Получи документы

Причины стойкого нарушения звукопроизношения у дошкольников

Галина Грачёва
Причины стойкого нарушения звукопроизношения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

В результате такой работы к четырём-пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Они не произносят отдельные звуки ([л], [р], группу звуков ([с], [з], [ц]) или несколько групп звуков : шипящие заменяются свистящими («коска» вместо кошка, «зук» вместо жук, «сётка» вместо щётка); звук [л] произносится как [в] («вошка» вместо ложка, звук [р] – картаво («гхука» вместо рука).

Публикация «Причины стойкого нарушения звукопроизношения у дошкольников» размещена в разделах

Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их нечётко, как бы затушёвывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку они служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового, звуко-буквенного анализа, что подготавливает ребёнка к обучению грамоте. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от аналитического строения артикуляционного аппарата, от того, как действует язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

Нарушения в аналитическом строении артикуляционного аппарата – если дело в укороченной или короткой подъязычной уздечке – исправит хирург-стоматолог, а затем с помощью специальных артикуляционных упражнений, ребёнок сам «растянет» её. При дефектах развития челюстей образуется неправильный прикус, при этих аномалиях детей следует направлять к врачу-ортодонту.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от неё зависит чёткость произнесения звуков. При этом могут страдать отдельные звуки ([р], [л], группа звуков ([ш], [ж], ([ч], [щ]) или несколько групп звуков. Такого рода нарушения наблюдаются обычно у детей с органическим поражением ЦНС.

Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям. У них задерживается усвоение системы звукопроизношения. Дети долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Для них характерно смешение, замена или искажение звуков.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что так же является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет содержание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.

Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряжённость в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения. Специальные расслабляющие упражнения помогут снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции и научат детей ощущать движения языка, губ, челюсти.

Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё получается с первого раза. Почаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждый, даже самой незначительной удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.

Публикации по теме:

Причины возникновения эмоции страха у детей Эмоции понимаются нами как душевные волнения, составляющие элементы чувств. Человек может испытывать различные эмоции. в попытках объеденить.

Индивидуальное обучение дошкольников с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) в группах компенсирующей направленности «Каждый ребенок – уникальный индивидуум, и именно так к нему следует относиться. Думайте не о диагнозе, а о ребенке. Помощь, которая ему.

Вид системного нарушения речи у дошкольников как общее недоразвитие речи Вид системного нарушения речи у дошкольников как общее недоразвитие речи (ОНР) Общее недоразвитие речи с нормальным слухом, сохранным интеллектом.

Коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с помощью зондового массажа Видео Зондовый массаж является эффективным и нетрадиционным методом нормализации речевой моторики у старших дошкольников, страдающих речевыми.

Неврозы у детей, причины и следствия. Данная тема заслуживает особого внимания прежде всего, родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество.

Причины отклонений в речевом развитии Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека.

Причины эмоционального благополучия Причины эмоционального неблагополучия детей Как определить причины эмоционального неблагополучия детей? На определенном этапе оценки эмоционального.

Развитие у детей стойкого интереса к изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования (кляксография)Развитие у детей стойкого интереса к изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования (кляксография) Тема: «Краски осени» Задачи: • Развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности с помощью нетрадиционной техники. Стимулировать.

Родительское собрание «Причины плохого поведения» Дети в этом возрасте усваивать этические нормы, принятые в обществе; учатся оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять им.

Выступление на педсовете «Истоки и причины нечтения» Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 70-80 гг. возник и разделялся многими миф о России как о «самой читающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Причины стойкого нарушения звукопроизношения у дошкольников
Опубликовано: 10 мая 2017 в 19:27
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Причины стойкого нарушения звукопроизношения у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Галина Грачёва (УИ 377186) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД