Лучший педагог года

Применение современных технологий в логопедической практике с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Порядина Марина Андреевна
Применение современных технологий в логопедической практике с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Порядина Марина Андреевна,

учитель-логопед, 1 квалификационной категории

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки», город Югорск.

Тема «ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Аннотация. Обобщается опыт применения современного оборудования в разных педагогических технологиях в работе учителя-логопеда с обучающимися.

Публикация «Применение современных технологий в логопедической практике с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Ключевые слова: педагогические технологии, современное оборудование, эффективное средство активизации мыслительных процессов, перспективные средства коррекционно-развивающей работы.

Я, как учитель-логопед, в своей практике по работе с обучающимися норма типичными и с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья использую проверенные временем методы и приемы постановки звуков, развития речи, но выйти на новый уровень качества мне помогает современное оборудование, которое направлено на разные виды коррекционной деятельности. Так как у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, кроме речевого нарушения отмечаются недостаточный уровень познавательной активности, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, то использование в комплексе разного оборудования позволяет решить сразу несколько задач (причем очень эффективно и в сжатые сроки).

Мне бы хотелось поделиться с вами, как в разных педагогических технологиях я, с помощью современного оборудования, решаю данные задачи, то есть повышаю познавательную активность и работоспособность, создаю положительную эмоциональную обстановку и в тоже время корректирую речевые нарушения.

В своей работе использую основные современные технологии :

- здоровьесберегающая;

- технология развития критического мышления личностно-ориентированная;

- игровая;

-информационно-коммуникационная;

- наглядное моделирование и др.

Расскажу о некоторых моих наработках.

1 Здоровьесберегающая технология, она наиболее актуальна для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Цель данной технологии : обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В данной технологии в своей работе я использую модуль логопеда «Говорюша».

В этот модуль входит оборудование для:

- речевого дыхания; (свисток-дудочка, «губы свисток», «летающий шарик»)

- логопедического массажа (набор массажных логопедических зондов,

зондозаменители).

- развития мелкой моторики (прищепки, шнуровка, волчки, мячики, марблс, Су-Джок).

Логопедический модуль «Говорюша»

Рисунок 1

Также к здоровьесберегающий технологии относится арт-терапия, в своей работе я применяю технику Эбру.

Стол для рисования в технике «Эбру»

Рисунок 2

Для развития:

- речи

- мелкой моторики

- коммуникативных навыков.

Во время рисования на воде, обучающийся проговаривает свои действия, описывает получившуюся картину. Применяю для закрепления графического образа букв, прописываем буквы, слова; отгадываем части буквы, для закрепления звукопроизношения проводим шилом от одного берега до другого и произносим звуки, слоги.

Также применяю песочную терапию, она способствует развитию мелкой моторики, развитию речи:

- «Мы археологи» (найди игрушки или картинки со звуком С);

- составление предложений, рассказов, ориентировка в пространстве.

Стол для песочной терапии

Рисунок 3

Один из моих помощников является экран для копирования «Зазеркалье», он способствует развитию мелкой моторики, ориентировки в пространстве.

Экран для копирования «Зазеркалье»

Рисунок 4

2. Игровая технология помогает решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. В образовательную деятельность включаются различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки. Для этого я использую пальчиковый театр, магнитный театр, настольные игры. Очень нравится обучающимся интерактивная мышь-робот, она позволяет решить следующие логопедические задачи : ориентировка в пространстве, развитие фонематического анализа, деление слов на слоги.

Интерактивная мышь-робот

Рисунок 5

Как логопед, я решаю одну из важных для меня задач - это развитие коммуникативных навыков и профилактика речевого негативизма у обучающихся с ОВЗ, в частности с ТНР, и здесь я успешно применяю лего-конструирование и мультипликацию. Мы составляем с детьми поэтапно сюжет, затем снимаю мультфильм на детской анимационной студии, ребенок озвучивает его. У нас получается мультфильм. Представляем его вам, здесь озвучивал мультфильм ребенок с ТНР.

3. Технология наглядного моделирования. Без нее не обходится ни одно коррекционно-развивающее занятие с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Используя символическую аналогию, я облегчаю и ускоряю процесс запоминания и усвоения материала у дошкольников с ОВЗ. Применяя графическую аналогию, можно научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему утомляемости. К таким технологиям относится мнемотехника. «Мнемотехника» в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Я использую мнемотаблицы для составления описания предметов. Глядя на эти схемы, ребенок дошкольного возраста с ОВЗ воспроизводит полученную информацию. Мною разработаны индивидуальные мнемотаблицы под каждую выявленную речевую проблему.

Мнемотехника

Рисунок 6

4. Информационные компьютерные технологии (ИКТ) стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. В своей работе я применяю интерактивную многофункциональную панель «Колибри», а именно программу «Логомер-2» непосредственно в ходе проведения логопедических занятий во время проведения физминутки, артикуляционной гимнастики, развитие речевого дыхание, интерактивных игр на развитие фонематических процессов. Программа «Логомер – 2» позволяет не только увлекательно и с пользой проводить индивидуальные занятия, но и проводить мониторинг в течении цикла занятий. Практика подтверждает, что использование ИКТ в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом. Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Интерактивная программа «Логомер – 2»

Рисунок 7

5. Технология развития критического мышления. В своей работе я применяю прием-кластер с использованием интерактивной панели «Колибри».

Кластер - это способ графической организации материала.

В соответствии с поставленными задачами и темой занятия подбираются картинки. В середине рабочей панели записывается или ставится главная картинка (тема, затем обучающийся подбирает из предложенных картинок те картинки, которые относятся к теме и аргументирует почему именно эта картинка. Рисунок в чё м-то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда»- это тема занятия, вокруг неё «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой «планеты» есть свои «спутники» : у «спутников»- свои. Формируем умение обобщать, составлять предложения и расширяем словарный запас, так как словарный запас у обучающихся с ОВЗ недостаточен, особенно у детей с умственной отсталостью и ЗПР. Развиваю коммуникативные навыки, особенно у обучающихся с РАС.

Прием «Кластер»

Рисунок 7

Вывод:

• разнообразие методов и приемов позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации мыслительных процессов, развитие речи;

• переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон;

современное оборудование можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Список литературы

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. В. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. – Москва: Речь, 2012. – 256с.

2. Коноваленко, В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. – Москва: ГНОМ и Д, 2014. - 128 c.

3. Морозова, С. С. Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. - Москва: Владос, 2015. - 176 c.

4. Неретина, Т. Г. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями. - Москва: Флинта, 2014. - 186 c.

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение современных технологий в логопедической практике с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 24 ноября 2021 в 13:51
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД