Елена Александрова
Проект «Лаборатория неживой природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радость» №136 г. Магнитогорск
Экологический проект
Тема: «Лаборатория неживой природы»
Подготовила: воспитатель
Александрова Елена Сергеевна
2018 год
Содержание.
1. Введение. Актуальность…. 3
2. Паспорт проекта…4-5
3. Перспективное планирование совместной детско–взрослой деятельности…6-8
4. План работы с родителями…. 9
5. Результаты работы…. 10
6. Заключение…. 11
Публикация «Проект „Лаборатория неживой природы“» размещена в разделах
- Живая-неживая природа. Проекты, планы тематических недель
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
7. Литература…. 12
8. Приложение…13-
Введение.
«Самое лучшее открытие то,
которое ребёнок делает сам».
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.
В настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста очень актуально, так как охрана природы и окружающей среды в эпоху научно- технического прогресса стоит особенно остро.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Знания – не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Проанализировав уровень знаний детей, был разработан проект «Лаборатория неживой природы» для детей 1 младшей группы.
Целью экологического проекта является формирование представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.
Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нём учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей.
В своей работе руководствуюсь программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М. : Мозаика
– Синтез,2012, парциальной Программой «Юный эколог» С. Н. Николаевой – М. 2010г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
НАЗВАНИЕ
«Лаборатория неживой природы»
Руководитель проекта
Воспитатель МДОУ «ЦРР д/с№136»
Александрова Елена Сергеевна
Интеграция образователь ных областей
Познание, основы безопасности жизни, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество (лепка)
Возраст воспитанников
Дети 1 младшей группы 2 – 3 лет
Состав группы
Воспитанники 1 младшей группы, воспитатель 1младшей группы – Александрова Елена Сергеевна, родители воспитанников
Тип проекта
Познавательный
Вид проекта
Исследовательский
Срок реализации проекта
Апрель-июнь
Проблема
Как познакомиться с неживой природой?
Цель проекта
Формировать представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.
Задачи проекта
1. Формировать интерес к познавательно - исследовательской деятельности;
2. Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности;
3. Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы;
5. Активизировать речь и обогащать словарь детей;
6. Развивать эмоциональную отзывчивость;
7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Методы исследования
Диагностирование, опытно–экспериментальная деятельность детей.
Предполагае мые продукты (выход)
1. Оформление проектной папки.
2. Презентация проекта.
Этапы работы над проектом
I этап: Подготовительный
1. Диагностирование детей.
2. Определение цели и задач проекта. 3. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду. 4. Разработка комплексно - тематического плана работы 5. Создание условий для организации работы в «Лаборатории неживой природы»
2 этап: Основной
1. Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) об объектах неживой природы. 2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению объектов неживой природы. 3 этап: Заключительный
1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. 2. Оформление фотостенда «Лаборатория неживой природы».
Предполагае мые результаты
Дети научатся простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.
Материалы
Игровой материал и оборудование для опытно – экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом.
Перспективное планирование совместной детско – взрослой деятельности
по проекту «Лаборатория неживой природы»
(первая младшая группа)
№ п/п
Исследуемый объект или явление
Название мероприятия (опыта, эксперимента)
Цель опыта
Материал, оборудование
I
II
III
IV
V
I
Вода
1. Узнаём какая вода
Формировать представления о свойствах воды: имеет вес, прозрачная, льётся.
Две одинаковые банки, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой; - набор мелких предметов.
2. Вода - волшебница
Продолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при зтом вода меняет цвет, запах, вкус)
-Три одинаковые бутылочки с водой; -гуашевая краска; -пакетик растворимого кофе; -10 кусочков сахара рафинада; - одинаковые стаканчики по количеству детей
II
Воздух
3. Что в пакете?
Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий.
- Полиэтиленовые пакеты
4. Игра с соломинкой
Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его
- Трубочки для коктейля;
- стаканчики с водой.
5. Игры с воздушными шарами.
Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его
- Два воздушных шарика (один слабо надутый – мягкий, другой сильно надутый – упругий)
6. Выдувание мыльных пузырей
Научить выдувать мыльные пузыри; познакомить с тем, при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь
- Тарелка (поднос); -стеклянная воронка; - соломинки и раствор для мыльных пузырей.
7. Ветер по морю гуляет
Обнаружить воздух
Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов.
- Тазик с водой; - бумажные
кораблики
III
Вес
8. Лёгкий - тяжёлый
Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов.
- Пёрышко и камень; - пластиковые бутылки с водой, песком.
9. Плавает- тонет
Показать, что лёгкие предметы плавают, тяжёлые - тонут
- Кусочек пенопласта; -гвоздь; - деревянный брусок; -ножницы
IV
Температура (теплота)
10. Тепло - холодно
Научить определять на ощупь температуру воды, предметов
- Пластиковые бутылки с холодной и тёплой водой
11. Чудесный мешочек
Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твёрдых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее)
- Мелкие предметы из дерева, металла, пластмассы (кубики, шарики и др.)
V
Песок
12. Песочные струйки
Знакомить со свойствами сухого песка - сыплется
- Пластиковые бутылочки, сухой песок. воронки.
13. чудесные фигурки
Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок лепится
- Песок, вода; - совочки, ведёрки, формочки.
VI
Глина
14. Узнаем, какая глина
Знакомить со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся
-Куски глины; -ведёрко; -вода.
15. Глиняные шарики
Учить определять качества глины: мягкая, пластичная
-Глиняные предметы,
сделанные воспитателем; -глина; -миска с водой; - подставки; - салфеточки.
VII
Свет
16. Что в коробке?
Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик)
-Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; -фонарик.
План работы с родителями.
№/п
Содержание работы
Цели
Месяц
1.
Анкетирование родителей.
-Выявить уровень экологических знаний родителей.
апрель
2.
Консультация «Как знакомить младших дошкольников с неживой природой?»
- Раскрыть возрастные особенности восприятия детьми объектов неживой природы.
апрель
3.
Рекомендации «Как провести опыты с водой, песком, воздухом».
-Познакомить с примерными опытами с водой, песком и воздухом.
апрель
4.
Оформление фотостенда «Лаборатория неживой природы».
-Познакомить родителей с результатами работы «Лаборатория неживой природы».
июнь
Результаты работы.
Диагностика по проекту
№ п/п
Фамилия имя ребёнка
Свой-ства воды
Свой-ства воз-духа
Вес пред- метов
Темпе-ратура
Свой-ства песка
Свой- ства глины
Свет
Итог
а
и
а
и
а
и
а
и
а
и
а
и
а
и
а
и
1
Криницын Егор
С
В
Н
С
Н
В
С
С
С
В
Н
С
С
В
С
В
2
Лошкарева Алиса
С
В
Н
С
Н
С
С
В
В
В
Н
С
С
В
С
В
3
Лыго Мария
Н
С
Н
С
Н
С
Н
С
В
В
Н
С
С
С
Н
С
4
Мищуков Гордей
С
В
С
В
Н
С
С
В
С
В
Н
С
С
В
С
В
5
Петрова Алиса
Н
В
В
В
С
В
С
В
В
В
С
В
С
В
С
В
6
Рогаткина Арина
Н
В
С
В
С
С
С
С
В
В
С
В
С
В
С
В
7
Сакадеев Глеб
С
В
Н
С
Н
С
С
В
С
В
С
С
С
В
С
В
8
Стригунов Мартын
С
В
С
С
С
В
С
В
В
В
Н
С
С
С
С
В
9
Шигида Кирилл
С
В
С
В
С
В
С
С
В
В
С
В
В
В
С
В
10
Шиловская Кристина
Н
С
Н
С
С
С
Н
С
С
В
С
В
С
В
Н
С
Условные обозначения:
а– апрель, и – июнь
Н – низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий уровень
В начале проекта была проведена диагностика знаний детей об объектах неживой природы (воде, песке, воздухе, глине, свете).
Цель: выявить уровень представлений ребёнка об объектах неживой природы.
Апрель: средний уровень – 70 %, низкий уровень –30%
В конце проекта дети показали следующие результаты:
Июнь: средний уровень –_20%, высокий уровень –80%.
Вывод: Наблюдается позитивная динамика результатов у детей при сравнении в начале данного проекта и в конце проекта.
Заключение.
Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.
Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.
Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей.
Разработанные методы и приёмы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствовали воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.