Лучший педагог года

Проект «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Оксана Вильданова
Проект «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Сказка»

Проект : «Инклюзивное образование детей с ОВЗ

в условиях реализации ФГОС»

Педагог-психолог

Вильданова Оксана Александровна

2020г

Пояснительная записка.

Публикация «Проект „Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах

Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который обеспечивает доступ к обучению для всех, в то числе и для учащихся с ограниченными возможностями. Это направление является самым активно развивающимся в учебно-воспитательной практике и позволяет детям с ОВЗ получить более качественное образование и комфортнее адаптироваться к социуму. Инклюзивное образование дает возможность всем в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. Принципами инклюзивного обучения являются : ценность личности, право на общение, разнообразие обучения, контекст реальных взаимоотношений и другие. Другим условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования. Дети с ОВЗ – неоднородная по составу группа школьников. Дети с ОВЗ – дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм (РДА, с задержкой и комплексными нарушениями развития, в том числе дети-инвалиды.

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью

непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного

воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в

подготовке их к школе.

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах

дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей

каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы

трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень

часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого

развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов,

незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком,

тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а

также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития.

Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.

Актуальность проблемы

Актуальность данной темы заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.

Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.

В нашем МБДОУ общеразвивающего вида «Сказка» вводится инклюзивное образование. В результате такой целенаправленной работы можно наладить взаимоотношения со всеми детьми, потому что наши педагоги понимают, что они нужны детям. Именно при общении с такими детьми стало понятно о возрастающей необходимости совместной работы и педагога, и психолога, и медика, которую нужно плодотворно использовать в деятельности. Ведь только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать гармоничную всестороннее развитую личность.

Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Необходимо отметить, что для отечественной педагогики понятие инклюзивного образования не является чем-либо абсолютно чуждым и неприемлемым. Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Теория и практика проблемного обучения разработана в российской педагогике достаточно широко и на сегодняшний день находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.

Цели и основные составляющие инклюзивного образования :

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

Для реализации поставленных задач и получения положительных результатов, необходимо очень хорошо потрудиться, а еще потребуется немало финансовых вложений. И только тогда, это даст хороший достойный социальный эффект:

- повышение степени доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов;

- обеспечение успешной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социум, его социализацию и интеграцию;

- повышение нравственного эффекта образования;

- повышение качества образовательного процесса путем использования технологий индивидуально – дифференцированного обучения.

Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования заключаются в следующем:

- проблема неприятия детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);

- проблема непринятия идеологии инклюзивного образования;

- трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с ОВЗ;

- нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;

- неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;

- трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

Пути решения проблем, связанных с инклюзивным образованием.

Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует научиться успешно решать проблемы:

- каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;

- необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;

- лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению совместно с обычными детьми;

- детям с ОВЗ необходимо создать условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения особых потребностей, что повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

Преимущества инклюзивного образования :

1. Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных учреждениях.

2. В инклюзивной среде при взаимодействии со своими здоровыми сверстниками у детей с ограниченными возможностями улучшаются навыки коммуникации.

3. В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков и достижений.

4. В инклюзивных группах дружба между детьми с особенностями (и без особенностей) становится более обычным делом, а воспитатели играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.

В нашей стране реализация модели инклюзивного образования поддерживается современной государственной образовательной политикой РФ, закреплена в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009)». Дети с особыми потребностями стали появляться в массовых школах и детских садах. Реформа, которая предусматривает совместное обучение, запущена многоступенчатым механизмом. В этом механизме важную роль занимают дети. Родители так же находятся в этом процессе и готовы приложить немало усилий. Родителям не всегда хватает знаний, навыков, но у них есть мотивация, у них есть желание и стремление помочь своим детям.

Ребенок с ОВЗ имеет право на общение со сверстниками. И если для родителей нормотипичного ребенка детский сад - это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приобретая навыки для жизни.

Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории.

Дети - это будущие члены общества. И если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.

Ресурсное обеспечение проекта

Обеспечение успешности реализации «Модели дошкольного учреждения инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями :

Материально-техническая база:

- кирпичное двухэтажное здание, рассчитанное на 120 воспитанников. Имеются следующие функциональные группы помещений: вестибюль; помещения:

- общего образования, включающие игровые комнаты и спальни для воспитанников, полностью оборудованы и укомплектованы.

- кабинеты, оснащенные информационными технологиями и техникой;

- физкультурно-оздоровительный (спортивный зал).

- музыкально-оздоровительный (музыкальный зал);

- административно – бытовые (кабинет заведующего, старшего воспитателя, делопроизводителя);

- хозяйственного обслуживания.

Во всех основных помещениях предусмотрено естественное освещение.

Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, 4 умывальника.

В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.

Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование:

учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Дошкольное учреждение обеспечить в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2019-2020 учебный год.

Кадровый состав:

Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%. Имеют: Высшее образование – 80 %, среднее специальное – 20%. Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Стратегия достижения поставленной цели:

Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:

Первый этап (с 01.05.2020-03.08.2020) - создание инициативной группы воспитателей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.

Второй этап (с 03.08.2020-02.11.2020) – диагностические мероприятия, создание группы воспитанников с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри дошкольного учреждения, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.

Третий этап (с 02.11.2020-25.05.2021) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии воспитателей, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Работа методической службы по созданию условий для процесса инклюзивного обучения и воспитания. Сбор материала для мониторинга результатов обучения воспитанников данной категории.

План реализации проекта

«Обучение и социализация детей с ограниченными

возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» МБДОУ "Сказка"на 2019-2020 учебный год

Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:

1. Повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;

2. Материально-техническое и организационное обеспечение;

3. Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

4. Создание в дошкольном общеобразовательном учреждении толерантной среды.

Дошкольное образовательное учреждение с инклюзивной группой решает следующие задачи:

1. Создание единой психологически комфортной образовательной среды для дошкольников, имеющих разные стартовые возможности;

2. Обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации дошкольников с особенностями развития на этапе дошкольного воспитания и обучения;

3. Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

4. Преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

5. Постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

6. Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья дошкольников;

7. Социально-трудовая адаптация дошкольников с особыми образовательными потребностями.

№/№ Мероприятия Исполнители 2020/21

1. Внесение изменений в уставы и локальные акты дошкольного учреждения Администрация Август 2020г.

2. Внесение изменений в штатное расписание ДОУ Заведующий Август 2020г.

3. Разработка и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития дошкольного образовательного учреждения Администрация Август 2020г.

4. Создание компьютерной базы данных дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год Администрация Сентябрь 2020г.

5. Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ДОУ Старший воспитатель Сентябрь 2020г.

6. Создание сетевого взаимодействия ДОУ с ЦВР, разработка планов совместной работы ДОУ, заключение договоров Администрация ДОУ Сентябрь-декабрь 2020г.

7. Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития дошкольников, нуждающихся в инклюзивном образовании Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед 2020-2021 уч. год

8. Создание и организация работы творческой

группы по инклюзивному образованию Администрация, педагогический коллектив Май- август 2020уч. год

9. Организация и проведение педагогических советов «Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями», «Современные возможности организации инклюзивного образования в дошкольном общеобразовательной учреждении», мастер-классы по вопросам инклюзивного образования «Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации воспитательно-образовательного процесса» Администрация, педагоги группы «Кораблик», педагог-психолог, учитель-логопед январь- май 2020уч. год

10. Изучение и обобщение опыта работы воспитателей по системе инклюзивного образования Администрация, воспитатели. 2020-2021 уч. год

11. Проведение заседаний дошкольных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ДОУ Администрация, руководители МО 2020-2021 уч. год

12. Организация досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов (кружковая работа) Педагоги ДОУ 2020-2021 уч. год

13. Анализ годового плана ДОУ с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами. Администрация, руководители МО, воспитатели Март 2020г.

14. Укрепление материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования Администрация 2020-2021 уч. год

15. Разработка и принятие ежегодных планов сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед Сентябрь 2020г.

16. Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью сверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте Администрация 2020-2021 уч. год

17. Участие педагогической и родительской общественности в мероприятиях «Планета Земля- наша дружная семья», «От улыбки станет всем светлей», «Вместе весело шагать» в рамках программы инклюзивного образования Администрация, воспитатели, инструктор по физической культуре 2020-2021 уч. год

18. Организация работы совета учреждения, родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии. Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед 2020-2021 уч. год

19. Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования Администрация, педагоги 2020-2021 уч. год

20. Организация работы по информированию родителей о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед Декабрь 2020- апрель 2021уч. год

21. Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования Администрация 2020-2021 уч. год

22. Организация работы дошкольного психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед, мед. сестра 2020-2021 уч. год

23. Участие в конкурсах творчества воспитанников на различных уровнях. Старший воспитатель 2020-2021 уч. год

24. Составление индивидуальных программ сопровождения воспитанников с особенностями психофизического развития. Педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед Август – сентябрь 2020

25. Проведение коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели 2020-2021 уч. год

26. Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий. Педагог-психолог, учитель-логопед, Сентябрь 2020 – январь 2021уч. год

Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам полугодий с целью диагностики и динамики развития воспитанников. В практической деятельности планируется взаимодействие с дошкольными учреждениями в г. Морозовске и методистами ресурсного центра, а так же с Гимназией №5.

Практическая значимость результатов проекта

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.

2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.

4. Обучение станет более доступным для дошкольников, испытывающих проблемы в здоровье.

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.

6. Воспитанники дошкольного учреждения приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

Список литературы:

1. Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна // Альманах ИКП РАО – 2007. – №11.

2. Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование : генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». – 2010. – №4 (40)

3. Темникова Е. Ю. Готовность педагогов к реализации инклюзивного образования в свердловской области // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LV междунар. науч. -практ. конф. № 8(54). – Новосибирск: СибАК, 2015.

4. Голиков Н. А., Ребё нок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление. Дети с особой миссией / Н. А. Голиков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2015. – 428 с. – ISBN 978-5-222-23833-2.

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОСТворческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС "Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС". С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима»Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук "Зима" Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства - очень.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Опубликовано: 2 марта 2020 в 20:20
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД