Получи документы

Проект как способ формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР

Евгения Матвеева
Проект как способ формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: в статье представлена характеристика особенностей представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития, дано описание проекта «Мир вокруг нас». В ходе проведенного исследования доказана эффективность проекта, в результате реализации которого повысился уровень представлений об окружающем мире детей.

Ключевые слова: задержка психического развития, ознакомление с окружающим миром, проектная деятельность.

Публикация «Проект как способ формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах

The project as a way of forming ideas about the world around children of preschool age with mental retardation

Matveeva Evgeniya Alexandrovna

Scientific adviser :

Vasileva Viktoriya Sergeevna candidate of pedagogic Sciences

Abstract : the article presents a description of the features of ideas about the world around children with mental retardation, and describes the project "the World around us". The study proved the effectiveness of the project, as a result of which the level of understanding of the surrounding world of children has increased.

Keywords : mental retardation, familiarization with the surrounding world, project activities.

Дошкольный период – это период активного познания окружающего мира, человеческих отношений, период осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

Задержка психического развития у детей дошкольного возраста, как специфический вид дизонтогенеза, характеризуется разнообразными по тяжести и степени выраженности своеобразиями интеллектуального, эмоционально-личностного и волевого развития [1, с. 204-206, 2, с. 268-272].

В научных исследованиях отмечается, что при задержке психического развития формирование представлений об окружающем мире происходит своеобразно и обусловлено особенностями познавательной и эмоционально-личностной сферы детей с ЗПР (Т. А. Власова, М. В. Ипполитова, З. И. Калмыкова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Н. А. Менчинская, Н. А. Накашина, М. С. Певзнер, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко и др.).

При задержке у детей формируется картина окружающего мира фрагментарно, неполно. Ограниченный запас представлений об окружающем мире, бедный словарный запас, задержка в формировании познавательных процессов затрудняют процесс формирования целостной картины мира. Отличительной особенностью детей с задержкой психического развития является то, что они плохо осведомлены даже о тех природных и социальных явлениях, которые им приходиться наблюдать неоднократно в повседневной жизни [3, с. 80].

Стихийное освоение окружающего мира детьми с ЗПР затруднено, а иногда и невозможно, поэтому им нужна планомерная, систематическая и целенаправленная помощь специалистов. На основании этого была проведена экспериментальная работа, в ходе которой был разработан и внедрен проект «Мир вокруг нас», направленный на ознакомление детей с задержкой психического развития с окружающим миром [4, с. 50-52]. При разработке проекта я учитывались следующие психолого-педагогические условия:

– учет возрастных особенностей детей;

– учет регионального компонента;

– создание развивающей предметно-пространственной среды;

– организация сотрудничества с родителями.

Проект «Мир вокруг нас» был направлен на решение следующих задач:

– расширение и закрепление представлений об окружающем мире по направлению «Предметное и социальное окружение» : представления о транспорте, свойствах материалов, профессиях, родах войск, родном крае и стране, правилах дорожного движения;

– расширение и закрепление представлений об окружающем мире по направлению «Живая и неживая природа» : представления о разнообразии растительного и животного мира, роли человека в сохранении природы, влиянии состояния окружающей природной среды на здоровье человека.

Для оценки эффективности проекта была проведена диагностика представлений детей о природном и социальном окружении. Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Елочка» г. Надыма» (Ямало-Ненецкий автономный округ, 10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Диагностика представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития включала два направления: предметное и социальное окружение, живая и неживая природа. В процессе игр, упражнений и беседы мы выявляли представления детей о растениях, животных, человеке, объектах неживой природы, о труде и быте людей в природе, влиянии человека на состояние окружающей среды.

Благодаря проведенной работе дети успешно справились с предложенными заданиями, в частности, представления стали более полными, системными. Не вызвали затруднений задания о о видах транспорта, а также о предметах, используемых в трудовой и бытовой деятельности человека, сенсорных эталонах, свойствах и качествах различных материалов. В ходе исследования дети смогли назвать многие профессии, которые им были не доступны до реализации проекта. Также повысился уровень представлений о живой и неживой природе, о труде и быте людей в природе, влиянии человека на состояние окружающей среды.

При этом важно отметить, что большая роль принадлежит профессиональной компетенции педагогов, работающих с детьми с задержкой психического развития и принимающих участие в реализации проекта [5, с. 619-627, 6, с. 13].

У детей в ходе реализации проекта сформированы представления растениях, животных. Детям демонстрировались различные картинки с изображением диких и домашних животных, а также животных различных групп (млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые и т. д.). В процессе беседы 90% детей с ЗПР смогли дать развернутый ответ на поставленные вопросы: отличие человека от других живых существ, почему человек – разумное существо, какие существуют потребности у человека, что ему необходимо для жизни, какие существуют взаимосвязи в природе, как человек должен охранять природу и заботиться о ней.

По итогам всех заданий дети были распределены по уровням сформированности представлений об окружающем мире. Высокий уровень представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития имеют 30% детей. Средний уровень представлений об окружающем мире имеют 60% детей. Низкий уровень представлений об окружающем мире имеют 10% детей с задержкой психического развития.

Таким образом, у детей с задержкой психического развития представления об окружающем мире по итогам проведенной работы стали более полными, системными. Знания о предметном и социальном окружении, живой и неживой природе пополнились благодаря проведенной работе в форме проектной деятельности. Проект является эффективным способом формирования представлений об окружающем мире у детей с ЗПР.

Список литературы:

1. Особенности внимания детей с задержкой психического развития

Ковригина Ю. П., Васильева В. С.

В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС. материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2017. С. 204-206.

2. Театральная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Родина З. Г., Васильева В. С.

В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС. материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2017. С. 268-272.

3. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. М. : Школьная Пресса, 2005. 80 с.

4. Проект "Мир вокруг нас" - ознакомление детей с задержкой психического развития с окружающим миром в проектной деятельности

Васильева В. С., Матвеева Е. А.

В сборнике: Высшая школа: научные исследования. Материалы Межвузовского научного конгресса. 2019. С. 50-52.

5. Case of teachers communicative competence development within the system of methodological work in the context of preschool educational establishments

Vasilyeva V.S., Nikitina E.Y.

International Journal of Engineering and Technology(UAE). 2018. Т. 7. № 4.38. С. 619-627.

6. Methodological bases of pedagogical concept of development of communicative competence of teachers of preschool educational establishments

Vasilyeva V.

International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. № 2. С. 13.

Публикации по теме:

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Игра-моделирование «Путешествие в космос» по формированию знаний о окружающем мире (средняя группа)Игра-моделирование «Путешествие в космос» по формированию знаний о окружающем мире (средняя группа) Анонс: В своей работе с детьми использую разнообразные методы и приемы по обогащению детей знаниями, для индивидуальной работы использую.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 летИгры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.

Конспект НОД по ФПП об окружающем мире в старшей специализированной группе детей с нарушением зрения «Домашние животные» Тема: Домашние животные. Цель: познакомить с овцой и бараном. Задачи: Коррекционно – образовательные: - познакомить с овцой и бараном;.

Конспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возрастаКонспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возраста Цель: Развитие речи через формирование элементарных математических представлений. Задачи: Закреплять представления о зайце, об его характерных.

Консультация для родителей «Развивающее интерактивное пособие «Представления об окружающем мире»Консультация для родителей «Развивающее интерактивное пособие «Представления об окружающем мире» Консультация для родителей «Развивающее интерактивное пособие «Представления об окружающем мире» В данное пособие включены такие компьютерные.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проект «Живем в безопасном мире» для старшего дошкольного возраста «Самое дорогое у человека - это жизнь» Н. А. Островский. Актуальность проекта: Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей.

Занятие по развитию представлений об окружающем мире и о себе «Друзья человека» для детей 4–5 лет Тема: Друзья человека. Задачи. Познакомить детей с обобщающими понятиями «домашние животные» и «дикие животные», «Друзья человека» с отдельными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект как способ формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 2 апреля 2020 в 13:10
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект как способ формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Матвеева (УИ 1780582) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД