Елена Николаевна Капустина
Проект «Хлеб — всему голова» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно – исследовательский; коллективный, долгосрочный дети 6 – 7 лет.
Проблема: что мы знаем о хлебе и для чего он нужен людям.
Цель – результат: совместно с взрослыми дети 6 – 7 лет, собирают информацию о том, откуда приходит хлеб на наш стол, умеют донести её до сверстников; постигают смысл изречений «Хлеб всему голова»,
Публикация «Проект „Хлеб — всему голова“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
«Хлеб – это жизнь»; знакомятся с производством хлеба на хлебозаводе; приобретают основы культуры мышления, умения и навыки исследовательского поведения: видят проблему, задают вопросы, выдвигают гипотезы, дают определения понятиям, классифицируют, наблюдают, делают выводы и умозаключения, доказывают и защищают свои идеи; свои знания, впечатления дети отражают в художественно – продуктивной деятельности: изготовлении книжек малюток, разучивании пословиц, поговорок, загадок, стихов, песен о хлебе, рисунках, поделках.
Материал: различные хлебобулочные изделия, иллюстрации, произведения художественной литературы, фотографии, изобразительные материалы, мультфильмы, музыкальные произведения.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
1 – й этап. Подготовительный.
Перед завтраком воспитатель обращает внимание детей на столы и просит сказать, чего же не хватает на накрытых столах. (Хлеба.) Перед детьми ставится вопрос: где взять хлеб? Дети предлагают разные варианты – в магазине, в ларьке. Воспитатель уточняет: «Где же можно взять хлеб в нашем детском саду?» (На кухне.) Педагог приносит хлеб.
После завтрака дети собираются в группе, воспитатель приносит подносы с различными хлебобулочными изделиями, предлагает рассмотреть их.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, откуда появился хлеб?
Дети: Из магазина, сделали из муки.
Воспитатель: А что такое хлеб?
Дети. Хлеб надо есть, из семечек вырастили.
Воспитатель. Из каких семечек?
Дети. Из хлебных.
Воспитатель. А что вы ещё можете рассказать о хлебе?
Дети. Его делают на хлебном заводе.
Воспитатель. Кто может рассказать пословицы, поговорки, стихи о хлебе?
В ходе беседы выясняется, что дети не имеют достаточной информации, о том, откуда к нам пришёл хлеб.
Воспитатель. А как вы думаете, ребята, где можно узнать всё о хлебе? (Сходить на завод, где делают хлеб, у продавца.)
А у кого ещё можно получить информацию? (Спросить у родителей.)
Показывает карточки – алгоритмы получения информации: «Подумать», «Спросить у взрослого», «Узнать из книг», «Поможет компьютер», «Посмотреть телевизор», «Понаблюдать» «Поэксперементировать».
Предлагает собрать информацию о хлебе, обратившись за помощью к взрослым.
2 – й этап. Сбор информации.
Дети с помощью родителей изготовляют книжки – малютки о хлебе, находят пословицы, поговорки о хлебе, учат стихи, рисуют.
Организация экскурсий.
1)Экскурсия в библиотеку.
Библиотекарь проводит тематическую беседу «От колоска до каравая», рассказывает об истории появления хлеба, о технологии выращивания зерна.
Используемая литература:
1. Митяев. А. В. Ржаной хлебушко – калачу дедушка. М. ,1990.
2. Алмазов Б. А. Наш хлеб. Л. ,1985.
3. Владимиров А. В. Земля на зёрнышке стоит. М1084.
4. Осипов Н. Ф. Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу, М. ,1997.
5. Дацкевич В. П. От зерна до каравая. М., 1985.
Затем дети с удовольствием смотрят мультфильмы «О девочке, которая наступила на хлеб» по сказке Г. Х. Андерсена.
По возвращении в детский сад дети обмениваются впечатлениями: рисуют, вспоминают пословицы, придумывают стихи, загадки, составляют алгоритм технологии хлеба.
2)Экскурсия к хлебным ларькам, находящимся недалеко от детского сада.
Дети рассматривают булочные изделия, покупают их, по возвращении в группу пробуют сладкую соломку, пряники и обмениваются впечатлениями о проведённой экскурсии.
Составляют книгу – рассказ о проведённой экскурсии (с помощью фотографий).
3 – этап. Поможем Красной Шапочке испечь пирожок для бабушки.
В группу к детям приходит Красная Шапочка. В руках у неё пустая корзина
Воспитатель и дети интересуются, почему она грустит.
Красная Шапочка. У меня заболела бабушка, мама печёт ей пирожки,
а я отношу. А сегодня мама ушла на работу и не смогла испечь пирожки.
А я не знаю, где можно взять пирожки.
Воспитатель. А ты помогала маме печь пирожки?
Красная Шапочка. Нет, я не знаю, как печь пирожки, я просто смотрела.
Воспитатель. Ребята, а мы можем с вами помочь Красной Шапочке? Как мы можем помочь?
Ребёнок. Мы можем напечь пирожков.
Воспитатель. А кто умеет делать пирожки?
Ребёнок. Я умею, меня бабушка учила.
Воспитатель просит детей выложить карточки с изображением продуктов, которые понадобятся для приготовления теста.
Дети подбирают карточки (мука, молоко, дрожжи, яйца, сахар, соль, масло сливочное, растительное). Воспитатель спрашивает про оставшиеся 2 карточки: почему не взяли их (карандаш, линейка).
Дети объяснили: эти предметы нужны для того, чтобы писать и измерять.
Затем воспитатель показывает на карточках алгоритм замешивания теста, каждую операцию проговаривает вместе с детьми:
1 – я карточка – наливаем молоко.
2 – я карточка – насыпаем сахар и соль.
3 – я карточка – кладём ложку сливочного масла.
4 – я карточка – добавляем яйца.
5 – я карточка – насыпаем дрожжи (1 чайную ложку).
6 – я карточка – просеиваем муку через сито и добавляем (1 стакан).
7 – я карточка – духовка (выпекаем).
Воспитатель предлагает детям, следуя этому алгоритму, замесить тесто.
По окончании читает стихотворение:
Если хочешь ты, дружок,
Скушать вкусный пирожок,
То тогда ты должен знать:
Надо тесто замешать.
Ты возьми яйцо, муку,
Начинай, я помогу.
Напечём мы пирогов,
Кушай, друг мой, будь здоров!
А. Потапова.
Красная Шапочка помогает кому-нибудь из ребят.
Тесто замесили.
Воспитатель (показывает карточку «Экспериментирование»). Что вы делали, ребята?
Дети. Экспериментировали.
Воспитатель (показывает следующую карточку «Наблюдение»).
Что будете делать?
Дети. Будем наблюдать за тестом.
После того как тесто подошло, дети лепят пирожки: разминают кусочек теста, закладывают начинку и защепляют края.
Воспитатель. Что же нужно делать дальше?
Дети. Положить на сковородку и отнести на кухню.
Дети приносят пирожки на кухню, повар объясняет им, что пирожкам необходимо постоять в тёплом помещении, а уже потом в духовку.
Готовые пирожки дети отдали Красной Шапочке и угостились сами.
Воспитатель. (обращаясь к Красной Шапочке). А теперь ты умеешь печь пирожки? Помогли тебе ребята?
Красная Шапочка благодарит ребят за помощь. Говорит, что очень помогли ей, угощается и уходит.
Итог всей работы – презентация своих знаний сказочному герою «Колобку».
Воспитатель сообщает ребятам, что сегодня к нам придёт необычный гость,
А кто это – они должны угадать (читает стихотворение из сказки «Колобок»).
На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок
Покатился… (колобок).
Ответы детей.
Вкатывается весёлый Колобок, здоровается с детьми.
Колобок. Колобок весёлый я!
Помогите мне, друзья,
Нужно мне решить вопрос,
Кто нам хлебушко принёс?
Из чего, я не пойму,
Люди делают муку,
Как потом из той муки
Пекут люди пироги,
Булочки и калачи.
Вы поможете, друзья,
Узнать, откуда взялся я?
А. Потапова.
Воспитатель. Ребята, а мы можем помочь Колобку?
Ответы детей.
Воспитатель. А чем мы можем помочь Колобку?
Дети. Расскажем всё, что знаем о хлебе.
Воспитатель. Давайте вспомним, как всё начиналось.
Воспитатель показывает первую карточку (наливаем молоко и т. д.)
Воспитатель. С чего начинается любое исследование?
Дети. С размышления, нужно подумать, что мы знаем об этом предмете; чтобы узнать больше, необходимо задать себе вопрос, где мы можем узнать о нём.
Воспитатель (читает стихотворение).
Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг,
Всё знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде,
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Р. Киплинг.
Выставляется карточка).
Ребёнок. Поэтому мы задали себе вопрос: где мы можем узнать что - то новое о хлебе?
Выставляется карточка «Спросить у другого человека».
Ребёнок говорит о том, как он попросил маму рассказать всё, что мама знает о хлебе, показывает книжку – малютку и делится информацией, полученной от мамы.
Несколько детей читают стихотворения, выученные с родителями.
Девочка рассказывает стихотворение – загадку, которое ей помогла найти воспитательница, а выучила она её вместе с мамой (показывает рисунок – отгадку).
Некоторые дети знают загадки о хлебе и просят Колобка и ребят отгадать эти загадки.
Мальчик знакомит всех рассказом (о том, как тяжело было в войну без хлеба).
Остальные дети рассказывают пословицы о хлебе.
Воспитатель. А я, ребята, знаю, что дети: Полина. Л. и Глеб. И. приготовили нам сюрприз.
Дети показывают книжку – раскраску о том, какие машины помогают в уборке хлеба, и загадывают загадки об этих машинах:
Чтобы груз я вам привёз,
Мне не нужен овёс,
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины.
Я лениться не привык.
Кто я, дети? (Грузовик.)
Бывают ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи: как называются
Такие чудеса?
(Дождевальная машина.)
Ходит с края на край,
Режет чёрный каравай.
Сзади ходит другой,
Сыплет солью золотой.
(Трактор и сеялка.)
Корабль – великан не по морю плывёт.
Корабль – великан по земле идёт.
Поле пройдёт – урожай соберёт.
(Комбайн.)
Ребёнок показывает карточку («книги») и рассказывает о том, что о хлебе можно узнать из книг, сходить в библиотеку. Сообщает, что узнали в библиотеке о хлебе. Рассказ сопровождается показом фотографий.
Выступает ребёнок и рассказывает о том, что он видел мультфильм о девочке, которая наступила на хлеб.
(Выставляется карточка «телевизор»)
Воспитатель. Просит поставить карточки мультфильма по порядку, так как они все перемешаны. Дети раскладывают карточки и рассказывают содержание мультфильма.
Девочка рассказывает, что она узнала о хлебе с помощью компьютера (выставляется карточка «компьютер»).
Следующий рассказ ребёнка о том, как ребята ходили в магазин, как затем эксперементировали и учились замешивать тесто и пекли пирожки для Красной Шапочки (выставляется карточка «экспериментирование», в это им помогали повара («выставляется карточка «повар»).
Дети замечают:
- Такой карточки у нас не было, мы её придумали сами.
Мы наблюдали за тестом, как оно подходит, дышит (выставляется карточка «наблюдение»).
Воспитатель (спрашивает у Колобка). А ты умеешь печь пирожки?
Колобок. Нет.
Воспитатель. Мы тебе подарим алгоритм замешивания теста, и ты тоже научишься печь пирожки.
Следующий ребёнок показывает песочное тесто, сделанное с мамой, и рассказывает о том, как он помогал маме делать это тесто и из чего можно испечь печенье.
Экспериментирование.
Воспитатель предлагает Колобку и ребятам раскатать тесто и с помощью различных формочек сделать печенье.
Выставляется карточка «спросить у музыкального руководителя».
Эту карточку дети придумали сами и разучили с музыкальным руководителем песню о хлебе.
Исполняется «Песня о хлебе».
Воспитатель (обращаясь к Колобку).
Получился у нас вот такой рассказ,
Про душистый хлеб ты узнал сейчас.
Наши мамы, бабушки дружно помогали,
Много интересного о хлебе рассказали.
И в библиотеке мы побывали,
Книжки о хлебе смотрели, читали.
Куда шофёр муку везёт, там стоит «Хлебозавод».
А потом - в магазин, там не только хлеб один,
Торты там, коврижки для Вани и Маришки.
А. Потапова.
- Помогли мы тебе, Колобок?
Колобок. Спасибо вам! Молодцы же вы, друзья!
Ведь теперь я точно знаю,
Рассказать вам обещаю:
Как, зачем и почему
Берут белую муку,
Как из белой той муки
Пекут хлеб и пироги,
И откуда мы потом
Калачи поесть берём.
Жаль, что путешествие
Подошло к концу!
Много интересного с собой я унесу!
А. Потапова.
Колобок прощается с ребятами, дети берут противни с печеньем
и идут на кухню.
Используемая литература:
1. АлёшинаН. В. ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью: старшая группа Н. В. Алёшина. - М. ,2001.
2. Коноваленко В. В Развитие связной речи /В. В Коноваленко, С. В. Коноваленко – М. ,2000.
3. Тарабарина Т. И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки / Т. И. Тарабарина, Н. В. Ёлкина. – Ярославль, 1997.
4. Занимательное азбуковедение. Волгоград,2005.
5. Хрестоматия для детей дошкольного возраста. – М. ,1990.
6. Савенков, А. И. Как научить дошкольника приобретать знания / А. И Савенков. – Ярославль, 2002.