Папки-передвижки

Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста

Татьяна Диомидова
Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста

«Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста».

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее частой

причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающей в связи с этим трудности в поведении. Среди них на первом по частоте месте стоит нарушение письменной речи.

Публикация «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Процесс письма обеспечивается согласованной работой нескольких анализаторов: слухового, зрительного и двигательного. Отсутствие взаимодействия между слуховыми двигательными анализаторами приводят детей к нарушению письменной речи.

Становится ясно, насколько важны для формирования сенсомоторной основы психического развития ребёнка координационные связи, возникающие между рукой и глазом, слухом и голосом. Уровень развития межанализаторной деятельности определяется степенью сформированности ритмической способности. Как один из признаков предрасположенности к дисграфии А. Корнев выделяет затруднения в воспроизведении звуковых ритмов. Таким образом, развитие ритмической способности

должно являться важной составляющей коррекционно- развивающих логопедических занятий.

Включение заданий на развитие чувства ритма в структуру логопедического занятия расширит профессиональный арсенал логопеда. А форма проведения повысит мотивацию детей к занятиям. Чем раньше начата коррекция, тем лучше динамика. Поэтому занятия по формированию ритмических способностей необходимо начинать в детском саду, что будет являться работой по предупреждению нарушений письма в школе.

Развитие чувства ритма у детей с ОНР является мощным ресурсом для коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории.

Основные преимущества использования упражнений на развитие чувства ритма:

- формируется фонематическое восприятие, как основа для формирования речи;

- формируется слоговая структура слов;

-при выполнении данных заданий воспитывается сенсомоторная основа психического развития ребёнка;

- игры на развитие чувства ритма активизируют потенциальные творческие способности детей;

- упражнения на развитие чувства ритма повышают мотивацию детей к занятиям;

- игровые упражнения на развитие чувства ритма в группе сверстников развивают коммуникативные навыки, гармонизируют психоэмоциональное состояние детей.

При использовании системы упражнений, направленных на развитие чувства ритма, повышается качество подготовки детей с нарушением речи к обучению грамоте.

Для реализации поставленной задачи можно использовать совместные игры, мониторинговые процедуры, обучающие игры, логоритмические занятия.

Для оценки степени выраженности ритмических способностей можно использовать диагностику, предложенную Н. Микляевой в книге «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ». По результатам исследования детей подготовительной группы с ТНР видно, что ни у одного ребёнка подготовительной к школе группы нет яркого проявления ритмических способностей. У четверых из 10 детей сформирована средняя выраженность умения воспроизводить образец, повторяющихся ритмических движений. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу смогли воспроизвести только двое детей со значительной выраженностью данного признака, 7детей – со средней выраженностью, а один ребёнок не справился с заданием. При воспроизведении ритмов по графической модели у 7 детей из 10, как показывают исследования, отсутствуют проявления рассматриваемого признака. А уровень фонематического восприятия оказался сформирован только у 3-х детей подготовительной группы.

Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление звукопроизношения, а с другой тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможно.

Как известно, письмо обеспечивается согласованной работой нескольких анализаторов: слухового, зрительного, двигательного. Отсутствие взаимодействия между ними приводят детей к нарушениям письменной речи. Уровень развития межанализаторной деятельности определяется степенью сформированности чувства ритма. У детей подготовительной к школе группы к концу учебного года было сформировано фонематическое восприятие, что является показателем готовности к обучению письменной речи и чтению. Все дети группы успешно усвоили слогоритмическую и звукослоговую структуру слова, у них сформировалось звукопроизношение.

Логоритмические занятия помогли сформировать пространственные представления у детей, оказали значительное влияние на формирование психических процессов, сенсомоторное развитие и развитие чувства ритма.

В течение всего учебного года осуществлялась тесная связь с родителями, так как родители являются основными заинтересованными лицами в успешном развитии своих детей. Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере взаимопонимания и поддержки, обладают более высокими потенциальными возможностями полноценного развития, в том числе и речевого. Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, когда количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растёт. Одним из средств приобщения родителей к образовательному процессу стал «Родительский клуб», который обогатил сферу эмоционального общения родителей с детьми за счёт участия в совместной деятельности.

Игры на развитие чувства ритма («Хлопки под считалку», «Кто больше слов придумает», «Телеграф», «Считалочки-бормоталочки»,«Ритм по кругу», упражнение с применением ритмических музыкальных инструментов, «Громко-тихо», «Отшагай скороговорку» и др.) способствовали развитию коммуникативных навыков, гармонизировали психоэмоциональное состояние детей, что послужило хорошей основой для формирования дружного детского коллектива.

Опыт работы и данные диагностики показывают, что внедрение в практику системы игр и упражнений на развитие чувства ритма весьма эффективно при психолого-педагогическом сопровождении детей с недостаточностью речевого развития

Литература:

Г. В. Дедюхина «Работ над ритмом в логопедической практике».М. ,2006г.

Н. В. Микляева «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ»М., 2006г.

А. В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте»М., 2007 г.

А. Корнев «Нарушение чтения и письма у детей» Спб., 2004г.

М. Ю. Картушина «Зелёный огонёк здоровья» Спб., 2004г.

Л. Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» М., 2004 г.

Публикации по теме:

Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.

Аппликация «Осенний этюд» для детей старшего дошкольного возраста и для детей начальной школыАппликация «Осенний этюд» для детей старшего дошкольного возраста и для детей начальной школы Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад №54 г. Ковров Владими ской обл. Уважаемые коллеги,.

Игры по профилактике дисграфии у старших дошкольниковИгры по профилактике дисграфии у старших дошкольников Игротека для дошкольников. Авторские игры учителя – логопеда Гончаренко О. Н. Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический.

Фотоотчёт о спортивном развлечении для детей дошкольного возраста на 1 сентября «Маша и Медведь в гостях у детей»Фотоотчёт о спортивном развлечении для детей дошкольного возраста на 1 сентября «Маша и Медведь в гостях у детей» СЕНТЯБРЬ. Листьям – Время опадать, Птицам – Время улетать, Грибникам – Блуждать в тумане, Ветру – В трубах завывать. Солнцу – стынуть,.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация «Предупреждение ошибок в написании близких по форме букв у левшей» Наблюдение за письмом у леворуких детей, а также анализ рабочих тетрадей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, где дети.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 31 мая 2021 в 11:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД