Лучший педагог года

Проект «Инклюзион — развитие системы дополнительного образования»

Галина Калмыкова
Проект «Инклюзион — развитие системы дополнительного образования»

1. Проект (программа).

Инновационный проект «Инклюзион – развитие системы дополнительного образования»

2. Введение.

Приоритетным направлением государственной политики в сфере образования является создание вертикали непрерывного, доступного, качественного образования для всех категорий детей на всех этапах их развития. Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» предусмотрено создание условий, позволяющих детям с особыми образовательными потребностями получать качественное доступное дополнительное образование. К 2024 году программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий, должно быть охвачено до 70% детей с ОВЗ.

Публикация «Проект „Инклюзион — развитие системы дополнительного образования“» размещена в разделах

В Надымском районе по состоянию на 01.10.2019 года насчитывается 132 ребенка с особенностями здоровья школьного возраста и 38 детей с особенностями здоровья дошкольного возраста. Из них с умственной отсталостью – 34 ребенка, задержкой психического развития – 27, нарушениями опорно-двигательного аппарата – 11, расстройствами аутистического спектра и тяжелыми нарушениями речи – 9, с различными категориями заболеваний, обучающихся по общеобразовательным программам – 80. В целом программами дополнительного образования охвачено 34% от общего количества детей с особенностями здоровья. Ежегодно численность детей, нуждающихся в услугах дополнительного образования, увеличивается.

В Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр развития творчества «Созвездие» до 2018 работа с детьми с особенностями здоровья проводилась в основном только в рамках индивидуальной работы на дому. С 2018/2019 учебного года была введена адаптированная программа очной формы для группы детей с особенностями здоровья. В настоящий момент в Центре реализуется 8 адаптированных программ дополнительного образования, из них 5 индивидуальных. Количество детей, обучающихся по данным программам составляет 21 человек (16%, что является не достаточным при имеющемся количестве детей с ОВЗ и детей-инвалидов в Надымском районе.

Актуальным становится пересмотр системы дополнительного образования с точки зрения обновления его содержания, повышения качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в различных формах (дистанционной, сетевой, как эффективного пространства для успешной самореализации и социальной интеграции детей с особенностями здоровья.

Предлагаемый проект «Инклюзион – развитие системы дополнительного образования» направлен на обновление содержания образовательного процесса с детьми категории ОВЗ и детьми-инвалидами.

Развитие системы дополнительного образования в понимании специалистов Центра «Созвездие»это:

- расширение спектра современных дополнительных образовательных программ для детей с особенностями здоровья как адоптированных, так и общеобразовательных,

- внедрение вариативных форм получения дополнительного образования для обозначенной категории детей (очные, индивидуальные, заочные с применением дистанционных технологий, сетевые и пр. ,

- обеспечение процесса индивидуализации образовательной траектории для детей различных нозологических групп через деятельность психолого-педагогического консилиума Центра,

- психолого-педагогическое консультационное сопровождение как ребенка с особенностями здоровья, так и его семьи в процессе получения дополнительного образования в различных форматах (очное консультирование, выездная очная консультация по месту жительства родителя, дистанционная консультация посредством телефонной связи, интернет - соединения, интернет платформы «Про. поддержка»).

Цель проекта – создание условий для обеспечения доступности и повышения качества дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, их успешную самореализацию и социальную интеграцию.

Задачи проекта :

1. Внедрить в практику реализацию дополнительных программ (как адаптированных, так и общеобразовательных) по художественной, социально-педагогической, технической направленностям для детей с особенностями здоровья.

2. Предоставить вариативные формы получения дополнительного образования для обозначенной категории детей (очные, заочные с применением дистанционных технологий, индивидуальных, сетевых и пр.).

3. Содействовать психолого - педагогической поддержке семей как полноправного участника образовательного процесса с ОВЗ.

4. Обеспечить гибкость индивидуальной образовательной траектории для детей различных нозологических групп через деятельность психолого-педагогического консилиума.

Основная идея проекта заключается в создании условий для увеличения количества детей с ОВЗ и детей-инвалидов в системе дополнительного образования через обеспечение вариативности дополнительных программ и дифференцированных условий (оптимальный режим нагрузок, вариативные формы получения образования, в том числе дистанционные, сетевые и пр.) их освоения.

Новизна проекта заключается в организации процесса дополнительного образования с использованием :

- современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, предполагающих предоставление услуг в дистанционном формате, очном формате с привлечением социальных партнеров, сетевые формы,

- современного мультисенсорного оборудования (нумикон, куборо, гибкий конструктор и пр., адаптированных настольных спортивных игр (бирпонг, джаколло, шафлборд, новус, кульбутто, крокинхолл, бочча и пр., оборудования для 3Dинга и технического творчества,

- психолого – педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории посредством деятельности психолого – педагогического консилиума.

При реализации проекта основной опорой становится принцип центрированности. Он предполагает вовлечение в реализацию не только детей, но и родителей для достижения более высокого результата. В образовательный процесс будет включена и семья ребенка с особенностями здоровья. Для родителей будут созданы условия в получении консультационных услуг в отношении динамики его развития в выбранных условиях обучения, любых других волнующих семью аспектах воспитания в Консультационном центре «Созвездие», а при необходимости - в условиях независимой консультации.

3. Основная часть.

Значительный вклад в процесс практической реализации идей новой образовательной стратегии вносит система дополнительного образования.

Дополнительное образование предоставляет ребенку с особенностями здоровья реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему «ситуацию успеха».

Большой вклад в процесс становления современных идей дополнительного образования внесли исследования А. Г. Асмолова, В. А. Березиной, А. К. Бруднова, О. С. Газмана, В. А. Горского, Е. Б. Евладовой, О. Е. Лебедева, М. Н. Поволяевой и др. Различным аспектам дополнительного образования детей с особенностями здоровья посвящен ряд диссертационных исследований Малофеева Н. Н., В. И. Аксельрод, А. В. Золотарева, Н. И. Фуникова.

Дополнительное образование в современном контексте своего развития должно продолжать формировать образовательную и социальную среду, которая будет максимально содействовать успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями. Наша задача обеспечить обновление содержания своей работы, изменение образовательной среды и подходов к построению образовательного процесса, чтобы не ребёнок подстраивался под систему образования, а система – под ребёнка.

Целевые группы проекта :

- дети с особенностями здоровья в возрасте от 5 до 18 лет включительно;

- педагоги дополнительного образования, реализующие программы различной направленности;

- педагоги-психологи, социальный педагог, логопед Консультационного центра МОУ ДО «ЦРТ «Созвездие»;

- родители детей с особенностями здоровья;

- партнеры, заинтересованные во взаимодействии в рамках реализации проекта

Сроки реализации проекта : проект рассчитан на 1 год март 2020г. – март 2021г., с учетом окончания основного этапа реализации проекта в декабре 2020 года.

План реализации проекта

№ п/п Основные мероприятия

Сроки Результат Показатели Продукты

1. Организационный (подготовительный) этап (март – сентябрь 2020г.).

1.1 Создание и организация деятельности рабочей группы проекта В течение всего периода реализации проекта

Создана и осуществляет свою деятельность Рабочая группа в количестве 4 человек с целью координации хода реализации проекта - полнота реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

- доля родителей (законных представителей, удовлетворенных условиями и качеством предоставляемой образовательной услуги

- количество социальных партнеров, привлеченных к реализации проекта

- доля педагогов дополнительного образования прошедших курсы повышения квалификации Утвержденный состав рабочей группы (директор, заместитель директора, методист, руководитель Консультационного пункта, протокол заседания рабочей группы

1.2 Разработка пакета локальных нормативных документов, регламентирующих деятельность участников проекта Март - май 2020г.

Подготовлен нормативно правовой документ, регламентирующий деятельность участников проекта Приказ МОУ ДО «ЦРТ «Созвездие» о реализации проекта.

1.3. Разработка учебно-методического комплекса проекта Май – сентябрь 2020г. Обеспечена образовательная составляющая проекта : разработаны адаптированные программы, обозначены дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для включения в них детей с особенностями здоровья. Адаптированные программы 9 шт. по художественной, социально- педагогической: «СТАРТ: спорт, театр, арттерапия, развитие, творчество«, «Калейдоскоп», «Учимся. Играем. Развиваемся», «Арт-практикум», «Волшебные куклы», «Занимательная Пертра», «Радужная мастерская, «Пробуждение творчества», «Мастерская без границ».

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для включения в них детей с ОВЗ: Фаблаб, Авиамоделирование, Эколого-прикладной дизайн, Английский для малышей, Вдохновение и пр.

1.4 Подготовка дистанционной платформы для осуществления образовательной деятельности по адаптированным образовательным программам в дистанционном формате Май – октябрь 2020 Дистанционная платформа готова: создан раздел для вгружения программного материала. Дополнительные программы «Калейдоскоп», «Учимся. Играем. Развиваемся», «Арт-практикум».

1.5. Создание нормативно-правовой базы деятельности психолого – педагогического консилиума В течение всего периода реализации проекта Обеспечено методическое сопровождение образовательного процесса.

Утвержденный состав психолого-педагогического консилиума.

Положение о деятельности психолого – педагогического консилиума Центра.

1.6. Определение спектра социальных партнеров, деятельность которых коррелирует с целями и задачами проекта Март – сентябрь 2020 Определены основные социальные партнеры для взаимодействия в рамках проекта. Реестр социальных партнеров.

1.7. Организация взаимодействия с социальными партнерами в рамках проекта. Сентябрь октябрь 2020 Организовано сетевое взаимодействие «Центр – СОНКО», «Центр – школа» и др. Разработан план совместных мероприятий. Договора/соглашения о сотрудничестве

План мероприятий.

1.8. Организация повышения квалификации педагогов дополнительного образования по направлению организации образовательного процесса с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами. Май - сентябрь 2020г. Обновление компетенций педагогов дополнительного образования в области образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами Сертификаты/удостоверения/справки о прохождении обучения 6 шт.

1.9. Обеспечение образовательного процесса современным оборудованием Май – сентябрь 2020г. Подготовлены и заключены финансовые договора на приобретение и поставку современного оборудования. - количество приобретенного оборудования Приобретено оборудование: настольные спортивные игры – 14 шт., мультисенсорное оборудование (Нумикон, Куборо, гибкий конструктор «Wave Play» и пр., оборудование для 3Dинга и технического конструирования – 20 шт., оборудование для театральной деятельности.

1.10 Организация информационного сопровождения реализации проекта. В течение всего периода реализации проекта Обеспеченность раздела сайта необходимыми информационными материалами. - количество информационных и методических материалов, размещенных на сайте Создан раздел «Инклюзион» на официальном сайте организации, на сайте «Про. поддержка», ссылки

2. Основной этап (сентябрь 2020г. – декабрь 2020г.).

2.1. Деятельность психолого-педагогического консилиума: проведен стартовый, промежуточный, итоговый мониторинг качества освоения программного материала ребенком с особенностями здоровья, внесены изменения в индивидуальный образовательный маршрут (при необходимости). В течение всего периода реализации проекта Обеспечен гибкий образовательный процесс реализации дополнительных образовательных программ для детей различных нозологических групп: организована и проведена диагностика учащихся, выявлены актуальные и резервные возможности развития ребенка, даны рекомендации по разработке индивидуальной образовательной траектории учащегося, отслеживается динамика развития ребенка на всех этапах реализации программы.

- увеличение доли детей с ОВЗ и детей-инвалидов вовлеченных в систему дополнительного образования;

- доля родителей (законных представителей, удовлетворенных условиями и качеством предоставляемой образовательной услуги;

- полнота и качество реализации адаптированных дополнительных программ;

- количество родителей, получивших консультационные услуги,

- количество мероприятий различного формата, с привлечением детей с особенностями развития, социальных партнеров и пр. Заключение психолого-педагогического консилиума на каждого ребенка с особенностями здоровья (карта развития ребенка).

Диагностический инструментарий.

Индивидуальный образовательный маршрут.

2.2. Комплектование учебных групп по адаптированным дополнительным программам, а также по дополнительным общеобразовательным программам. Сентябрь 2020г. Формирование учебных групп по различным формам обучения: очная, заочная с применением дистанционных образовательных технологий, сетевая и пр. Приказ о зачислении обучающихся в учебные группы детей с особенностями здоровья по различным направленностям и формам обучения

2.3. Организация образовательного процесса для детей с особенностями здоровья посредством дополнительных образовательных программ Сентябрь – декабрь 2020г, январь – май 2021г. Создана образовательная и социальная среда, которая содействует социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Презентация творческих и иных проектов, созданных обучающимися в процессе обучения по программам различных направленностей

2.4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с особенностями здоровья (обеспечение участия всех детей, независимо от степени выраженности нарушений, в воспитательных, культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах, акциях, фестивалях и пр., в том числе с привлечением социальных партнеров. Октябрь 2020г. – май 2021г. Обеспечено участие детей с особенностями здоровья (не менее 65% от количества обучающихся в Центре) в различных конкурсных мероприятиях, фестивалях и пр.

Проведены мероприятия с социальными партнерами: Арт-продленка, Парк полезного времени, ЗА-ДЕЛО (творческое пространство для обучения ремеслам) и пр. Презентация творческих продуктов, созданных в процессе мероприятий как детьми, так и взрослыми

2.5. Организация и предоставление консультационных услуг семьям с детьми с особенностями В течение всего периода реализации проекта по необходимости Семьи с детьми с особенностями здоровья имеют возможность получения консультационной помощи по различным вопросам обучения, развития и воспитания своих детей здоровья в различных форматах (очная консультация, выездная очная консультация, дистанционная консультация). Оценка качества предоставленной услуги

3. Заключительный этап (декабрь 2020г. - март 2021г.)

3.1. Анализ результатов реализации проекта. Декабрь 2020г. Подготовлен аналитический отчет о результатах реализации проекта количество информационных материалов, размещенных в СМИ Аналитический отчет о реализации проекта

3.2. Презентация итогов работы, информационная деятельность по распространению и обобщению итогов проекта Январь – март 2021г. Подготовлены информационно – методические материалы по итогам реализации проекта Размещение статьи об опыте реализации проекта в СМИ. Ссылки на размещенные информационные материалы.

Используемые и необходимые ресурсы проекта

Наименование ресурсов Используемые ресурсы

Необходимые ресурсы

Кадровые ресурсы

Педагогические кадры (9 чел. – методист, педагоги дополнительного образования, инженер - электроник, руководящие кадры (2 чел. – директор, заместитель директора по УВР). Все педагоги имеют достаточный опыт и квалификацию, необходимые для реализации проекта : 6 педагогов имеют курсы повышения квалификации по организации образовательного процесса с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами. 3 педагога имеют опыт работы с детьми ОВЗ более 3 лет. Педагог-психолог 5, социальный педагог, педагог с дефектологическим образованием

Научно – методическое обеспечение

Информационные материалы и нормативные документы организации дополнительного образования, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Дополнительные адаптированные программы для реализации в различных форматах.

Материально – технические ресурсы

Интерактивная песочница – стол «Полянка», набор психолога «Пертра», детский сенсорный стол, комплекс для коррекции психоэмоциональных расстройств, логопедический интерактивный комплекс «Теремок», парта логопедическая, программно-тренажерный комплекс "ПБС-БОС" пятиканальный, комплект микрофонов для развития речевых навыков для детей с нарушением слуха, комплект устройств для синхронизации визуально-слухового восприятия "Говорящий фотоальбом" для детей с нарушением слуха, акустическая настенная тактильная панель, интерактивный развивающий домик, техническое оборудование для занятий техническим творчеством, детская игровая мебель Эскиз №10, комплект детской мягкой мебели уголок отдыха, стол дидактический с набором игрушек. Настольные адаптивные спортивные игры, мультисенсорное оборудование (Нумикон, Куборо, гибкий конструктор «Wave Play» и пр., оборудование для 3Dинга и технического конструирования, оборудование для театральной деятельности.

Описание позитивных изменений в результате реализации проекта.

Реализация проекта обеспечит достижение следующих основных эффектов и результатов для различных целевых аудиторий.

1. Для обучающихся и их родителей:

- обеспечена возможность выбора дополнительной программы в зависимости от потребностей, возможностей и желаний ребенка с особенностями здоровья;

- родители с детьми с особенностями здоровья имеют возможность получения консультационной помощи по различным вопросам обучения, развития и воспитания своих детей;

- обеспечение возможностей детей получения знаний по различным направленностям: техническая, художественная, социально - педагогическая и пр. как по адаптированным программам, так и по дополнительным общеобразовательным программам Центра;

- обеспечены дифференцированные условия - вариативные формы получения образования и специализированной помощи.

2. Для образовательной организации :

- предоставление вариативности дополнительных образовательных программ;

- налаживание сотрудничества, как с другими образовательными организациями, так и с социально ориентированными некоммерческими организациями («Центр – СОНКО», «Центр – общеобразовательная организация» и пр.);

- расширение границ образовательного пространства.

3. Для системы образования :

- увеличение количества детей с ОВЗ, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, в том числе с использованием дистанционных технологий,

- накопление новых образовательных практик и возможность их передачи в другие образовательные организации.

Количественные показатели реализации проекта.

Динамика целевых индикаторов и показателей эффективности реализации проекта/ Наименование индикаторов Базовые значения 2020

декабрь 2021

Количество детей ОВЗ и детей-инвалидов, охваченных программами дополнительного образования 30 50 80

Количество педагогов, прошедших профильное обучение в целях освоения новых профессиональных компетенций (семинары, конференции, курсы повышения квалификации и пр.) 3 6 9

Количество совместных с социальными партнерами мероприятий в рамках проекта 1 3 9

Количество созданных детских проектов в рамках образовательных программ 3 15 30

Уровень удовлетворенности родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов условиями и качеством образовательных услуг (%) 95,6% 95,65% 95,6%

Для оценки эффективности реализации проекта мы используем систему целевых показателей :

1. Достижение количественных результатов.

2. Оценка качества реализации образовательной программы в рамках проекта. 3. Количество продуктов, запланированных (реализованных по факту) в ходе реализации проекта.

Риски реализации проекта и возможные пути решения

Возможные риски Возможные варианты устранения

Отсутствие желающих из категории лиц с ОВЗ и дети инвалиды обучаться по программам дополнительного образования Проведение разъяснительной работы среди потенциальных обучающихся из числа лиц с ОВЗ и детей-инвалидов и их родителей с помощью различных информационных каналов: теле- радио-эфиры, интернет (социальные сети, открытые площадки, индивидуальные консультации и пр.

Бизнес-план проекта

Для реализации проекта необходима сумма в размере 515 000,00 рублей., из которых 500 000,00 - средства регионального гранта – приобретение мультисенсорного оборудования, адаптированных спортивных игр, базового робототехнического набора, оборудования для 3Dинга, оборудования для театральной деятельности). 15 000,00 рублей из средств Центра, полученных от реализации услуг, оказанных на платной основе сверх муниципального задания – организация повышения квалификации педагогов дополнительного образования.

Наименование расходов/источник финансирования Перечень приобретаемых оборудования/услуг и пр. Сумма Обоснование необходимости

Приобретение учебного оборудования и сопутствующие расходы/ средства Гранта 1. Мультисенсорное оборудование: Нумикон, Куборо, гибкий конструктор и пр. 184 000,00 Оборудование позволит расширить спектр программ художественной, социально-педагогической, технической направленностей для детей с особенностями здоровья

2. Адаптированные спортивные игры 181 000,00

3. Базовый робототехнический набор 92 000,00

4. Оборудование для 3D инга: 3D ручки 27 000,00

5. Оборудование для театральной деятельности 16 000,00

Организация повышения квалификации педагогов дополнительного образования/ внебюджетные средства (за счет платных услуг учреждения) 1. Курсы повышения квалификации по направлению организации образовательного процесса с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами. 15 000,00 Квалифицированное сопровождение образовательного процесса детей с особенностями здоровья

ИТОГО 515 000,00

4. Заключение.

Таким образом, реализация проекта позволит создать эффективную систему оказания услуг дополнительного образования детям с особенностями развития и их родителям, направленную на достижение доступности и качества дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, их социальную интеграцию, успешную самореализацию в различных сферах жизни.

Важной перспективой развития проекта станет модернизация инфраструктуры нашего учреждения для обучающихся с особыми образовательными потребностями, что позволит нам оказывать услуги на новом качественном уровне.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия»Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия» .

Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколенияДополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения Внедрение дополнительного образования в ДОУ позволяет создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей детей,.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Праздничный концерт кружков дополнительного образования. ФотоотчётПраздничный концерт кружков дополнительного образования. Фотоотчёт Традиционно в конце учебного года в нашем детском саду на главной сцене проходит отчётный концерт кружка дополнительного образования.

Проект дополнительного образования. «Знакомство с творчеством В. Сутеева» Введение Все дети любят книги с картинками. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Семейные детские сады — одна из форм системы дошкольного образованияСемейные детские сады — одна из форм системы дошкольного образования Как социальный педагог дошкольного отделения гимназии хочу вам рассказать о семейных детских садах. 30 октября 2007 г. вышло постановление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Инклюзион — развитие системы дополнительного образования»
Опубликовано: 4 марта 2020 в 08:39
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД