Порядина Марина Андреевна
Применение современных технологий в логопедической практике с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Порядина Марина Андреевна,
учитель-логопед, 1 квалификационной категории
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки», город Югорск.
Тема «ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Аннотация. Обобщается опыт применения современного оборудования в разных педагогических технологиях в работе учителя-логопеда с обучающимися.
Публикация «Применение современных технологий в логопедической практике с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ключевые слова: педагогические технологии, современное оборудование, эффективное средство активизации мыслительных процессов, перспективные средства коррекционно-развивающей работы.
Я, как учитель-логопед, в своей практике по работе с обучающимися норма типичными и с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья использую проверенные временем методы и приемы постановки звуков, развития речи, но выйти на новый уровень качества мне помогает современное оборудование, которое направлено на разные виды коррекционной деятельности. Так как у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, кроме речевого нарушения отмечаются недостаточный уровень познавательной активности, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, то использование в комплексе разного оборудования позволяет решить сразу несколько задач (причем очень эффективно и в сжатые сроки).
Мне бы хотелось поделиться с вами, как в разных педагогических технологиях я, с помощью современного оборудования, решаю данные задачи, то есть повышаю познавательную активность и работоспособность, создаю положительную эмоциональную обстановку и в тоже время корректирую речевые нарушения.
В своей работе использую основные современные технологии :
- здоровьесберегающая;
- технология развития критического мышления личностно-ориентированная;
- игровая;
-информационно-коммуникационная;
- наглядное моделирование и др.
Расскажу о некоторых моих наработках.
1 Здоровьесберегающая технология, она наиболее актуальна для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Цель данной технологии : обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В данной технологии в своей работе я использую модуль логопеда «Говорюша».
В этот модуль входит оборудование для:
- речевого дыхания; (свисток-дудочка, «губы свисток», «летающий шарик»)
- логопедического массажа (набор массажных логопедических зондов,
зондозаменители).
- развития мелкой моторики (прищепки, шнуровка, волчки, мячики, марблс, Су-Джок).
Логопедический модуль «Говорюша»
Рисунок 1
Также к здоровьесберегающий технологии относится арт-терапия, в своей работе я применяю технику Эбру.
Стол для рисования в технике «Эбру»
Рисунок 2
Для развития:
- речи
- мелкой моторики
- коммуникативных навыков.
Во время рисования на воде, обучающийся проговаривает свои действия, описывает получившуюся картину. Применяю для закрепления графического образа букв, прописываем буквы, слова; отгадываем части буквы, для закрепления звукопроизношения проводим шилом от одного берега до другого и произносим звуки, слоги.
Также применяю песочную терапию, она способствует развитию мелкой моторики, развитию речи:
- «Мы археологи» (найди игрушки или картинки со звуком С);
- составление предложений, рассказов, ориентировка в пространстве.
Стол для песочной терапии
Рисунок 3
Один из моих помощников является экран для копирования «Зазеркалье», он способствует развитию мелкой моторики, ориентировки в пространстве.
Экран для копирования «Зазеркалье»
Рисунок 4
2. Игровая технология помогает решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. В образовательную деятельность включаются различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки. Для этого я использую пальчиковый театр, магнитный театр, настольные игры. Очень нравится обучающимся интерактивная мышь-робот, она позволяет решить следующие логопедические задачи : ориентировка в пространстве, развитие фонематического анализа, деление слов на слоги.
Интерактивная мышь-робот
Рисунок 5
Как логопед, я решаю одну из важных для меня задач - это развитие коммуникативных навыков и профилактика речевого негативизма у обучающихся с ОВЗ, в частности с ТНР, и здесь я успешно применяю лего-конструирование и мультипликацию. Мы составляем с детьми поэтапно сюжет, затем снимаю мультфильм на детской анимационной студии, ребенок озвучивает его. У нас получается мультфильм. Представляем его вам, здесь озвучивал мультфильм ребенок с ТНР.
3. Технология наглядного моделирования. Без нее не обходится ни одно коррекционно-развивающее занятие с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Используя символическую аналогию, я облегчаю и ускоряю процесс запоминания и усвоения материала у дошкольников с ОВЗ. Применяя графическую аналогию, можно научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему утомляемости. К таким технологиям относится мнемотехника. «Мнемотехника» в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Я использую мнемотаблицы для составления описания предметов. Глядя на эти схемы, ребенок дошкольного возраста с ОВЗ воспроизводит полученную информацию. Мною разработаны индивидуальные мнемотаблицы под каждую выявленную речевую проблему.
Мнемотехника
Рисунок 6
4. Информационные компьютерные технологии (ИКТ) стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. В своей работе я применяю интерактивную многофункциональную панель «Колибри», а именно программу «Логомер-2» непосредственно в ходе проведения логопедических занятий во время проведения физминутки, артикуляционной гимнастики, развитие речевого дыхание, интерактивных игр на развитие фонематических процессов. Программа «Логомер – 2» позволяет не только увлекательно и с пользой проводить индивидуальные занятия, но и проводить мониторинг в течении цикла занятий. Практика подтверждает, что использование ИКТ в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом. Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Интерактивная программа «Логомер – 2»
Рисунок 7
5. Технология развития критического мышления. В своей работе я применяю прием-кластер с использованием интерактивной панели «Колибри».
Кластер - это способ графической организации материала.
В соответствии с поставленными задачами и темой занятия подбираются картинки. В середине рабочей панели записывается или ставится главная картинка (тема, затем обучающийся подбирает из предложенных картинок те картинки, которые относятся к теме и аргументирует почему именно эта картинка. Рисунок в чё м-то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда»- это тема занятия, вокруг неё «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой «планеты» есть свои «спутники» : у «спутников»- свои. Формируем умение обобщать, составлять предложения и расширяем словарный запас, так как словарный запас у обучающихся с ОВЗ недостаточен, особенно у детей с умственной отсталостью и ЗПР. Развиваю коммуникативные навыки, особенно у обучающихся с РАС.
Прием «Кластер»
Рисунок 7
Вывод:
• разнообразие методов и приемов позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации мыслительных процессов, развитие речи;
• переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон;
• современное оборудование можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.
Список литературы
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. В. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. – Москва: Речь, 2012. – 256с.
2. Коноваленко, В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. – Москва: ГНОМ и Д, 2014. - 128 c.
3. Морозова, С. С. Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. - Москва: Владос, 2015. - 176 c.
4. Неретина, Т. Г. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями. - Москва: Флинта, 2014. - 186 c.