Татьяна Лобанова
Проект «Использование ресурса музыкально-игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ресурса музыкально-игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Тип проекта : творческий
Вид проекта : краткосрочный (5 недель)
Участники проекта : Дети 2-3 лет, педагоги, родители воспитанников.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Использование ресурса музыкально-игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
Ученые отмечают, что адаптация – сложный процесс приспособления организма, который происходит психологическом уровне и приводит либо к позитивному, либо к негативному результату (стрессу). Проблема адаптации человека всегда интересовала научную общественность и относится к числу фундаментальных как в психологии, так и во многих других областях научного знания.
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ является особо актуальной, так как все больший процент детей рождается с ослабленным здоровьем и условно сформированной готовностью системы врожденных адаптационных механизмов. В период адаптации взрослым необходимо поддержать эмоциональный тонус ребенка. Огромный вклад в облегчение адаптации вносит музыкальная деятельность, и в частности, музыкально-игровая форма деятельности. Так как в раннем возрасте ведущий вид деятельности – предметно-манипулятивная (детей привлекают предметы, игрушки, игра выступает средством, помогающим стимулировать малыша, снизить его психоэмоциональное напряжение, и т. о. облегчить период адаптации. Учитывая данные обстоятельства, мной была начата работа по данной теме.
В настоящее время высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы. Важным событием стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Одной из базовых ценностей этого документа (ФГОС ДО) является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Но здесь возникает проблема - ребенок в адаптационный период находится в состоянии психического и эмоционального напряжения, что может привести к замедлению темпа психофизического развития.
Цель проекта :
Создать в стенах детского сада для вновь пришедших детей особую атмосферу, основанную на создании эмоционально комфортных условий для каждого малыша.
Ожидаемые результаты:
Дети:
Безболезненная адаптация в стенах детского сада Ведь для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия. И здесь уникальным ресурсом решения проблемы выступает музыка и момент её появления в жизни и развитии ребенка. Использование этого ресурса, системного подхода в организации адаптации детей – позволит детям значительно легче перенести период адаптации.
Родители:
Повышение педагогической компетенции родителей.
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный этап:
1. Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу на тему:
“Особенности развития предметно-отобразительной игры детей младшего возраста”.
3. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
4. Подбор игрушек.
5. Беседа - консультация с родителями на тему: «песенки-потешки».
II. Основной этап реализации проекта :
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
План реализации проекта :
Мероприятия с детьми Мероприятия с родителями Обогащение предметной среды
ОД:
Развлечения:
«В гостях у бабушки Варварушки»
«Идём в гости к Пете-петушку»
«Где живёт собачка» «Кто сказал «Мяу»?»
Ознакомление с художественной литературой:
Потешка «Петушок, петушок…», стихотворение
А. Барто
Слушание звучания простейших музыкальных инструментов (бубен, колокольчик, погремушка, ложки, самостоятельная игра на них
- Музыкально-дидактическая игра «Бубен» Г. Фрида
- Пляска «Погремушки» М. Раухвергера
Шумовое оформление потешек
(«Большие ноги шли по дороге», «Мышка, мышка, как живёшь?», «Идёт коза рогатая)
Двигательные образные импровизации под музыкальное сопровождение простейших музыкальных и шумовых инструментов:
- «Весёлые зайчики прыгают на полянке» (бубен)
- «Бабочки порхают над цветами» (колокольчик)
- «Цыплята клюют зёрнышки» (ложки)
- «Озорные воробышки радуются солнышку» (колокольчик)
- «Косолапый мишка идёт по лесу» (бубен)
Дидактические игры: «Волшебная коробочка»
«Чудесный мешочек» «Отгадай, что в мешочке»
«Найди свой домик»
«Разные шумелки»
«Кто что услышит?»
Дидактические упражнения на развитие словаря:
- «Бубен (ложки, колокольчик, погремушка) какой?» (подбор прилагательных)
- «Бубен (ложки, колокольчик, погремушка) что делает?» (подбор глаголов)
Чтение стихотворений:
- Е. Благинина «Погремушка»
- А. Барто «Барабан»
Настольные дидактические игры:
- «Сложи картинку» (бубен, ложки, маракас, погремушки, металлофон, гармошка)
- «Укрась бубен и ложки»
Продуктивная деятельность – рисование под музыкальное сопровождение простейших музыкальных инструментов.)
Наглядная информация: Беседа - консультация с родителями на тему: «песенки-потешки».
Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для детей
Консультация для родителей «Поиграем со звуками»
Изготовление развивающих пособий:
Создание картотеки «Дидактические игры по музыкальному воспитанию детей первой младшей группы»
Оформление презентации
Итоговый результат:
Дети уже получили некоторый запас музыкальных впечатлений и игровых умений, развита эмоциональная отзывчивость и музыкальная активность. Дети с удовольствием идут на музыкальные занятия. Пришло время закрепить первые навыки - провести праздник или развлечение. С детьми, которые легко перенесли процесс адаптации, организуется «Семейный клуб» совместно с родителями, где родителя являются непосредственными участниками музыкально-игрового процесса.