Дьякова Елена
Применение метода наглядного моделирования при составлении рассказов по картинам с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь является сложной формой речевой деятельности. Для полноценного овладения связной речью необходим достаточный уровень речевого и интеллектуального развития. Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности дальнейшего обучения ребёнка в школе.
Очень важно научить детей составлять рассказ по картине (развитие образной речи). Эта работа для детей интересна, доступна и результативна.
Публикация «Применение метода наглядного моделирования при составлении рассказов по картинам с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Первая картина, с которой знакомятся дети, - это натюрморт. От детей требуется составить описательный рассказ, имея перед глазами не отдельный предмет, а группу предметов, что требует обобщения знаний и умений. Это более высокий уровень развития связной речи. Надо, чтобы ребёнок видел особенности композиции, фона, почувствовал мастерство художника и его настроение. При построении рассказа на помощь опять приходит план. Это карточки-символы.
Ребёнок должен не только перечислить изображённые на картине предметы, определить характерные признаки (цвет, форму, размер и т. д., но и объяснить, почему они объединены в одну группу, от него требуется понять увиденное, высказать свою оценку картине в целом. На этом этапе грамматические формы закрепляются и автоматизируются.
Детям показывают натюрморты И. И. Машкова, П. П. Кончаловского, Х. Ф. Хруцкого.
Схема описательного рассказа по картине. Натюрморт.
План рассказа :
1. Что это?
2. Какие цвета использованы?
3. Какую форму напоминает?
4. Ощущения (тактильные, можно вспомнить вкус, запах?
5. Что находится на переднем плане?
6. Что находится в центре?
7. Что на заднем плане?
8. Какие эмоции вызывает картина (нравится, не нравится, настроение?
Следующим этапом работы является составление рассказов по пейзажной картине. На этом этапе дети используют приобретённое ими умение опираться на план. Если раньше вниманию детей предлагалась одна картина, тот теперь им предлагается выбрать для составления рассказа одну из 2-3 предложенных картин.
Одна из основных задач при этой работе – развитие образной речи, что идёт через опору на эмоциональную сторону восприятия картины.
Большой эмоциональный отклик у детей вызывают пейзажи И. И. Левитана, А. И. Куинджи, И. Е. Грабаря, В. Н. Бакшеева, В. А. Серова, А. К. Саврасова, М. К. Айвазовского.
Схема описательного рассказа по пейзажной картине.
План рассказа :
1. Что это?
2. Какое время года изображено?
3. Какие цвета использованы (тёплые, холодные?
4. Что на переднем планы?
5. Что в центре картины?
6. Что на заднем плане?
7. Какие эмоции вызывает (нравится, не нравится, настроение?
Следующий этап – это описание портрета. Основное в этом описании – помочь ребёнку находить характерные особенности изображённого, учить воспринимать внутренний мир человека, вглядываясь в выражение его лица. Эта работа помогает развить в детях наблюдательность и внимание к внешности человека, их речь обогащается новой лексикой.
Детям предлагаются портреты работы русских художников: «Портрет А. С. Пушкина» О. П. Кипренского, «Девочка с персиками» В. А. Серова.
Схема описательного рассказа по картине. Портрет.
План рассказа :
1. Что это?
2. Какие цвета использованы?
3. Описание лица (сверху вниз)
4. Настроение.
5. Во что одет?
6. Описание рук.
7. Какие эмоции вызывает (нравится, не нравится, настроение?
И завершающий этап – составление рассказов по сюжетным картинам. Вначале выясняется место и время событий, называются действующие лица, затем рассказывается о происходящем. Эта работа включает в себя навыки описательного рассказа, портретной живописи и пейзажа, она доступна детям и даёт не только навыки связной речи, но и расширяет кругозор, приобщает к культуре, воспитывает. Используются картины В. М. Васнецова «Иван царевич на сером волке», «Алёнушка», «Три богатыря», И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», А. П. Бубнова «Утро на Куликовом поле».
Схема описательного рассказа по сюжетной картине.
План рассказа :
1. Что это?
2. Что изображено (недвижимость?
3. Предположительное время суток.
4. Кто изображён на картине (люди или звери?
5. Схема расположения персонажей: на переднем плане, в центре, сзади; справа, слева от кого?
6. Какие эмоции вызывает?
В качестве тренировочных упражнений используется составление рассказов по сюжетным картинкам, отражающим привычную жизнь детей. Это картинки из серии В. В. Гербовой, Г. А. Каше. Предлагаются и картинки, изображающие фантастические сюжеты, и карикатурные изображения. Это позволяет развивать творческое воображение, пополнять словарь детей, закреплять навыки самостоятельного планирования речевого высказывания.
Список литературы
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М. : Просвещение, 1974.
2. Васильева С. А., Мирясова В. И. Тематический словарь в картинках. – М. : Школьная Пресса, 2005.
3. Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. – М. : Школьная Пресса, 2001
4. Глухов В. П. «О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР» // «Дефектология», 1990, №6.
5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М. : Просвещение, 1981.
6. Развитие речи. Пособие для дошкольников. Приложение к тетрадям «По дороге к Азбуке»./ Сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова. – М. : Баласс, 2005.
7. Соломенникова Л. А. «Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи» // «Дошкольное воспитание», 1999, № 4.
8. Ткаченко Т. А. «Использование схем в составлении описательных рассказов» // «Дошкольное воспитание», 1990, № 10.