Получи документы

Представление педагогического опыта «Влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста»

Мария Инсаркина
Представление педагогического опыта «Влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста»

«Влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста».

Актуальность темы

С каждым днем в мире увеличивается число детей с агрессивным поведением : девиантные проявления, хулиганство, вандализм, нарушение общественного порядка.

Из СМИ все чаще слышится о трагических происшествиях, вызванных асоциальном поведением подростков. Они вступают в ряды экстремистов, совершают преступления, насилие против личности.

Публикация «Представление педагогического опыта „Влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Причины подобного проявления вызваны рядом проблем современного общества. В первую очередь - это утрата воспитательных семейных ценностей. Развитие массовых коммуникаций, информационных технологий, которые заменяют реальное общение взрослых и детей, что в свою очередь, создают вокруг ребенка особый мир, где ответственность, справедливость, добро далеко не на первом мире.

Создание новых реальностей жизни, изменение приоритетов, безусловно, оказывает влияние не только на отдельного человека, но и на внутрисемейные отношения, и общество в целом.

Сегодня молодые семьи, имеющие детей дошкольного возраста, подвержены влиянию «духа времени». Внутрисемейные отношения становятся конфликтными, разрушительными не только для супругов, но и для детей дошкольного возраста, как наиболее уязвимыми из-за неокрепшей неустойчивой психики.

Психологические травмы, полученные в дошкольном возрасте, способны оказывать разрушительное следствие в формировании личности ребенка, влиять на его будущее.

Под влиянием конфликтных семейных отношений дети приобретают ряд эмоционально-негативных состояний и черт личности, которые пагубно могут отразиться на их психоэмоциональном благополучии и дальнейшей жизни.

Агрессия в семейных отношениях рождает агрессивность в маленьком ребенке, приводит к тяжёлым социальным последствиям.

Личность формируется в окружающей его среде. И первостепенной важнейшей среди всех институтов является семья. С первых дней жизни и до осознанного взросления и самостоятельности ребенок воспитывается в семье. Значительный период по длительности воздействия на формирование личности человека является семья и ни один из институтов воспитания не может сравниться с ним. В семье закладываются первоосновы будущей личности.

Эти слова подчеркивают значение правильного семейного воспитания. Ребенок, которому не хватает внимания, любви и поддержки со стороны родителей - не понятый ребенок. К сожалению, такой ребенок чаще всего склонен к агрессивному поведению.

В семье ребенка окружают родные люди, которые способны понять проблемы маленького человека, помочь ему разобраться и решить их, принять ребенка таким каков он есть.

Родители являются примером для ребенка, он любит их и неосознанно стремится похожими на них. Не удивительно, что если ребенок становится постоянным свидетелем актов агрессии в семье, то и сам начинает проявлять агрессию, сверстников, в семье, на улице. С уверенностью можно сказать, что родители в большей степени предопределяют будущее своего ребенка. Он копирует подобное поведение, неосознанно применяя такие же методы в своих отношениях.

На формирование агрессивного поведения ребенка-дошкольника влияют такие факторы как сплоченность семьи, характер взаимодействия между всеми членами семьи: между родителями, родителями и детьми, братьями и сестрами, а также стиль семейного руководство. Так, родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрезмерный контроль (гиперопека) или, напротив, не контролирующие занятия своих детей (гипоопека, чаще сталкиваются с агрессией и непослушанием своих детей [6. с. 70].

Формы проявления агрессии в семейных отношениях разнообразны. Это может выражаться в холодности, невнимании, унижении и оскорблении, негативной оценки, подавление личности, эмоциональное непринятие ребенка, физическом насилии.

Специалисты отмечaют, что в семье родители сaми того не ведaя могут стaть причиной рaзвития отклонений в поведении ребенкa. Если у ребенка плохие отношения с одним или обоими родителями, если он чувствует, что его считaют никуда не годным, или не ощущает родительской поддержки, он, возможно, окажется втянутым в преступную деятельность, будет вести себя агрессивно по отношения к другим людям. Воспитание – сложная система, которая отражает отношение родителей к ребенку, тип воспитательной позиции, способы воздействия[3. с. 6].

Все выше изложенное, доказывает актуальность темы педагогического опыта.

Основная идея

Многолетние наблюдения взаимоотношениями и играми детей в группе, отношениями родителей и детей, взаимоотношение педагогов м детей выявили ряд проблем :

- практически в каждой группе имеются дети с особенностями проведения: тревожные, с проявлениями агрессии в поведении, гиперактивные и др. ;

- у части детей не сформированы механизмы саморегуляции поведения, согласно общепринятым социальным нормам;

- слабые адаптивные возможности, отсутствие у детей конструктивных умений для разрешения ситуаций со взрослыми и детьми;

- недооценивание родителями значения негативных проявлений в семье (ссоры, конфликты, агрессия) в формировании предпосылок агрессивных проявлений;

- низкая педагогическая просвещенность родителей;

- трудности педагогов в работе с детьми, имеющими особенности проведения, в отборе методов и форм взаимодействия с детьми (зачастую такие дети оказываются за границами симпатии педагогов);

- отсутствие специальных пособий раскрывающих приемы индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с проявлениями агрессии.

Основная идея опыта заключается в исследовании влияния семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста, с целью диагностики психологических состояний, выявлений патологий и своевременная коррекция посредством взаимодействия с детьми, родителями, педагогами.

Определены задачи :

• провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимосвязи семейного воспитания и агрессивного поведения детей дошкольного возраста,

• изучить особенности семейного воспитания и его влияние на агрессивное поведение детей дошкольного возраста;

• отобрать эффективные технологии, методы и приемы, формы работы в данном направлении;

• разработать картотеку игр, тренингов, проблемных ситуаций, иллюстраций, наглядных пособий для совместной деятельности воспитателя с детьми;

• разработать и апробировать технологию работы с родителями воспитанников, включающие активные формы взаимодействия по снижению агрессивных проявлений и оптимизации детско-родительских отношений.

• Оценить с помощью аналитических срезов эффективность выбранных технологий и методов работы.

На мой взгляд, важно не только изменить их поведение, но и смягчить причины.

Ожидаемые результаты работы в данном направлении: изменения уровня агрессивности воспитанников дошкольного возраста.

Теоретическая база.

Теоретическую базу опыта составляют труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов, которые уделяли огромное внимание вопросу агрессивных проявлений в поведении детей дошкольного возраста. Разнообразные подходы к объяснению причин возникновения агрессивных проявлений в поведении детей раскрыты в трудах Г. Э. Бреслава, М. Н. Заостровцевой, Е. В. Макушкина, С. Л. Колосова. Н. М. Платонова, Д. Коннор, О. В. Хухлаева и др.

В исследованиях А. Бандура и З. Скорны доказано, что агрессивность в той или иной степени проявляемая ребенком, является следствием, нереализованной потребности в общении, эмоциональной холодности и невнимания родителей, отсутствием с их стороны сердечности и доброжелательности. Чрезмерная суровость в отношениях с ребенком дошкольником, применение физических наказаний могут привести к агрессии. Потребность в признании со стороны общества и семьи должна реализовываться. Частая критика ребенка и замечания близких, также может привести к агрессивным проявлениям. Нереализованная потребность в самостоятельности, вызванная чрезмерной опекой, слишком частыми запретами и приказами со стороны взрослых способны побудить ребенка к агрессии.

В своей работе по данному направлению я придерживалась взглядов М. Я. Басава, В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова, Т. г. Румянцевой, ДЩ. Н. Ушакова, которые трактуют понимание агрессивные появлений в поведении детей дошкольного возраста как «действия детей, направленные на причинение вреда себе или объектам окружающей среды (одушевленным или неодушевленным, в соответствии с их внутренними состояниями дискомфорта, вызванными неблагоприятными в физическом и/или психическом отношении жизненными ситуациями».

В современные психологи (Н. М. Заостровцева, С. Л. Колосова, Е. В. Макушкин, М. Н. Платонова, Д. Коннор и др.) выражают мнение, что для детей раннего и дошкольного возраста свойственны агрессивные проявления поведения.

Д. Коннор отмечает, агрессия – «совершенно нормальное и весьма частое поведение развивающихся детей» [5, с. 32]. При этом автор указывает, что агрессивное поведение чаще направлено на сверстников и только в редких случаях на близкого взрослого. Д. Коннор считает, что возникающие конфликты являются «тренировочной площадкой для выработки и усвоения социальных стратегий самоутверждения, единоличного пользования предметами и разрешения социальных конфликтов» [5, с. 32].

Кроме того, на мой взгляд, важной является информация отмеченная Г. Э. Бреславом. Он указывает, что агрессивные – это прежде всего механизм привлечения к себе внимания и способ получения желаемого.

Интересно точка зрения представлена в работе И. А. Фурманова. Указано, что уровни внутри семейных отношений, оказывают большое влияние на формирование особенностей поведения детей. Автор выделяет следующие уровни:

1 уровень – система межличностных отношений;

2 уровень – система внутрисемейных взаимодействия, затрагивающая отношения между родителями как супругами, как родителей, отношение родителей к своим детям и отношения между детьми.

По мнению И. А. Фурманова, выделенные уровни влияют на поведение ребенка непосредственно и через возникновение негативных эмоциональных состояний. Кроме того он отмечает сопутствующие факторы воспитания в семье, которые также способствуют возникновению поведенческих нарушений у детей. Так резкое изменение стиля общения в семье способствует формированию упрямства, преобладания позиции ребенка по отношению к близкому взрослому. Это в свою очередь может привести к «воспитательной неуверенности родителя», а затем к перераспределению «власти» от родителя к ребенку.

Анализ литературы по данному направлению позволил выделить два ведущих факторов, которые влияют на возникновение проявлений поведенческой агрессии у детей дошкольного возраста : негативное психическое состояние в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям и стиль семейного воспитания.

Выше изложенное позволяет сделать вывод: проблема агрессивных проявлений в поведении дошкольников исследована с разных сторон

Новизна

Новизна инновационного опыта основана на :

- организации целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность дошкольников посредством объединения усилий дошкольной образовательной организации и семьи;

- полноценном использовании возможностей окружающего социума в воспитательном процессе;

- психологическом оздоровлении воспитанников;

- обеспечение полноценного личностного развития;

- создании условий для общественных контактов, направленных на реализацию ребенком различных социальных ролей;

-гармонизация взаимоотношений между детьми, детьми и родителями, воспитанниками и педагогами, между родителями;

- повышение профессиональных компетенций педагогов в работе с детьми агрессивными проявлениями в поведении;

- обогащение педагогической деятельности новым содержанием и новыми активными формами взаимодействия с воспитанниками и родителями.

Таким образом, инновационная работа по данному направлению включает учитывает все факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Организованное взаимодействие с родителями я осуществляю поэтапно и считаю своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Я опираюсь на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных.

Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия на мой взгляд являются доверительные отношения между воспитателями, и родителями. Контакт строю таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия является активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.

Педагоги и родители как партнеры дополняют друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях,они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.

Организовывая взаимодействия детского сада и семьи я предполагают :

- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;

- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;

- составление программы совместных действий педагога и родителей;

- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности

Работая с агрессивными детьми,я прежде всего, налаживаю контакт с семьей. Известно, что любая коррекционная работа с детьми будет малоуспешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка.

Основными педагогическими формами и методами коррекции агрессивного поведения детей которые я использую являются:

-разработанные комплексы коррекционно – развивающих занятий для детей;

- релаксационные упражнения;

-мимическая гимнастика, имитационные игры, психогимнастика, песочная терапия, элементы сказкотерапии, подвижные игры, техники и приемы саморегуляции, беседы идр.

Работу с родителями я начинаю с установления единых правил и требований (границ дозволенного, предъявляемых к ребенку в семье. Поскольку именно в семье происходит первичная социализация ребенка, уяснение им правил взаимодействия с другими людьми: что можно, а что нельзя; установление социальных норм поведения как в семье, так и вне ее.

Я считаю что правила и требования являются своеобразной опорой воспитательного процесса, и в семьях, где правила четко не очерчены, не согласованы между родителями, воспитание ребенка имеет весьма проблемный характер.

Противоречивость требований в семьях агрессивных детей отражает отсутствие единства взглядов на воспитание ребенка, а также наличие значительных внутренних противоречий между самими супругами.

Для родителей важно иметь четкую, согласованную воспитательную позицию, так как установление родителями правил и выполнение этих правил детьми является той зоной психологического пространства, где возникают конфликты даже в благополучных семьях. В семьях агрессивных детей данная зона является зоной «открытого фронта», зоной постоянно действующих конфликтов.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

В детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОО обеспечивает психолого – педагогическое сопровождение родителей на всех этапах дошкольного детства.

Для достижения позитивных результатов и решения образовательных задач созданы следующие условия:

• в группе создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда (уголок уединения, развивающие игры,)

• планирование НОД и режимных моментов, это направление включает в себя использование игровой терапии в планировании не только НОД, но и режимных моментов с целью профилактики агрессивного поведения детей.

В своей работе использовала различные формы и методы работы с родителями. Опросники и анкеты для изучения детско – родительских отношений, рекомендации и советы, подборка вебинаров для прослушивания родителями и т. д.

В первую очередь игровая терапия – метод воздействия на детей и использованием игр: психогимнастика, релаксация, проектное рисование с целью снизить проявления агрессивности в поведении детей на основе выстраивания конструктивного отношения к миру в противовес деструктивному. В группе были подготовлены рекомендации для родителей «Психологические игры для снижения агрессии у детей», подготовлена картотека игр направленные на снятие агрессии у детей.

Проведено родительское собрание «Влияние стиля родительского воспитания на развитие личности ребенка». Целью которого является содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями.

Консультация для родителей «Агрессивные дети и как с этим «бороться» привлечь родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и к тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребёнка, его поведение и отношение к сверстникам. Знакомство родителей с признаками проявления агрессивного поведения дошкольников, с приемами работы с агрессивными детьми.

С детьми проведено коррекционное занятие «Если добрый ты.» по снижению уровня агрессивности. Целью является сформировать в сознании детей понятие «доброта», «милосердный», «добрые поступки», их значение в жизни человека. Развивать желание совершать добрые поступки.

НОД по лепке в группе компенсирующей направленности для обучающихся с ЗПР «Подарим радость снеговику». Закреплять представления детей о семье как о дружном, любящем коллективе. Воспитывать у детей чувство сопереживания, желание прийти на помощь.

Так же свой опыт представила в печатных изданиях различного уровня.

«Академия Педагогического Знания» Всероссийский научно-педагогический журнал, БУКВА» Международный сборник педагогических публикаций. Всероссийский научно – педагогический журнал «Академия Педагогических Знаний»,выступления на педагогических конференциях. Наработанный материал может стать полезным и интересным не только воспитателям, но и родителям, и также студентам.

Стабильность. Использование опыта дает на протяжении определенного времени устойчивые высокие результаты работы в данном направлении. Родители стали более спокойно относиться к возникающим проблемным ситуациям, у них появилось чувство открытости при решении и обсуждении вопросов с педагогами. Отмечается появившееся уважение к чувствам ребенка его личного пространства. Отмечается более корректное поведение на замечания педагогов при обсуждении поведения детей. Все приобретенные родителями навыки и умения, способы взаимодействия естественным образом переносятся в реальную жизнь. Подводя итоги проделанной работы, можно с уверенностью сказать о том, что взрослые способны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка. От взаимного доверия друг другу воспитателя и родителя, зависит эмоциональное благополучие ребенка, сохранение душевного контакта между ними будет способствовать снижению агрессивного поведения.

Доступность. Применение данного педагогического опыта может быть рекомендовано к использованию в работе воспитателей дошкольных учреждений. Однако необходимо заметить, что при внедрении его в образовательный процесс придётся столкнуться с некоторыми трудностями. Психологическое здоровье и степень и особенности проявления агрессии напрямую зависит от стиля семейного воспитания, от особенностей проявления родителями своих эмоций. Поведенческих реакций, от степени участия родителя в жизни ребенка. К сожалению, основной проблемой при реализации опыта является трудность организации работы с ними. Очень часто по причине своей занятости или ряда других обстоятельств, они не смогли присутствовать на консультациях, беседах, детских праздниках, из- за отсутствия технических средств не смогли прослушать вебиар и т. д. а ведь организация целостной системы взаимодействия «ребенок – родитель – педагог» может привести к позитивным результатам работы – снижению агрессивных проявлений у дошкольников. Но эти затраты будут оправданы достижениями планируемого результата.

Перспективы применения опыта в массовой практике.

Данный опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, студентам педагогических колледжей. Кроме того, данная работа имеет потенциал для коррекционной работы в условиях инклюзивного образования. Решение данных проблем и преодоление трудностей по теме работы требуют от педагога определённых навыков и опыта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабаева Т. И., Березина Т. А., Римашевская Л. С. Образовательная область Социализация. Методический комплекс программы «Детство». - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 256с.

2. Егоров С. Ф., Лыков С. В., Волобуев Л. М. Введение в историю дошкольной педагогики : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. С. Ф. Егорова. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 320с.

3. Кулганова В. А., Раева Е. В., Киселева А. В. Влияние семейного воспитания на возникновение агрессивного поведения детей / Кулганова В. А., Раева Е. В., Киселева А. В. // «Дошкольная педагогика» №10, /декабрь /2018г. С. 4 -8

4. Лыков С. В., Волобуев Л. М., Егорова С. Ф. История дошкольной педагогики в России : Хрестоматия /Сост. Лыков С. В. Л. М. Волобуева; Под ред. С. Ф. Егорова. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 520с.

5. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. СПб. : Речь. 2005. – 288с.

6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ практикам «АГРЕССИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» Под редакцией Н. М. Платоновой. Учебное пособие. РЕЧЬ Санкт-Петербург 2006.- 336с.

Публикации по теме:

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация «Влияние очередности рождения на поведение ребёнка» Консультация «Порядок появления ребенка в семье» Уважаемые коллеги! Хочется поделиться с Вами следующей информацией полученной на одном.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Распространение педагогического опыта «Семья и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста» В настоящее время актуальным направлением воспитания, является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интерес к языку, национальной.

Развитие способностей детей в условиях семейного воспитания «Каждое дитя до известной степени гений» А. Шопенгауэр. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, несомненно,.

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детейСтили родительского воспитания и их влияние на развитие детей Существуют три типа семей по степени эмоциональной привязанности к ребёнку, по степени контроля своего ребёнка. И в зависимости от того,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представление педагогического опыта «Влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 августа 2022 в 20:34
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД