МААМ-картинки

Проблема коррекции психофизических недостатков школьников с нарушением слуха средствами физического воспитания

Оксана Радюхина
Проблема коррекции психофизических недостатков школьников с нарушением слуха средствами физического воспитания

Физическое воспитание детей с нарушениями слуха — одно из важных направлений коррекционно-педагогической работы — находится в тесной связи со всеми другими сторонами воспитания и обучения. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для укрепления здоровья детей, развивает их активность, повышает работоспособность, становится базой для успешного проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы.

Публикация «Проблема коррекции психофизических недостатков школьников с нарушением слуха средствами физического воспитания» размещена в разделах

В последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в динамике здоровья детей. Ухудшению здоровья детского населения способствует целый ряд факторов. Среди них наиболее серьезными является неблагоприятная экономическая, экологическая обстановка, а также такие факторы, как стресс повседневной жизни школьников, увеличение количества социопатических семей, медикаментозная агрессия. Большие нагрузки в школе приводят к хроническому стрессу, последствиями которого становятся повышение невротизации детей, дефицит сна, гиподинамия и гипокинезия.

Школа-интернат I вида г. Стерлитамака – это образовательное учреждение полного дня. Здесь для развития ребёнка необходимо сохранение игровой формы обучения и воспитания школьников. Кроме учебных занятий организована внеурочная деятельность. Наше образовательное учреждение стремится создавать условия для развития индивидуальности каждого ребёнка, для творческого сотрудничества детей и педагогов, раскрытия физических способностей обучающихся в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное образование в школе-интернате направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности. Работа ведётся с учётом возраста детей, их психологических и индивидуальных особенностей. Одной из главных целей учебно – воспитательного процесса является формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие психических процессов и физически здоровой личности.

Для решения многих задач физического воспитания в школе-интернате I вида необходимо знать, каков характер формирования двигательного анализатора детей с нарушением слуха. Вместе с тем, по некоторым аспектам физического воспитания детей, обучающихся в данном учреждении, набирается экспериментальный материал и практический опыт учителей школ. Современные представления о рациональном построении системы физического воспитания убеждают нас в том, что именно от развития двигательного анализатора зависит управление своими движениями, владение своим телом. Если понять, как выполняются движения детьми с нарушением слуха разного возраста, то можно судить о степени развития двигательного анализатора.

Выносливость детей школьного возраста, обучающихся в школе I вида, изучена, к сожалению, слабее всего, хотя потребность в знаниях о возрастном развитии выносливости очень велика. Поскольку у выносливого школьника отмечается и большая работоспособность, то и известно, что более выносливые учащиеся могут выполнить более значительную умственную и физическую работу. Естественно, это положение может относиться и к обучающимся массовой школы, однако для детей со сниженным слухом или полным его отсутствием такое двигательное качество имеет определяющее значение не только в учебно-воспитательном процессе, но и в последующей трудовой деятельности.

Известно, что наиболее трудным для детей с нарушением слуха является выполнение физических упражнений, связанных с пространственной ориентировкой и точностью движений.

Анализируя двигательные способности, можно говорить о том, что эти способности развиваются неравномерно и неодновременно. В младшем школьном возрасте необходимо особое внимание обратить на развитие координационных способностей и гибкости. Целесообразно, более интенсивно развивать скоростные, силовые способности и выносливость, выявленные в период ускоренного роста в младшем и среднем школьном возрасте.

Физическое воспитание, применительное к системе специальных коррекционных школ, можно понимать как учебно-педагогический процесс, направленный на обучение двигательных действий, на управление развитием физических качеств и на коррекцию двигательных нарушений, имеющихся у учащихся этих школ.

В фундаментальной теории физической культуры применительно к системе специальных коррекционных школ, К. Г. Коровин выделил группы задач, которые с определенной долей условности можно назвать: оздоровительными, образовательными, воспитательными, коррекционными [2, с. 8].

Уроки физической культуры, спортивные праздники, физминутки и физкультурные паузы; их повышенный эмоциональный фон, особенно при выполнении игровых и соревновательных упражнений, создают объективные условия для воспитания таких личностных качеств, как смелость, чувство товарищества, коллективизм, ответственности, трудолюбие.

Коррекционные задачи состоят в направлении нарушений и компенсации деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему, а также в направлении нарушений деятельности опорно-двигательного аппарата и слухо – зрительного восприятия.

Вспомогательными коррекционными задачами являются : улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также других жизненно-важных систем организма, в деятельности которых имеются отклонения у детей с нарушением слуха, нормализация тонуса мышц, улучшение подвижности суставов, улучшать мышечно-суставное чувство, формирование вестибулярных реакций, статистическое и динамическое равновесия, ориентировки в пространстве [3, с. 313].

На уроках физической культуры и спортивных мероприятиях проводимых во внеурочное время, применяются самые разнообразные средства, с помощью которых педагог оказывает воздействие на учащихся. Их можно дифференцировать на две группы:

1. Средства общего педагогического воздействия, которые применяются и на других школьных уроках : слово, средства наглядности и личный пример учителя.

2. Средства физического воспитания, использующиеся на уроках физкультуры: физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы [1, с. 251].

Такое могущественное средство педагогического воздействия, каким является слово, применительно к урокам физической культуры в школе-интернат I вида используется в виде дидактического рассказа, беседы, инструктирования, сопроводительного пояснения, распоряжений, команд и словесных оценок.

Ввиду того, что обучающиеся с нарушением слуха склонны к подражанию, очень большое значение имеет личный пример учителя. Это относится как к его внешнему виду, так и к особенностям его физической подготовки.

Дополнительным средством физического воспитания обучающихся данного образовательного учреждения являются гигиенические факторы, сведения о которых дозировано, сообщаются им в процессе уроков физической культуры, а в отдельных случаях и формируются соответствующие умения и навыки, которые непосредственно отражают специфику процесса физического воспитания.

Процесс физической подготовки детей с нарушением слуха следует начинать с обследования здоровья, физического развития и двигательной сферы. Обучающиеся школы-интернат I вида, как правило, отстают от нормальных школьников по уровню физического развития и двигательной подготовленности. Важнейшим условием коррекции двигательных нарушений должен стать соответствующий контроль.

Развитие координации движений целесообразно достигать путем выполнения упражнений с предметами (гимнастической палкой, обручем, мячом, кубиками, флажками и пр., всевозможных остановок во время ходьбы, бега, подскоков по звуковому сигналу или с помощью жеста.

Воспитание внимания и развития восприятия можно развивать путем выполнения фигурных построений и разнообразных движений в соответствии с фразировкой простейших предложений.

Развитие памяти и ориентировке в пространстве, достигать благодаря включению в структуру уроков упражнений на быстроту и точность запоминания (различных упражнений, расположения предметов, своего места в строю и т. д., запоминанию оборудования и написания их путем сложения букв.

Таким образом, в школе-интернат I вида одним из главных средств коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития детей являются физические упражнения. В условиях личностно – ориентированной модели обучения каждый ребёнок обретает право и реальную возможность для развития своих физических способностей.

Литература.

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. / Под ред. Т. С. Зыкова, М. : "Просвещение", 2005. - 432с.

2. Программы специальных (корррекционных) образовательных учреждений II вида. К. Г. Коровин, М. "Просвещение", 2006 г.

3. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е. Г. Речицкой. -М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 665 с.

Публикации по теме:

Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания ИМП-2 2.1. Факторы, способствующие формированию опыта На формирование опыта оказали влияние следующие факторы: 1. Изучение педагогической,.

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств у ребёнка Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений. Интерес к.

Игры для коррекции звукопроизношения и развития фонематического слуха.Игры для коррекции звукопроизношения и развития фонематического слуха. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МЫШКИНЫ ЗАПАСЫ» Цель: дифференциация (различение) звуков. Задачи: - коррекция (исправление недостатков) звукопроизношения;.

Индивидуальный подход в коррекции недостатков физического развития с детьми младшего дошкольного возраста «Индивидуальный подход в коррекции недостатков физического развития с детьми младшего дошкольного возраста». АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Слайд 2).

Использование нестандартного оборудования для коррекции физического развития детей дошкольного возраста Задачи: - укреплять здоровье детей; - проводить профилактику плоскостопия, способствовать формированию правильной осанки; - упражнять в.

Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в развитии. "Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными.

Проблема неправильного семейного воспитания как фактор расстройств поведения у детей Одной из актуальных проблем на современном этапе развития нашего общества является распространение расстройств поведения в детском и подростковом.

Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье. Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье. Среди проблем неполных семей особенной острой предстает проблема ее функционирования.

Проблема социализации ребенка средствами искусства и игры УДК 372.3 ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА И ИГРЫ © 2014 И. В. Груздова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры.

Выступление на методическом объединении «Проблема нравственно-патриотического воспитания детей» Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием ребёнка, укреплением его здоровья. Но не менее важно заниматься его душевным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема коррекции психофизических недостатков школьников с нарушением слуха средствами физического воспитания
Опубликовано: 15 сентября 2016 в 21:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД