Приложение МААМ

Практикум «Развитие речи детей 3 лет посредством сенсомоторных игр»

Тимофеева Юлия
Практикум «Развитие речи детей 3 лет посредством сенсомоторных игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Практикум «Развитие речи детей 3 лет через сенсомоторные игры».

Подготовила: учитель-логопед МБДОУ «Светлячок»,

Тимофеева Ю. А.

Введение.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. В наше время все компьютизировано, нажимаешь на кнопку и, тебе выдается картинка и вся интересующая информация. Общения минимум. Первыми забили тревогу педагоги – дошкольники, зная, с какими проблемами им придется столкнуться в обучении детей и подготовке их к школе. Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а так же развитие у детей коммуникативных способностей, развитию интеллекта, иными словами мы должны подготовить почву для их успешного обучения в школе.

Публикация «Практикум „Развитие речи детей 3 лет посредством сенсомоторных игр“» размещена в разделах

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. 21 век - век компьютерных технологий. Удетей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречаетсядетей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормальногоразвития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Главная задача речевого развития в ФГОС ДО овладение речью как средством общения и культуры. Принципы развития речи : принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи. Основные направления работы по развитию речи детей : развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Методы развития речи : наглядные, словесные, практические. К практическим методам относятся : дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Сегодня мы более тщательно рассмотрим дидактические игры и их влияние на развитие речи детей 3 лет…

Теоретические аспекты.

Но всех чудес прекрасных на земле Чудесней слово первое ребенка…

Петр Семыкин.

Можно ли помочь маленькому человеку в становлении правильной, чистой, свободной речи? Вполне! Сензитивный период для развития речи – это возраст от 1 года до 3 лет. М. М. Кольцова утверждала, что к этому сроку в основном заканчивается созревание речевых областей головного мозга. Л. С. Выготский писал, что трехлетнему ребенку, не усвоившему речь, гораздо труднее обучаться ей, чем полуторагодовалому. В настоящее время растет число неговорящих детей 3 лет. Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы малышей, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи ребенка. Опираясь на опыт исследователей в области логопедии, специальной психологии, нейропсихологии (И. Т. Власенко, Л. С. Выготский, А. Ф. Лурия) можно сделать вывод о том, что: соединение сенсорного опыта со словом является первой ступенью познания мира.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Твёрдая ориентация на игру как на средство, метод, форму организации развивающей деятельности маленьких человечков поможет педагогу решить вопросы развития речи. Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Почему акцент в выборе игр для детей стоит делать на сенсорные и моторные игры? Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи. Сенсорное развитие (от латинского чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, памяти, мышления, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности, речевой, в частности.

Актуальность моей работы по теме заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию сенсомоторной сферы у детей дошкольного возраста способствует развитию речевой деятельности, развитию интеллектуальных способностей. Благодаря упражнениям и играм дети получают разнообразные сенсомоторные навыки, развивается внимательность, способность сосредоточиться, улучшается состояние лексики, грамматики, связной речи. Задания приносят детям радость.

Содержательные и методические аспекты.

Педагог Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Младший дошкольный возраст – это возраст чувственного (сенсорного) познания окружающего. Устранив пробелы в сенсомоторном уровне, можно активизировать речь детей. Хотелось бы отметить, что на современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания широко обсуждаются в педагогической практике. Авторы отмечают, что сенсорные способности не являются врожденными, а развиваются в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка, влияют на становление и совершенствованиеречи детей. Поэтому считаю необходимым использованиесенсомоторных игр при работе с детьми по развитиюречи. Зона сенсомоторного развития - одна из важных зон,способствующихразвитию детей. Я подобрала для нее разнообразный материал, который соответствует гигиеническим и техническим требованиям. Он легкий, прочный, безопасный, привлекает своей яркостью, формирует эстетический вкус. Здесь всевозможные шнуровки, мозаики, конструкторы, пирамидки, матрешки и т. д.

Немного расскажу о некоторых сенсомоторных играх, которые я использую в работе: Дидактическая игра" Умелые руки! Дети с помощью прищепок выполняют задания: сделать лучики солнцу, иголочки елочке и др. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» - хорошо знакома всем. Ребенок ощупывает предмет, угадывает и называет. Дидактическая игра "Выложи картинку". Здесь использую обыкновенные пуговицы. Можно выкладывать картинку и по шаблону, и без. Коллекцию из мелких, на первый взгляд, ненужных предметов, можно найти в каждом доме: кусочки фольги, веревочек, тесьмы, замочки, пуговки, бантики, обертки конфет и многое другое. Преимуществ у подобной коллекции много: предметы можно группировать, считать, сравнивать, использовать их в изготовлении аппликаций и в других видах совместного с ребенком творчества. Мелкие детали, перебираемые детскими пальчиками, дадут не только возможность развития моторики пальцев рук, а стимулируют развитие речи детей. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Обеспечить малышу сенсорное развитие, столь необходимое в дошкольном детстве это значит, что ребенка надо: знакомить со свойствами предметов, цветами спектра, с геометрическими формами; развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; понимать и использовать в речи слова - названия величин и форм. В дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Варианты заданий, которые я использую в работе с детьми:

«Большой – средний - маленький». Попросить ребенка разложить предметы по 3-м стаканчикам или тарелочкам.

«Мягкий - твердый». Рассказать ребенку о свойствах предметов сохранять форму, об их мягкости и твердости и проверьте, насколько хорошо эти знания усвоены им. Развитие тактильных ощущений, тактильной памяти, моторики (в этих заданиях глаза ребенок может закрыть или завязать).

«Найди на ощупь». Взрослый называет предмет (или несколько предметов, а ребенок ищет его среди остальных или в миске с крупой (песком).

«Найди по описанию». Взрослый называет только свойства предмета (маленький, синий, мягкий, не называя сам предмет, а ребенок ищет его среди прочих.

Дети 3 лет должны уметь застёгивать и расстёгивать обувь, завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, спичек. Чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

В нашей группе в уголке сенсомоторики представлены различные игры и пособия, в которые дети с удовольствием играют:

- игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы и др., имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень.

- игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине, форме.

- игрушки, состоящие из геометрических фигур – вкладышей, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине.

- игрушки народные, сборно-разборные (матрёшки, бочонки, яйца). Игры с ними способствуют развитию пространственной ориентации, умению составлять предмет из двух частей.

Игрушки и пособия систематически обновляются, это повышает к ним интерес и позволяет более разнообразно их использовать.

Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих играх. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка, развития речи детей.

Заключение.

На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у детей повысилась любознательность, пытливость; сформировались знания об определённых сенсорных эталонах; расширился словарный запас; приобрелись навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Таким образом, эффективность использования сенсомоторных игр значительно повышает развитие речи детей 3 лет.

В заключении хочу сказать, что сенсомоторное воспитание способствует совершенствованиюречи, интеллектуальному развитию детей, успешной готовности к школе и подготовке к дальнейшей жизни.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. -май.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум «Развитие речи детей 3 лет посредством сенсомоторных игр»
Опубликовано: 11 декабря 2021 в 12:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум «Развитие речи детей 3 лет посредством сенсомоторных игр»» (включая файлы) размещена пользователем Тимофеева Юлия (УИ 2631719) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД