают алгоритм – очередность одевания тех или иных предметов одежды».

Таким образом, ребенок успешно осваивает и воспроизводит практики ухода за телом, но и практикует соблюдения режима дня как рационального суточного режима. Но зачастую в семье эта практика нарушается. Родители, что бы сэкономить время сами одевают ребёнка.

Лечебно-профилактические практики. Наибольшая часть родителей использует пассивный инструмент профилактической направленности – прием витаминов (60 %). Данный механизм не требует значительных усилий и действий со стороны индивидов, этот способ достаточно прост в использовании. Единственный ресурс, который требуется, небольшие финансовые средства.

Рациональное регулярное питание способствует развитию и жизнедеятельности человеческого организма, улучшению здоровья и профилактике заболеваний. Только каждый третий родитель отметил, что использует этот инструмент в своей повседневной практике. Высокая занятость, увеличивающиеся нагрузки на организм человека, возрастающий темп жизни становятся препятствиями для рационального регулярного питания. Чашка кофе утром, обед «на ходу» и обильный плотный ужин поздним вечером – это, пожалуй, образец режима и структуры питания современного работающего индивида. Пример родителей становится основой для подражания и для ребенка.

Посещение врачей выступает для родителей настоящей проблемой. Это связано с организацией приема и доступностью медицинской помощи в поликлинических учреждениях, включенных в систему обязательного медицинского страхования (трудности с получением талона на прием и очереди к врачу и при получении процедур, обследовании). Отсюда вполне разумным выглядит желание обратиться к практикам самолечения либо вообще отказаться от лечения по принципу «само пройдет». Несмотря на проблемы и трудности в системе медицинского обслуживания, актуализация практики самолечения может привести к осложнениям и дальнейшим неблагоприятным последствиям для организма.

Физкультурно-оздоровительные практики. Занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении проходят 2-3 раза в неделю. Почти во всех детских организациях, как правило, имеется собственный оборудованный зал для таких занятий. Они проходят в игровой форме с музыкальным сопровождением. Для старшей и подготовительной групп используются эстафеты с преодолением препятствий. Наряду с физкультурными занятиями проводятся утренняя гимнастика в группах, в перерывах между учебными занятиями – физкультурные пятиминутки.

Воспроизводятся ли подобные практики в семье? Результаты опроса родительской общественности показывают, что родители не включают детей в собственные физкультурно-оздоровительные практики. Речь идет о том, что взрослые посещают фитнес-центры, занимаются плаванием и т. п., не привлекая детей к данным видам деятельности. Ребенок за пределами дошкольного образовательного учреждения оказывается в ситуации эксклюзии из системы физкультурно-оздоровительной деятельности. Вместе с тем, родители отмечают, что в свободное время играют с детьми. 45 % родителей играют со своими детьми в интеллектуальные игры, каждый четвертый – в настольные игры. Отмеченные виды игр можно охарактеризовать как пассивные, не требующие от ребенка физической активности. Сюжетно-ролевые игры также не требуют от дошкольника серьезных физических нагрузок, в отличие от подвижных игр, в которые играют с детьми лишь 5 % опрошенных родителей. Каждый десятый родитель не принимает участие в играх со своим ребенком. Инициатором игр, как правило, выступает сам ребенок, лишь 15 % опрошенных отметили себя в качестве организатора игровой деятельности.

Одним из механизмов решения проблемы выступают совместные мероприятия с родителями, проводимые педагогами дошкольных образовательных организаций, в которых родительская общественность принимает деятельное участие. Родители, став не зрителями, а участниками мероприятий, повышают уровень грамотности и информированности в области физического развития и воспитания собственных детей. Кроме того, совместные мероприятия ведут к гармонизации детско-родительских отношений, эмоционально-тактильному сближению.

Такие совместные мероприятия, как «веселые старты», «прогулки и подвижные игры на природе», «детские олимпийские игры (летние и зимние)», «папа, мама и я – спортивная семья». Что касается родителей, то каждый четвертый признает, что наличие совместных мероприятий в системе способов взаимодействия педагогического коллектива с семьей, но отмечает дефицит времени для участия в них. В целом, физкультурно-оздоровительные практики пока не являются ведущим видом деятельности в структуре образа жизни семьи.

Таким образом, можно выделить следующие противоречия становления практик здоровьесбережения дошкольников. Во-первых, режим дня, характерный для дошкольных образовательных организациях, нарушается в семье. Во-вторых, физкультурно-оздоровительные практики не являются ведущими в структуре свободного времяпрепровождения семьи. В-третьих, семья обращается к практикам самолечения, которые замещают посещение врача. Опасность в данном случае заключается в воспроизводстве дошкольниками данной практики в будущей жизнедеятельности. В целом, дошкольная образовательная организация, формируя и транслируя здоровьесберегающие практики, может «работать вхолостую», поскольку действия семьи как основного агента социализации зачастую противоречат нормам здоровьесбережения, закладываемым в детской организации. Одним из путей решения существующих проблем может стать включение инновационных способов взаимодействия семьи и дошкольной организации. К числу таких способов отнесем открытые занятия с детьми с участием родителей в игровой форме, открытый родительский университет, выставки, вернисажи работ родителей и детей, совместные походы и экскурсии. Как показывает практика, данные способы пока еще не стали основными в системе взаимодействия семьи и дошкольного образовательной организации, лидирующие позиции остаются за родительскими собраниями и консультациями.

Публикации по теме:

Динамический час с элементами здоровьесбережения в старшей группе «Путешествие по городам здоровья»Динамический час с элементами здоровьесбережения в старшей группе «Путешествие по городам здоровья» «Путешествие по городам здоровья» Задачи: • Содействовать гармоничному физическому развитию детей. • Закрепить представления детей об отдельных.

Фотоотчёт «Игровые технологии с основами здоровьесбережения»Фотоотчёт «Игровые технологии с основами здоровьесбережения» Главным направлением в деятельности МБДОУ детского сада «Колобок» является- подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих.

Фотоотчёт о прохождении стажёрской практики в детском садуФотоотчёт о прохождении стажёрской практики в детском саду 14 ноября 2019, мы ездили на стажёрскую практику, в МБДОУ ЦРР – детский сад «Рябинка», тема которой была «Использование игровых технологий.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Консультация для воспитателей «Танцевальный флэшмоб как новая форма здоровьесбережения детей»Консультация для воспитателей «Танцевальный флэшмоб как новая форма здоровьесбережения детей» Консультация для воспитателей "Танцевальный флэшмоб как новая форма здоровьесбережения детей" Одной из проблем 21 века является гиподинамия.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» Мастер-класс для педагогов: «Су-Джок терапия, как средство здоровьесбережения дошкольников».Блог. Лариса Гацко. Сохранение и укрепление.

Многофункциональная ширма в ДОУ на тему здоровьесбереженияМногофункциональная ширма в ДОУ на тему здоровьесбережения Многофункциональная напольная ширма является очень интересным предметом интерьера детского сада. Она обладает широкими возможностями, трансформируема.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей 2–3 лет Аннотация. В статье отражена проблема совместной работы семьи и дошкольной организации в рамках реализации ФГОС ДО в процессе здоровьесбережения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практики здоровьесбережения дошкольников: проблемы и противоречия, становление
Опубликовано: 31 января 2022 в 09:56
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД