Папки-передвижки

Проблема эмоционального развития детей раннего возраста в психолого-педагогических исследованиях

Ирина Веренцова
Проблема эмоционального развития детей раннего возраста в психолого-педагогических исследованиях
▼ Скачать + Заказать документы

Эмоциональное развитие – это процесс в котором человек развивает умения откликаться на явления окружающего, учится контролировать свои эмоции и управлять их проявлениями.

В течение жизни, человек испытывает некоторые переживания по поводу своего отношения к объекту деятельности или познания, к другим людям, к собственной личности, это и есть чувства и эмоции.

Чувства и эмоции – взаимосвязанные, но в тоже время две разные категории человеческих ощущений с индивидуальными особенностями и характеристиками. (5, с. 35).

Публикация «Проблема эмоционального развития детей раннего возраста в психолого-педагогических исследованиях» размещена в разделах

В процессе формирования эмоционального развития, дети раннего возраста приобретают новый жизненный опыт.

Опыт эмоционального отражения того, что человека окружает, формирует его индивидуальные пристрастия. Это опыт переживания различных чувств: интереса, радости, гнева, страха, стыда, стремления преодолевать трудности и достигать поставленных целей, приспосабливаться к различным ситуациям, социализироваться.

Эмоциональная сфера служит главной регулирующей системой, которая обеспечивает активное движение человека и его приспособление к условиям окружающей среды, так как она первой реагирует на создавшуюся ситуацию или на воздействия любого возникновения (10, с. 77).

У древних философов эмоции были представлены интуитивной или чувственной формой, видом познания, которая противоположна познанию рациональному. В настоящее время, наиболее устойчивым является понятие эмоций, как психического процесса или состояния, которое в форме непосредственных внутренних переживаний показывает значимость чего-то для конкретного человека. Таким образом, можно сказать о том что, эмоции необходимы для человека.

По мнению В. В. Зеньковского, эмоциональное развитие - «это в первую очередь естественное проявление поведения ребёнка, его грация, непосредственность, и свобода». Он считает, что «в душе ребёнка утверждается интерес к внешнему миру, тогда уже кончается период раннего детства, эмоциональная сфера перестает играть прежнюю роль, исчезает понемногу и непосредственность, грация детской души».

По мнению Л. С. Выготского, эмоциональное развитие относительно слабо проявляется во внешнем поведении, иногда вообще незаметно для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая то или иное действие, бывают не всегда осознанными. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, наоборот, внешне весьма заметны.

Содержательные критерии эмоциональности состоят из общих явлений и ситуаций, занимающих особые позиции значимости для субъекта. Они напрямую взаимосвязаны с индивидуальными, базовыми особенностями личности, отношением к нравственности, направлением мотиваций, собственными взглядами на внешний мир, жизненными ценностями, осознанным волевым управлением (9, с. 64).

Эмоциональные мироощущения в общем представлении являются эмоциональной сферой. Индивидуальное переживание рассматривается, как оценка личных возможностей субъекта удовлетворять собственные потребности. Чувство - процесс, который оценивает конкретные и определенные возможности некоего объекта с целью удовлетворения определённых потребностей человека.

Среди известных отечественных психологов, специализировавшихся исследованием эмоций человека : Л. С. Выготский, Н. Д. Левитов, Р. С. Немов, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и другие. Для современных исследователей, при изучении социальных эмоций, опорой являются работы: А. В. Запорожца, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелевой, Л. А. Абромян и других сотрудников Института дошкольного воспитания АПН СССР, которые выделили общие закономерности формирования социальных эмоций, их зависимость от содержания и структуры детской деятельности.

В теории С. Л. Рубинштейна, эмоции – «… это чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия человека» (43, с. 88).

Уровень эмоций представлен целым рядом чувств, таких как: любовь, ненависть, восхищение, осуждение, удивление и так далее. По теории С. Л. Рубинштейна мировоззренческие чувства :ирония, юмор, ощущения возвышенности трагизма и прочее, в теории С. Л. Рубинштейна, связаны с обобщением и способностью к абстрактному мышлению и служат ответом на обстоятельства, которые связаны с внутренними установками человека, его отношением к внешнему миру.

А. Н. Леонтьев, советский психолог, философ, говоря об эмоциональном развитии, описывал целенаправленный педагогический процесс, напрямую связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Л. С. Выготский проблему переживания ставил в зависимость от интеллектуальных процессов (9, с. 34).

В настоящее время мы наблюдаем огромный интерес в изучении чувств и эмоций, не только для фундаментальной сферы психического формирования, но и для духовно-нравственной.

Научно-теоретические исследования данного вопроса отображены в трудах В. В. Лебединского, В. П. Зинченко, А. Б. Орлова, С. Д. Смирнова, В. И. Слободчикова и других.

В современных исследованиях данной области, чувства и эмоции рассматриваются как система сложных, взаимодействующих факторов и внутренних состояний, которые складываются из ситуационных эмоциональных событий, образующих, более широкое понятие – эмоциональную сферу человека. Чувства, в данном контексте, играют «эмоциональными мостиками», изучение, которых позволит определить сущность психической реальности и причину поведения ребенка.

Первопричиной появление и проявление проблем, связанных с эмоциональным состоянием человека, остаются до сих пор не до конца изученными. (10, с. 67).

Эмоциональная составляющая психики человека испытывает серьезные изменения в течение всей жизни, но у детей дошкольного возраста эмоциональные проявления преобладают над всеми другими и ребенок почти полностью зависит от своих чувств и эмоций.

Переживание различных эмоций на биологическом уровне, в процессе эволюции, закрепились как некий способ удержания жизненных процессов в наиболее безопасных границах, они предупреждают о негативном свойстве недостатка или избытка каких-либо факторов. Чем богаче и сложнее устроены эмоциональные состояния, которые способен переживать биологический вид, тем более сложно организовано живое существо и занимает высокую ступень на эволюционной лестнице. Количество и содержательная сторона потребностей человека, полностью соответствует числу и разнообразию переживаемых им эмоций и чувств. Причем, чем нравственней и социально значимей потребность, тем возвышеннее связанное с ней чувство (20, с. 70).

В зарубежной психологии ряд исследователей считают, что существует только два вида чувств: неудовольствие и удовольствие. Немецкий психолог Циген, утверждал, что чувство – это свойство ощущения, которому присуще «чувственный тон», именно они и является чувством неудовольствия или удовольствия.

Физиологический подход определяет два основания объяснения эмоций, в зависимости от главенства – физиологического или психического. Телесный отзыв следует непосредственно за восприятием возбуждающего обстоятельства или явления, а переживание этих изменений и есть наши эмоции (18, с. 74).

По мнению польского психолога Я. Рейковского, эмоции – это разновидность процессов психологической регуляции деятельности, которая состоит из: эмоционального возбуждения, знака эмоции и качества эмоции.

Под эмоциональным развитием в определении Т. Л. Мирилова понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброго отношения к другим людям.

Т. Л. Мирилова, выделила следующие показатели эмоционального развития детей раннего возраста :

- стопень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.

- общий эмоциональный тонус;

- способность ребенка обусловливать эмоциональное состояние человека;

- уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок показывает в вербальном и невербальном плане.

По Е. И. Изотовой особенности эмоционального развития детей раннего возраста нужно выявлять по наличию эмоционального опыта, эмоциональной напряжённости, общих знаний и представлений о чувствах и эмоциях, по состоянию эмоционального поля и личного эмоционального стиля ребенка, экспрессивности (мимической выразительности).

Психолог Л. И. Божович в своих работах уделяла большое значение проблеме эмоциональных переживаний в психическом развитии ребенка : «Мы рассматриваем аффективные состояния как длительные, глубокие эмоциональные переживания, непосредственно связанные с активно действующими потребностями и стремлениями, имеющими для субъекта жизненно важное значение» (6, с. 39).

Л. И. Божович, считал, что переживания определенны потребностями ребенка в своих стремлениях, желаниях, намерениях и возможностях их удовлетворить. (5, с. 34).

Большинство психологов тяготеют к позиции, обосновывающей тесную связь эмоций и потребностей в развитии человека.

Педагог и психолог А. В. Запорожец, занимаясь данным вопросом, отводил большое место чувству как энергетической основе всей деятельности ребенка, играющей большую роль в ее структурировании, в возникновении новых мотивов и определении целей. При этом эмоция - это не сам процесс активации, она лишь некоторая форма отражения субъектом окружающей действительности, но с помощью нее производится психическое управление активацией, психически регулируется общая направленность и динамика поведенческих проявлений (20, с 90).

Ребенок, изучая воспринимаемый объект, с точки зрения своих потребностей, предпочтений и, главное, возможностей, переживая положительное (отрицательное) отношение к этому объекту, формирует характер и направленность своей последующей деятельности.

Отдельное место в современных исследованиях исследованиях эмоционального развития занимает вопрос о многочисленных нарушениях и расстройствах в эмоциональном поведении детей (и не только, симптомах которые не составляют клинической картины психических заболеваний, но являются, скорее, непатологическими формами пограничного состояния. Так, например, эти нарушения могут иметь такие проявления как: неустойчивое настроение эмоционального состояния ребенка, наличие социально неодобряемых зависимостей, все это представляет некоторые затруднения для воспитания.

Нужно отметить, что проявление агрессии не всегда относиться к клиническим, а только в случаях явной гипертрофированности. Появление агрессии и ее проявления, в адекватной для воздействий мере, служит, для сохранения физического и психического здоровья человека.

Среди эмоциональных расстройств можно отметить эмоциональные трудности в общении, такие расстройства выражаются в неумении ребенка правильно определить эмоциональное состояние других людей.

Все указанные выше виды эмоциональных нарушений нуждаются в коррекции. Для того, чтобы коррекция эмоциональных нарушений была эффективной, необходимо установить причины их развития (13, с. 34).

Определения эмоциональных явлений даются через те функции, которые, по мнению исследователей, ими выполняются. Среди множества данных функций необходимо выделить: побудительную, оценочную, смыслообразующую, подкрепляющую и другие. Частично они повторяются у разных авторов. Большое количество современных исследований, с целью профилактики и коррекции многочисленных эмоциональных расстройств в детском возрасте, уделяют большое внимание к эмоциям и чувствам детей, оценки их мироощущения.

Таким образом, можно сказать о том, что под эмоциональным развитием понимают, состояние ребенка, являющееся основой отношения детей к внешнему миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

Публикации по теме:

«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

НОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возрастаНОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возраста Цель занятия: 1. Ознакомление с буквой «У» Задачи: 1. Закрепление правильного произношения звука «А» и звука "У" 2. Обучение выкладыванию.

Оценочный лист для проведения процедуры Всоко по вопросу создания психолого-педагогических условий в ДОУ Дата___ Шкала оценивания: Соответствует – 2 балла Частично соответствует – 1 балл Не соответствует – 0 баллов 1. Взаимодействие.

Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема эмоционального развития детей раннего возраста в психолого-педагогических исследованиях
Опубликовано: 21 июня 2022 в 09:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема эмоционального развития детей раннего возраста в психолого-педагогических исследованиях» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Веренцова (УИ 3014123) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД