Папки-передвижки

Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи

Людмила Солдатенко
Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи

Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, так как письменная речь формируется на основе устной. Профилактика нарушений письма и чтения у детей является одним из наиболее важных и актуальных вопросов современной теоретической и практической логопедии.

Публикация «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребенка. Значимость проблемы профилактики дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвития речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической теории и практике. Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Причинами дисграфии и дислекии у детей зачастую являются врожденные нарушения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития, задержка речевого развития.

Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, недоразвития лексико-грамматического строя речи).

Симтоматикадисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно группировать следующим образом: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.

Необходимыми предпосылками для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительной, в формировании выше названных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.

Таким образом, на занятиях с дошкольниками, педогоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям.

А именно:

• Формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи,

• Развивать мелкую моторику рук,

• Ориентировать в пространстве,

• Развивать все психические процессы,

Готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.

Я сформировала некоторые методические рекомендации по развитию слухового восприятия на основе собственного практического опыта.

Развитие слухового восприятия.

1. «Где звук и сколько слогов». Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.

2. «Что изменилось?» Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка – корка, мишка – мышка, лук – люк.

3. «Зашифрованное слово». Перед ребенком ряд картинок (капуста – арбуз – шарик – автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – каша.

Для развития слухового восприятия важно использовать игры:

Для формирования слухового внимания: «Угадай, кто это?»

• Для формирования навыка определения направления звука : «Где позвонили?» «Жмурки с голосом».

Для различения силы громкости звука: тихо – громко.

Я развиваю речевое, и неречевое слуховое восприятие ребенка.

Развитие зрительного восприятия.

Свою работу направляю на формирование следующих умений и навыков:

• Название контурных изображений предметов.

• Игра «Чей силуэт?». Называние недорисованных контурных изображений предметов.

«Найди ошибки художников»

• Выделение контурных изображений, наложенных друг на друга.

Распределение изображенных предметов по величине.

«Лужайка». Детям предлагались «лужайки» разного цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета. Давалось задание положить картинки на свои «лужайки».

• Составление разрезанных на части картинок.

• Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.

• Нахождение различий в двух картинках.

• Дорисовывание симметричных изображений.

Данную работу осуществляю на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Задачи и содержание индивидуальных занятий определяю исходя из структуры и степени выраженности речевых нарушений, индивидуально – типологических особенностей ребенка.

Полноценная коррекционная работа невозможна была бы без участия в ней родителей.

В работе с родителями использую различные методы:

Анкетирование, консультации, обсуждение результатов, проведенных мною тестирования или обследования. Провожу открытые занятия, размещаю информацию в родительских уголках. Участвуя в родительских собраниях, посвящаю свои выступления разным проблемам речевого развития, в том числе важности профилактической работы со стороны родителей по предупреждению нарушений чтения и письма. Родители получают информацию через индивидуальную тетрадь,выполняя в ней с ребенком задания по закреплению пройденного материала. Кроме заданий на закрепления звукопроизношения, звуко - слогового анализа, грамматического строя, дети так же выполняют задания по развитию графомоторных навыков.

Итак, ранее выявление детей с общим недоразвитием речи и оказание им систематической, целенаправленной, логопедической помощи в специально организованных условиях положительно влияет на речевую функцию дошкольников и предупреждает неуспеваемость учащихся в начальных классах.

Публикации по теме:

Дидактические игры как форма логопедического воздействия при подготовке детей к школе Дидактические игры – как форма логопедического воздействия при подготовке детей к школе. С 2011 года все образовательные учреждения России.

Игры с прищепками в речевом развитии дошкольниковИгры с прищепками в речевом развитии дошкольников Прищепка в речевом развитии дошкольников Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 8 ноября 2014 в 15:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД