Лучший педагог года

Проблемы в речевом развитии детей раннего возраста и пути их решения (из опыта работы)

Ольга Сорокина
Проблемы в речевом развитии детей раннего возраста и пути их решения (из опыта работы)

ПРОБЛЕМЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

О. В. Сорокина, воспитатель

МКДОУ «Тарутинский детский сад»

Важнейшее средство человеческого общения — это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей раннего возраста в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

Публикация «Проблемы в речевом развитии детей раннего возраста и пути их решения (из опыта работы)» размещена в разделах

• расширение, обогащение и активизация словаря;

• воспитание звуковой культуры речи;

• формирование правильной разговорной речи.

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что при обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, у большинства из них выявляется неблагополучное речевое развитие. Условно детей можно разделить на три группы: - дети, у которых речь совсем отсутствует;

- дети, которые говорят отдельными словами;

- дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками.

И лишь несколько детей, поступающих в детский сад, имеют речь, соответствующую нормам орфоэпии и понятную окружающим.

Проблемы развития речи детей раннего возраста :

1. Употребляет в речи слова - «паразиты», сленг, нецензурную лексику.

2. Недостаточно использует речь, а слова заменяет жестами.

3. Не вступает в речевой контакт со взрослыми или с другими детьми.

4. Не принимает участие в беседе или не повторяет слова при разучивании стихотворного текста.

Задачи работы по развитию речи детей раннего возраста : • Специальная организация внешней среды, наличие пособий, способствующих сенсорному развитию детей. Меры по формированию более устойчивого внимания с постепенной активизацией внимания произвольного (роль внимания значительна в психической деятельности детей и является одним из важных условий их развития).

• Укрепление слуха и способности слухового сосредоточения (как существенное условие развития речи) Обогащение восприятия и расширение ориентировки в окружающем (благотворное влияние этих факторов на развитие речи).

• Создание необходимых условий для развития игровой деятельности (игра требует максимально возможного применения речи).

Пути решения проблем развития речи детей раннего возраста :

1. Обеспечить детей различными (в зависимости от возраста) игрушками, дидактическими пособиями (их активное, целенаправленное использование развивает речь).

2. Симулировать общение с малышами в семье и в детском саду.

3. Постепенно развивать внимание к слушанию речи взрослого и сверстников, выполнению какого-либо действия по предложению взрослого, воспитывать умение подчинять свои действия определённым правилам.

4. Создавать условия для бодрого, эмоционально-положительного состояния воспитанников.

5. Формировать и обогащать положительные чувства и предупреждать негативные переживания детей.

6. Проводить занятия по развитию речи и расширению круга представлений: организованное наблюдение, показы-инсценировки, рассказывание по картинкам, беседы.

7. Поддерживать самостоятельную деятельность детей.

8. Использование фольклора является непременным условием при работе по развитию речи у детей раннего возраста.

9. Иметь в библиотеке детского сада книгу с малыми жанрами фольклора, иллюстрированную художниками.

10. Детям нравится, когда им не просто читают текст потешки, а поют его.

Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной партнерской деятельности детей раннего возраста.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает :

- создание развивающей предметно-пространственной среды;

- целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

- создание дополнительных услуг по развитию речи детей;

- изучение состояния устной речи детей;

- участие родителей в речевом воспитании детей.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- так сказал Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, забочусь в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группа оснащена современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в группе оформлен речевой уголок. Мной накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий : пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

На занятиях большое внимание уделяю развитию словаря, провожу систематическую работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно отражено в календарных планах воспитателя.

Использую разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т. д., решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, составление загадок, шутки-чистоговорки, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.

Организация работы с родителями, направленная на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ

Литература

1. Борисенко М. Г. Бегаем, прыгаем, лазаем. - С-Пб. : Паритет, 2005.

2. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до 3 лет. – М., 2004.

3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. - Мозаика–Синтез, 2002.

4. Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста. - М. : Айрис–пресс, 2005.

5. Интернет ресурсы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей»Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей» Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей».Чистоговорки и скороговорки - это уникальное явление языковой культуры.

Из опыта работы по здоровьесбережению в группе раннего возрастаИз опыта работы по здоровьесбережению в группе раннего возраста Каждый уважающий себя педагог имеет на вооружении в своем опыте разнообразные здоровьесберегающие технологии. А уж у воспитателя группы.

Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста» Из опыта работы «Потешки в развитии детей младшего дошкольного возраста». Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работыПознавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет.Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Хочу поделиться своей работой по формированию предпосылок к развитию речи у малышей. Всем.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы в речевом развитии детей раннего возраста и пути их решения (из опыта работы)
Опубликовано: 22 апреля 2021 в 11:22
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД