Получи документы

Проект «Лего-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Майя Кутимская
Проект «Лего-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Северяночка» Муниципального района «Нюрбинский район» Республики Саха (Якутия)

Наименование проекта

«LEGO конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Автор (авторы) проекта :

Иванова Мария Гаврильевна Заведующая МБДОУ

Кутимская Майя Юрьевна Старший воспитатель

Архипова Парасковья Семеновна воспитатель

Егорова Татьяна Ивановна воспитатель

Кюдякова Нюргустана Васильевна воспитатель

Публикация «Проект „Лего-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Афанасьева Наталья Гаврильевна воспитатель

Анализ социокультурной ситуации Общая характеристика ДОУ

МБДОУ детский сад №8 «Северяночка» начал свою деятельность с 1988 года. В настоящее время в дошкольном учреждении работают 2 группы. Детский сад посещают дети от 2 до 7 лет. Все группы с 12 часовым пребыванием, с 5- дневным рабочим днем, с выходными днями: суббота и воскресенье.

Наполняемость групп детьми:

• Группа общеразвивающей направленности «Солнышко» - (от 2 до 5 лет) –25 детей;

• Группа общеразвивающей направленности «Радуга» (от 5 до 7 лет) –27 детей;

Кадрами дошкольное учреждение укомплектовано полностью на основе штатного расписания. Всего сотрудников - 19, педагогов - 7. Из них: высшее образование имеют - 5 педагогов, средне-специальное - 2 педагога. Первую категорию - 3 педагога, сзд - 1 педагог; имеет знак «Отличник образования РС (Я)» - 1 педагог, имеет знак «За вклад в развитие дошкольного образования РС (Я)» - 1 педагог, Юбилейный знак РС (Я) «380 лет Якутия с Россией» Президент РС (Я) Е. А. Борисов – 1 педагог.

Содержание образовательной деятельности выстроено в соответствии с программой, составленной на основе Примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и базовой программой «Кустук» авторства Никифорова Т. И., Попова Л. В., Скрябина А. А. и др.

Основным приоритетным направлением в деятельности нашего образовательного учреждения является познавательно-речевое развитие дошкольников, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей воспитанников, и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Основной целью детского сада является: разностороннее развитие воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к воспитанникам дошкольного возраста и специфичных для них видов деятельности. Поставлены следующие задачи:

• охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе их эмоционального благополучия;

• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

• создание благоприятных условий развития воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими воспитанниками, взрослыми и миром;

• формирование общей культуры личности воспитанников, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников;

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников.

В соответствии с задачами образовательно-воспитательного процесса в детском саду есть следующие специальные помещения: физкультурный зал совмещенный с музыкальным залом, медицинский кабинет, студия художественного развития, методический кабинет совмещенный с кабинетом специалистов: психолог, логопед. Также организована развивающая среда в группах : в каждой группе установлен центр театрализованной игры, центр сюжетно-ролевых игр, центр развития сенсорики, центр художественного творчества, центр конструирования, центр двигательной активности, центр просмотра книг, центр ПДД, центр исследований, центр якутской национальной культуры. Приемная групп и коридор детского сада оформляются по временам года. Ежегодно происходит обновление и пополнение предметно-развивающей среды каждой группы.

Детский сад располагает и использует различные технические средства обучения : музыкальный центр, пианино, компьютерная техника, принтер со сканером, проектор,экран, Smart доска.

В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с различными речевыми расстройствами – нарушение звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и, как следствие, не сформированность связной речи ребенка.

По данным мониторинга внутри детского сада, в начале 2019-2020 учебного года, в детском саду «Северяночка» 12% - не говорящих детей, 10% - мало говорящие дети, 20% - детей не произносят отдельные звуки, 12 % - детей не четко выговаривают слова, 25% - детей испытывают сложности в общении и 21% детей имеют хорошо развитую речь.

Проблемы с речью у дошкольников во многом связаны с семейной проблемой. Многие семьи ограничиваются каждодневными заботами о выживании, отодвигая воспитание и развитие ребенка на второй план.

Социальные проблемы заключаются в развитии современных технологий. Ребенка окружает большой объем информации в виде телевизоров, аудио, планшетов и сотовых телефонов с выходом в интернет. В современном мире младенец с сотовым телефоном активно просматривающий видео каналы никого не удивит. Однако, находясь в этом переполненном информацией окружающем мире, ребенок лишен простого человеческого общения, что негативно сказывается на развитии связной речи.

Экологические проблемы: загрязнение реки Вилюй, являвшейся основным источником питьевой воды; близость сельской свалки от населенного пункта с отходами производства и потребления, что неблагоприятно влияет на окружающую среду; несвоевременная уборка мусора, находящегося в черте города. Все это влияет на физическое здоровье детей, что тоже может негативно сказаться на развитии ребенка.

Образовательные запросы населения можно сгруппировать следующим образом:

Опрос родителей показал, что наиболее важным они считают хорошую качественную подготовку детей к школе, что невозможно без развитой связной речи.

На втором месте желание, чтобы из стен детского сада вышли активные, конкурентоспособные выпускники.

Таким образом, анализ ситуации показывает, что развитие речи детей дошкольного возраста является краеугольным камнем, от которого зависит общее развитие ребенка.

Поэтому на первый план выходит проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Проблематика проекта Предлагаемая тема «LEGO конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста» выбрана для создания условий развития речевой, познавательной, творческой активности дошкольников. Опыт будет направлен на обновление форм и методов речевого развития дошкольников по обогащению и активизации словаря по лексическим темам, совершенствования монологической речи (умение составлять рассказ о предмете, описывать свои действия, выстраивать цепочку логического и последовательного повествования) и диалогового общения.

Основная идея в реализации проекта – это усвоение ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи, которое будет реализовано с помощью:

• интеграции деятельности всех педагогов образовательного учреждения;

• современных технологий и необходимых материально-технических средств (конструкторы Lego);

Основы развития речи ребенка закладываются с раннего возраста и продолжаются в дошкольном детстве. Поэтому методы обучение дошкольника разговорному языку, развития его речи могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях для расширения возможностей взаимодействия с ребенком и дальнейшего продуктивного общения.

Целью проекта является формирование и совершенствование речи ребенка посредством Lego-конструктора.

Задачи:

Образовательные: активизировать речь детей в процессе игровой деятельности используя конструктор Lego;

Развивающие : развивать познавательную активность детей, пространственное мышление, мелкую моторику рук;

Воспитательные: воспитывать социально-успешного ребенка: общаться и действовать в паре, коллективе, распределять обязанности в игре с конструктором.

В процессе занятий с детьми по Lego-конструированию, идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Психолого-педагогическим основанием проекта является :

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е. А. Смирновой, Н. Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной и др. Особенности развития связной речи изучались Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным.

Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Известны два основных вида речи — диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Для проведения более эффективных занятий по развитию связной речи необходимо знать особенности формирования связной речи у дошкольников.

Так, у младших дошкольников совершенствуется понимание речи (понимание словесной инструкции, указаний взрослого, несложного сюжета литературного произведения). Речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесных объяснений взрослого.

Для детей 3 лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы, но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия — для обозначения временных и пространственных отношений. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения.

У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Содержание образования Современные дети вовлечены в мир сети интернета и компьютерных игр с раннего детства. Они с увлечением и интересом играют в МайнКрафт, смотрят лего-мультики и любят их героев. Игры в конструкторы Лего – это как игра МайнКрафт на яву или как оживший любимый мультик, поэтому дети максимально увлечены и сосредоточены. Использование Lego - конструктора является великолепным средством :

1. для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, конструктивная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная,

2. основой образовательной деятельности с использованием Lego -технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. Lego – позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

3. позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

4. средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность дошкольников, речевую, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, целеустремленности, способности решать любые задачи творчески.

5. объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.

В процессе занятий с детьми по Lego -конструированию, идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.

Методы и приемы, используемые для реализации работы по проекту

Наглядные (использование ИКТ – технологий, просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, сбор фотоматериалов, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых)

Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы минутки размышления, проблемные вопросы и ситуации, беседы, дискуссии, моделирование ситуации)

Практические игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками, обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки.

Взаимодействие с родителями.

1. Вызвать у родителей желание участвовать вместе с ребенком в тематическом конструировании, дать им возможность получить навыки взаимодействия с детьми на основе сотрудничества и равноправных отношений.

2. Оказание консультативной помощи родителям в организации речевых игр при Lego - конструировании. Консультация о влиянии конструирования на развитие речи. Консультация родителей не тему: «Виды конструкторов» Консультация на тему «Роль Lego в развитии ребенка».

3. Беседа о необходимости развивающих игрушек дома.

4. Беседа о личной безопасности во время конструирования дома и в детском саду.

Возможные риски- трудности:

1. Приобретение конструктора Lego из-за высокой стоимости.

2. Научить ребенка играть общаясь, ведя диалог с детьми и взрослым.

3. У детей с неразвитой мелкой моторикой рук тяжело строить игровой мир.

Пути их преодоления:

1. Финансирование спонсорами.

2. Вовлечение родителей в игровую деятельность в домашних условиях конструктором Lego.

Этапы развития способностей к конструированию:

1. Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по операциям, описывать окончательный результат готового изделия.

2. Овладевать элементами графической грамотности: умение охарактеризовать модель.

3. Самостоятельно конструировать.

4. Овладевать конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми.

5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом.

6. Определять назначение получившегося изделия.

7. Обыгрывания получившегося изделия.

Необходимо подчеркнуть, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает не только навыки речи, но еще такие важные свойства, как:

Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.

• Концентрацию внимания.

• Мелкую моторику.

• Умение следовать образцу.

• Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек.

• Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.

Проект будет реализован в детском саду для детей всех возрастов.

Реализация проекта будет осуществляться поэтапно.

I этап

Подготовительный

Сентябрь 2020 – Октябрь 2020 гг.

1. Проведение мониторинга: диагностика детей, самоанализ педагога, анкетирование родителей.

Получить данные об уровне речевого развития детей.

Составление проекта.

3. Материально техническая база ДОУ:

4. Кабинет интеллектуальных игр «RoboChess».

Конструктор кирпичики “Lego Duplo” 2+, “Lego Large Farm” 2-5 лет, “Lego Story Tales” 3-6 лет, “Lego Duplo ” 2-5 лет, “Lego Boomtown build” 4-6 лет, “Lego Boomtown build” 4+ лет «6 кирпичиков лего», “Lego Steam Park” 3-5, “Lego Coding Express” 2-5, “Counting and sorting set”, “Lego Space and airport set” 4+, “Lego Doors, windows” 4+.

Принять участие во Всероссийском этапе конкурса First Russia Robotics Champion Ship в категории Unior Discovery (4-6 лет) Lego «Стройград».

II этап Внедрение проекта

Ноябрь 2020 – Март 2021 гг.

Внедрение проекта в процесс образование и воспитания детей ДОУ.

Работа с методической и познавательной литературой, изучение познавательной литературы, опыта работы других педагогов по теме проекта.

Распространение опыта своей работы через YouTube канал детского сада «Северяночка», организация взаимодействия с детскими садами Убоянского округа города Нюрба.

Создание условий для организации работы:

Для детей : новые игровые материалы с лего конструктором.

Для родителей: картотека лего игр, видео материалы о лего играх для игры с ребенком дома.

Обучение и проведение лего-игр : на занятиях, вне занятий – самостоятельная игровая деятельность.

С детьми: дидактические, словесные, творческие, пальчиковые, подвижные игры.

Для родителей: мастер – класс.

Работа с детьми по развитию словесного творчества: лего-сказки, загадки, стишки, вопросы во время игр.

III этап Результативность проекта Апрель 2020 – Май 2021 гг

Проведение мониторинга результатов проекта : диагностика детей, самоанализ педагога, анкетирование родителей.

Сравнить анализы первичной и итоговой диагностики развития речи.

Создание продукта проектной деятельности (технология, планирование, систематизация наработанного материала). Совершенствование картотеки лего-игр для смешанной групп «Солнышко» и «Радуга». Обновление сборника «Мои лего-истории».

Представление опыта работы.

Принятие решение о дальнейшей деятельности ДОУ по данной проблеме, перспективы использование в педагогическом процессе ДОУ.

Для реализации поставленных целей и задач предполагается следующие направления работы:

«Диагностика и мониторинг»

• Мониторинг развития речи детей и развивающей среды.

«Образовательный процесс, воспитательные мероприятия»

• Проведение целенаправленной работы по развитию речи детей 2-7 лет, посредством лего-конструктора.

• Обогащение и систематизация знаний детей по конструированию.

• Обогащение развивающей среды ДОУ.

Формирование социально-успешных качеств ребенка: умение договариваться и общаться в паре, коллективе.

• Информационно-просветительская работа.

Организация обмена опытом с детскими садами Убоянского округа города Нюрба (информационные буклеты, электронные методические материалы).

• Взаимодействие с семьями воспитанников.

• Активное участие родителей в совместных с детьми мероприятиях.

Предполагаемые результаты 1. Ребенок планирует предстоящую деятельность (младшая смешанная группа, представляет ход работы по операциям, описывает окончательный результат готового изделия (старшая смешанная группа).

2. Ребенок овладел элементами графической грамотности: умеет охарактеризовать модель (старшая смешанная группа).

3. Самостоятельно конструирует.

4. Владеет конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми.

5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детьми за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом.

6. Определяют назначение получившегося изделия.

7. Обыгрывают получившееся изделие.

8. Умеет сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.

9. Концентрирует свое внимание на работе.

10. Развитая мелкая моторика рук.

11. Умеет следовать образцу.

12. Развитое пространственное воображение.

Критерии оценки предполагаемых результатов Показатели эффективности проекта

1) Нормативные показатели уровня развития речи детей по результатам психолого-педагогической работы

Во время работы проекта будет улучшена картотека лего-игр. Педагоги распространят опыт работы по сети интернет. Продолжит работу кабинет интеллектуальных игр. Будет организована совместная работа с детскими садами Убоянского округа города Нюрба. На 2020-2021 учебный год будет закупаться новое оборудование «Lego Education».

Кадровое обеспечение проекта

1. Старший воспитатель;

2. Воспитатели;

3. Инструктор по гигиене;

4. Музыкальный руководитель;

5. Педагог-психолог;

Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.

Для работы с детьми и родителями (законными представителями) используются материально-техническая базы и ресурсы МБДОУ детского сада №8 «Северяночка», г. Нюрба.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Лего-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 ноября 2020 в 04:02
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД