МААМ-картинки

Проект «Фольклор как средство развития речи старших дошкольников в условиях реализации ФГОС до»

Ирина Петровна
Проект «Фольклор как средство развития речи старших дошкольников в условиях реализации ФГОС до»

Пояснительная записка

Актуальность проекта :

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Публикация «Проект „Фольклор как средство развития речи старших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО“» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным и качественным процесс обучения и воспитания. Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста. Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования : на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Развитие речи у дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс в области речевого развития ребёнка, основными задачами образовательной деятельности является создание условий для формирования основы речевой и языковой культуры совершенствования разных сторон речи ребёнка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, скороговорки, сказки, потешки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, заклички и т. д.).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Актуальность работы определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка и загадка в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается высоким.

Проблема: недостаточный уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста владением устной речью: диалогической и монологической.

Цель проекта : Создание благоприятных педагогических условий для формирования связной речи у старших дошкольников средствами малых форм фольклора в совместной деятельности.

Задачи:

- Познакомить детей с разнообразными жанрами народного фольклора.

- Формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

- Учить скороговорки, используя наглядный материал (картинки).

- Учить отгадывать загадки методом анализа, сравнения, обобщения.

- Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

-Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами народного фольклора

-Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

- Воспитывать добрые отношения, отзывчивость, любовь и уважение к ближнему.

- Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Паспорт проектной работы :

Тип проекта : творческо-поисковый.

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, родители.

Вид проекта : долгосрочный (с октября 2019 по май 2020)

Интеграция образовательных областей

•Речевое развитие;

•Познавательное развитие;

•Художественно-эстетическое развитие;

•Социально-коммуникативное развитие;

•Физическое развитие.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:

•Заучивание потешек, прибауток, закличек; •Использование пословиц, загадок, поговорок; •Чтение художественной литературы; •Использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев; •Проведение русских народных игр; •Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности; •Применение игрушек и изделий народных промыслов; •Представление кукольного театра; •Разыгрывание сценок и эпизодов сказок; •Рассказ о народных обычаях и традициях; •Рассматривание иллюстраций о русском быте; •Беседы, вопросы, разъяснения.

Материально – техническое обеспечение:

Сборники произведений устного народного творчества, • «музыкальный уголок», оснащенный народными музыкальными инструментами, • «полочки красоты» с предметами декоративно – прикладного творчества и народными игрушками; шапочки – маски различных персонажей для инсценировок сказок и проведения народных подвижных игр, театры – кукольный, настольный, пальчиковый, магнитофон, телевизор, дидактические игры по познавательно – речевому развитию, картотеки народных подвижных игр, считалок, потешек, загадок, пословиц и поговорок.

Этапы реализации проекта :

1Этап - подготовительный.

- Постановка целей и задач, подбор литературы для детей старшего дошкольного возраста по устному народному творчеству;

2 Этап – основной.

- Авторская разработка календарно-тематического планирования и выполнение основных мероприятий, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями и педагогами. Разработка организации образовательной деятельности по развитию речи.

3 Этап – заключительный.

- Обобщение результатов работы, их анализ, формулирование выводов.

Календарно – тематическое планирование

Работа с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями

Месяц

Изучение темы «Использование загадки в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» Октябрь

2019

В течении года

1. Беседа «Что такое загадка»

2. Использование загадок на занятиях

3. Загадки в режимных моментах

4. Загадка в играх и развлечениях

5. КВН по загадкам Наглядно-текстовая информация (Буклет «Что такое загадка)

Анкетирование родителей Консультация «Загадки знать-ум развивать»

Создание картотеки загадок по лексическим темам

Роль сказки в речевом развитии старших дошкольников Ноябрь 2019

В течении года

1. Рисование по мотивам сказок

2. Д/и «Угадай сказку»

3. Чтение русских народных сказок(«Про Филю», Мороз Иванович», «Снегурочка», «Семь Симеонов», «Про Иванушку-дурочка»)

4. Игра-викторина: «Знаем ли мы русские народные сказки?».

5. Создание библиотеки русских народных сказок.

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Папка –передвижка «Сказка»

Составление картотеки по русским, мордовским, татарским народным сказкам

Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания

детей дошкольного возраста Декабрь 2019

В течении года

1. Проведение народных подвижных игр «Гуси-гуси», «Горелки», «Салки», «У медведя во бору», «Золотые ворота» и т. д.

2. Рисование «Моя любимая народная игра»

3. Беседа «Русский народный праздник «Новый год. Рождество»

Консультация «Влияние народной игры на речевое развитие дошкольников»

Круглый стол «Народные игры - как средство социализации детей» Составление картотеки «Народные игры»

Январь 2020

В течении года

Скороговорки для дошкольников

1. Знакомство со скороговорками

2. Проговаривание скороговорок в режимных моментах

3. Рисование скороговорок «Чтобы четко говорить, надо все изобразить».

4. Упражнения с мячом – передача мяча друг другу с проговариванием скороговорки (подкидывание, отбивание от пола).

5. Конкурс «Лучший чтец скороговорки» Совместное рисование родителей с детьми «Любимая скороговорка».

Памятка для родителей «Как заучивать скороговорки» Картотека скороговорок.

Консультация «Развитие речи детей с помощью скороговорок»

Пословицы и поговорки в речевом развитии детей Февраль 2020

В течении года

1. Знакомство с пословицей, изучение её смыслов.

2. Рисование по пословице.

3. Д\и «Соедини начало и окончание», «Исправь ошибку» «Подбери слово в рифму» «Назови пословицу к картинке»

4. Рассматривание картинок, подбор к ним соответствующих пословиц и поговорок

5. Инсценировка пословиц Папка-передвижка: «Яблоко от яблони далеко не падает». О традициях семейного воспитания

Консультация «Развивающий потенциал пословиц и поговорок». Консультация для воспитателей «Как учить детей понимать пословицы».

Составление картотеки пословиц и поговорок

Потешный фольклор (потешки, прибаутки, песенки, небылицы) Март 2020

В течение года

1. Заучивание наизусть понравившихся

2. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек

3. ООД «Широкая Масленица»

4. Хороводная игра «Веснянка»

5. Заучивание песни «Ой, вставала я ранешенько» Создание библиотеки красочных книг с потешками, прибаутками для детей. Составление картотеки потешек, прибауток, песенок, небылиц

Апрель 2020

Былина – вид русского фольклора

1. Рассматривание иллюстраций картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Баян», «Витязь на распутье»

2. Чтение былин (отрывок) о подвигах русских богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича

Консультация «Что такое былины» Подбор былин и выставка книг для дошкольников

Народно-декоративно прикладное искусство в устном народном творчестве Май 2020

1. Дидактические игры «Узнай по описанию»; «Раз матрешка, два матрешка»; «Подбери узор к платью барыни» и т. д.

2. Рассматривание иллюстраций Хохлома, гжель, дымковская роспись и т. д.

3. ООД «Путешествие по мастерским народных умельцев»

4. Праздники и развлечения «Осенины», «Рождество», «Широкая Масленица». Консультация «Народное творчество в жизни ребенка» Презентация В течение года

Результативность проекта :

• Повысился интерес к устному народному творчеству; дети используют в своей речи пословицы, поговорки, скороговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок, любят отгадывать и загадывать загадки.

• У детей возрос интерес к народной культуре, активизировалось познавательное и художественно-творческое развитие, сформировались задатки нравственных качеств.

• Произошли существенные качественные изменения в сфере эмоциональной отзывчивости детей при восприятии фольклора, представлениях детей о фольклоре, их знаниях о народных играх и традициях.

• Создана модель взаимодействия детского сада и семьи по использованию произведений детского фольклора в развитии дошкольников.

• Разработано перспективное планирование по использованию фольклора в работе с детьми подготовительной к школе группы.

Таким образом, фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, обогащает словарный запас, влияет на духовное, эстетическое и эмоциональное развитие дошкольников.

Список литературы

1. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки: популярное пособие для родителей и педагогов / Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. – Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2003. – 208с.

2. Капица Ф. С. Русский детский фольклор : Учебное пособие для студентов вузов/ Ф. С. Копица, Т. М. Колядич. - М. : Флинта: Наука, 2002.-320с.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2000г.

4. Борменкова Т. М. Русский фольклор в развитии речи детей. - М. :ТЦ Сфера, 2018.-128 с.

5. Интернет-источники.

Публикации по теме:

Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОСЛэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС «Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО». МБДОУ д/с № 27 г. Глазова УР является.

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет Работа социального педагога в ДОУ должна быть нацелена на продуктивное сотрудничество педагогов и семьи в деле воспитания детей, обеспечения.

Доклад с презентацией на тему «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 1 Тема нашего сегодняшнего семинара : «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 2 Позитивная социализация.

Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи»Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи» «Воспитывает все:люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Макаренко А. С.

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима»Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук "Зима" Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС» По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, «Речевое развитие».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Фольклор как средство развития речи старших дошкольников в условиях реализации ФГОС до»
Опубликовано: 24 января 2020 в 10:00
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД