Ферида Магомедова
Проект «Что такое доброта?» для среднего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Что такое доброта?»
Актуальность
Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности. Важно помочь ребенку в различении доброго и недоброго, пробудить способность видеть в себе движения в сторону добра или зла. Побуждать ребенка делать выбор в пользу добра.
Публикация «Проект „Что такое доброта?“ для среднего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Название проекта : «Что такое доброта?»
Тип проекта : групповой, краткосрочный, исследовательски-творческий
Участники проекта : дети среднего и старшего возраста, воспитатели, Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное, художественно – эстетическое, речевое развитие
Сроки реализации проекта : 2 недели
Цель: воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи:
-Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми.
-Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
-Познакомиться с художественной литературой, пословицами и поговорками о доброте.
-Закреплять знание правил вежливого общения
-Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях
-Развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей
-Воспитывать умение оценивать поступки окружающих.
-Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
Ожидаемый результат:
-Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.
-Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности.
-Обогатится словарный запас по данной теме.
-Пополнение групповой библиотеки книгами о добре и добрых поступках.
-У детей повысится способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.
У родителей:
– расширятся знания о методах нравственного воспитания в условиях семьи;
– появится интерес к сотрудничеству с педагогами в образовательной деятельности
-у родителей повысится интерес к жизни группы
В ходе работы над проектом подвести детей к пониманию того, что добро приносит радость, что добрый человек – хороший друг. Доброта украшает наш мир, и чем ее больше, тем красивее и светлее мир вокруг нас.
Формы организации проекта :
1. Образовательная деятельность:
ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, лепка,
аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.
2. Совместная деятельность:
дидактические игры, беседы, игровые и проблемные ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, пальчиковые игры.
3. Самостоятельная деятельность:
трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность
Постановка проблемы:
Игровая ситуация: в группу пришло письмо из сказочной страны с просьбой о помощи. В сказках стало пропадать добро и дерево добрых дел стало засыхать. Фея доброты просит ребят помочь вернуть добро в сказочную страну и спасти волшебное дерево. Она прислала волшебную шкатулку, которая называется «Копилка добрых дел». Каждый совершенный нами добрый поступок будет превращаться в зеленый листок для волшебного дерева. И скоро мы с вами узнаем, помогли наши добрые поступки спасти дерево добрых дел. Вариант завершения проекта : «копилку добрых дел» отправить в волшебную страну, в ответ получаем письмо от Феи Доброты с благодарностью за помощь.
Этапы осуществления проекта
1. Подготовительный этап:
1. Сбор литературы о добре : стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.
2. Подбор картин, фотографий, иллюстраций.
3. Оформление сундучка «Копилка добрых дел»
4. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
5. Разработка занятий, определение тематики бесед.
6. Подбор музыкального репертуара.
7. Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.
8. Подборка материалов для консультаций родителей «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома»
9. Изготовление папки-передвижки «Как важно быть вежливым».
9. Интервью с детьми «Что такое добро?» (выявить уровень знаний детей, заинтересовать темой). Ответы детей в форме листочков наклеить на «Дерево добра».
2. Практический этап: реализация проекта.
Системная паутинка
Познавательное развитие
Беседы «Что такое доброта?», «Природа добрая и злая», «Как отличить плохой поступок от хорошего?»
Просмотр мультфильмов: «Цветик-семицветик», «Сказка про доброго носорога».
Рассматривание сюжетных картинок на тему «Добрые поступки».
Дидактическая игра: «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Что доброго делают люди этой профессии»;
Работа с альбомом «Правила поведения дошкольников»
Социально-коммуникативное развитие
Коммуникативные игры: «Передай настроение», «Добрые волшебники».
Разыгрывание с детьми проблемных ситуаций:
«Два друга поссорились», «Мне грустно»
Пальчиковые игры «Дружба», «Если пальчик грустят…»
Дидактическая игра: «Оцени поступок», «Комплименты»
Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Пожарные», «Спасатели» и др. ; Игровые ситуации «Утешаем куклу», «Помогаем другу в беде», «Ищем ласковые слова».
Труд: «Лечим книжки» (ремонт книг, уход за комнатными растениями, наводим порядок в группе, мытье игрушек, помощь младшему воспитателю в режимные моменты (дежурство)
Речевое развитие
- Беседа с детьми «Какими могут быть добрые дела?»
-Разучивание мирилок: «Хватит нам уже сердиться», «Ссориться не будем»
- Разучивание пословиц о доброте
-Дидактическая игра «Скажи наоборот», «Узнай друга по описанию», «Назови ласково»
-Ситуативный разговор «Мои хорошие поступки»
-Ситуативный разговор «Чем порадовать друга?»
Разыгрывание с детьми проблемных ситуаций:
«Два друга поссорились», «Мне грустно»
-Речевая ситуация «Помощь котенку»
-Составление рассказа «Мой любимый добрый сказочный герой»,
«Почему добро побеждает зло?» Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев
-Обогащение словаря по теме.
Чтение художественной литературы
Чтение художественной литературы в старшей группе :
Сказки: «Золушка», «Морозко», «Снежная королева»,
«Айога», В. Катаев «Цветик-семицветик»
Ненецкие сказки «Кукушка», «Три сына»
Чтение рассказов: Л. Толстой «Саша был трус»
В. Осеева «Что легче?», «Добрые слова»
Е. Благинина «Подарок» А. Кузнецова «Подружки»
Чтение стихотворений:
С. Маршак «Ежели вы вежливы». «Что такое доброта?» И. Полюшко, «Добрым быть совсем не просто», «Пожалуйста, добрым будь!» Л. Ерохиной, «Доброе утро» И. Романова,
«Мир добрых сердец» Н. Анишиной
Заучивание мирилок: «Тёплый лучик»,
«Не дерись, не дерись», «Мирись, мирись»,
Разучивание стихотворений:
«Петушки», «Доброе утро»
Физическое развитие
Подвижные игры: «Помоги птичкам найти гнездышко»
Подвижная игра «Мы весёлые ребята», «Волшебное слово с мячом», «Найди пару», «Необычное приветствие», «Чай, чай, выручай», «Паровозик в страну дружбы», «Достань Белке шишку».
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество:
Рисование: «Цветы для мамы», «Фея добра»
Аппликация: «Дерево добра» с высказываниями детей о доброте,
«Открытка в подарок».
Лепка: «Кулон для бабушки», «Кружка для дедушки»
Музыка:
Прослушивание песен:
«Дорогою добра», «Доброта» (из мультфильма про Фунтика,
«Если добрый ты» музыка М. Пляцковского, слова Б. Савельева из мультфильма «День рождения кота Леопольда», «Доброта» из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика», «Что такое доброта?» (группа «Барбарики»).
Взаимодействие с родителями
- Консультация «Воспитание добротой»;
- Консультация «Как воспитать ребенка вежливым?»;
- Консультация «Книга – это неотъемлемая часть воспитания доброты и добрых качеств у детей дошкольного возраста»
- Домашнее задание выучить пословицу или поговорку о доброте.
Привлечь родителей к организации книжной выставки в группе
3. Итоговый этап: подведение итогов работы над проектом.
Создание картотеки ««Пословицы и поговорки о добре».
Создание картотеки «Стихи о доброте для детей».
Создание картотеки «Мирилки для детей дошкольного возраста».
Создание картотеки «Игры по социально-коммуникативному развитию в средней группе.
Создание картотеки «Игры и упражнения на развитие навыков общения».
Продукт проекта : «Что такое доброта?»
Фотовыставка «Мои добрые дела»
Викторина «Путешествие по сказкам»
Оформление «Дерева добра» с высказываниями детей о доброте.
Литература:
Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников : [3-7 лет] : методическое пособие / Р. С. Буре. - Москва : Мозаика-Синтез, 2011. - 76, [2] с. ; 24 см. - (Библиотека программы От рождения до школы. Образовательная область Социализация). - Библиогр. : с. 74-77 и в подстроч. прим.
Вераксы Н. Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с
Ларионова, С. О. Л25 Нравственное воспитание дошкольников в детском саду [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / С. О. Ларионова, Ю. А. Дзацило ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электр. дан. – Екатеринбург : [б. и. ], 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). ISBN 978-5-7186-1036-9
https://infourok.ru/prezentaciya-proekt-na-temu-nedelya-dobra-5669169.html