Лучший педагог года

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие россияне»

Оксана Башина
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие россияне»

ПРОЕКТ

по гражданско–патриотическому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Маленькие Россияне»[/b]

Старший воспитатель :

Башина Оксана Леонидовна

1. Введение

1.1. Пояснительная записка. Актуальность темы проекта

Как у маленького деревца, еле поднявшегося

над землёй, заботливый садовник укрепляет

корень, от мощности которого зависит жизнь

растения на протяжении нескольких десяти-

летий, так учитель должен заботиться о вос-

Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Маленькие россияне“» размещена в разделах

питании у своих детей чувства безграничной

любви к Родине.

В. А. Сухомлинский

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце, с детским садом, школой, в которых он вырос. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует духовно-нравственному развитию личности и патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и

любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

Поэтому, с раннего возраста надо прививать любовь к своей семье, Родине, посёлку и уважению её традиций, заниматься воспитанием патриотизма. Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, родному поселку, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, родного поселка, историческими деятелями, известными людьми и героями.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира и музыкального искусства. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного гражданско-патриотического воспитания, осуществляемого в системе.

Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, семье, уважение традиций. Полученные знания в повседневной жизни, образовательной деятельности, на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

1.2. Паспорт проекта

Вид проекта : целевой творческий практико-ориентированный.

Сроки проекта : июнь – 2019 – май 2020 год (долгосрочный)

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет, специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре воспитатели, родители.

Интегрируемые образовательные области:

• социально – коммуникативное развитие,

• познавательное развитие,

• речевое развитие,

• художественное - эстетическое развитие,

• физическое развитие.

Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о родном посёлке Монастырщина, городе Смоленске, России, о защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны.

1.3. Цели и задачи проекта :

Цель:

• Воспитание гражданина и патриота своей страны;

•Формирование гражданско-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, поселку, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.

Задачи:

• Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

• Расширение знаний детей о символах государства (герб, флаг, гимн) ;

• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;

• Формирование чувства уважения к другим народам, их традициям;

• Формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

1.4. Ожидаемый результат

У детей :

- сформированы представления о семейных ценностях; о духовных и нравственных ценностях; о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к труду, к результатам труда и к окружающему нас миру;

- проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и взрослым наставникам, повышение значимости семьи в своей жизни;

- знакомы с историей и культурой своей страны, поселка, традициями и промыслами;

- развиты чувства ответственности и гордости за достижения страны и поселка;

- осознанное уважение к заслугам и подвигам воинов и тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны;

- повысился интерес к истории своей страны, родного поселка;

- имеют желание самоотверженно служить на благо Родины, быть полезным своей Родине.

У родителей:

- активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и творческой деятельности гражданско-патриотического воспитания;

- проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса.

У педагогов:

- поиск методов, приёмов и форм управления развитием гражданско-патриотического воспитания детей, а также профилактики патриотического чувства у родителей;

- разработка бесед, ООД с детьми на гражданско-патриотические темы.

1.5. Формы, методы и приёмы работы, направленные на реализацию задач проекта

Формы:

- Экскурсии.

- Целевые прогулки.

- Беседы и НОД по тематике.

- Совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей.

- Дидактические, подвижные и хороводные игры.

- Сюжетно-ролевые игры.

- Чтение художественной литературы

- Рассматривание иллюстраций, картин

- Театрализация.

- Природоохранная деятельность.

- Изготовление подарков.

- Выставки и экспозиции.

- Развлечения, досуги, праздники, концерты.

- Инсценировки, театрализации.

Методы и приё мы:

- Объяснительно-иллюстративные.

- Проблемное изложение материала.

- Исследовательские.

- Словесные.

- Демонстрационные.

- Методы формирования личности: рассказ, объяснение, разъяснение, этические беседы.

- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения; упражнение, поручение, воспитывающие ситуации.

2. Практическая часть проекта.

2.1. Этапы развития проекта

I этап Подготовительный

• Изучение научно-методической литературы;

• Отбор методов и приёмов для работы с детьми, родителями.

• Составление перспективного плана;

• Мониторинг знаний детей по гражданско-патриотическому направлению

II этап Основной

• Организация и проведение занятий, бесед, экскурсий, игр с детьми;

• Организация и проведение различных мероприятий с родителями воспитанников.

• Организация и проведение совместных мероприятий

• Участие с детьми в конкурсах различного уровня по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап Заключительный

• Мониторинг уровня знаний детей

• Анкетирование родителей с целью изучения мнения о проделанной работе.

• Обобщить и представить результаты работы ДОУ.

• Спланировать работу на следующий период

2.2. Основные блоки проекта :

1. Мой дом – моя семья

Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.

2. Беседы о правах ребёнка

Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка».

3. Приобщение к истокам

Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

4. Земля наш – общий дом

Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны

5. Родной край

Расширять знания детей об истории посёлка; воспитывать любовь к родному краю, его жителям.

6. Защитники Отечества

Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

2.3. Организация деятельности проекта

Перспективный план работы с детьми

Июнь

1 июня-День защиты детей

Цель: дать детям элементарные знания и представления о международном празднике «Дне защиты детей», показать актуальность праздника.

Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка».

Участие в районном мероприятие посвященном Дню защиты детей

Конкурс рисунка на асфальте "Миру – мир"

12 июня – День России

«Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Участие в районном мероприятие посвященном Дню России с танцем «Флаг России» (подготовительная группа)

Июль

День семьи, любви и верности

Цель: Воспитывать желание заботиться о близких родных людях, развивать чувство гордости за свою семью. Формировать представление о семейных традициях и праздниках.

Фото выставка: «Мама, папа, я – счастливая семья»

Беседы с детьми «Моё имя», «Права и обязанности в семье», «Кем работают мои родители».

«Растения моего края»

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями; дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Участие в областном творческом видеоконкурсе «С чего начинается Родина…» (музыкальная композиция «Девочка Россия») (подготовительная группа)

Август

22 августа - День флага

Цель: продолжать формировать представление о государственных символах России-флаге, гербе, гимне; подвести к пониманию того, что символы не только обозначают, а и описывают явления. Воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине

Беседы «Наш дом – Россия», «Государственные символы России», «У каждой страны свой флаг»;

Просмотр мультфильма «Как Петр-Царевич искал цвета для флага»;

Викторина «Флаг Российской Федерации»

Сентябрь

1 сентября- День знаний

Развлечение "День знаний".

Цель: дать детям представление о том, что знания нужны каждому, источник знаний - книги, старшее поколение, школа.

Беседа: "Я и мои права".

Цель: продолжать знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме

27 сентября - День освобождение Смоленщины

«Боевая слава нашего народа. Знаменитые земляки»

Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

Беседы «Никто не забыт, ничто не забыто».

Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме

всего народа, вставшего на защиту своей Родины

Экскурсия к Аллее героев погибшим солдатам в годы Великой Отечественной войны (возложение цветов с педагогами групп)

Октябрь

1 октября – день пожилого человека

Цель: воспитывать доброе, заботливое отношение к пожилым людям, стремление помогать им, прививать желание дарить родным людям бабушкам и дедушкам подарки.

Беседа с детьми «Старость надо уважать»;

Рассматривание альбомов «Мои бабушки и дедушки»;

Чтение стихов, изготовление пригласительных открыток

Развлечение для бабушек и дедушек.

Ноябрь

День народного единства

«Многонациональная Родина»

Цель: расширять знания детей о людях разных национальностей, живущих в России; работать над понятием "гражданин"; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.

Беседа с детьми: «Мы все разные, но мы все равны».

Чтение произведений разных народов мира.

Декабрь

«Защитники земли русской»

Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Беседы: «Путешествие в историю» - богатыри земли русской, рассматривание репродукции «Богатыри» В. Васнецова. (1870)

Рисование, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов «Илья Муромец и соловей разбойник, «Три богатыря»

Январь

«Традиции и праздники»

Цель: расширять знания детей о народных праздниках на Руси; воспитывать интерес к национальным традициям русского народа.

Беседа: «Культура и традиции русского народа», «Русские посиделки-Калядки», «Народные промыслы».

Слушание русских народных мелодий

Рассматривание народных инструментов

Экскурсия краеведческий музей п. Монастырщина

Февраль

«Есть такая профессия – Родину защищать»

Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Беседа «Наша армия родная»

Рассматривание иллюстраций родов войск, фотографии показывающие будни армии

Изготовление подарков папам и дедушкам

Музыкально-спортивное мероприятие «День защитника Отечества»

Март

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

Цель: воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, стремление помогать ей, прививать желание дарить родным людям подарки.

Беседа «Я и моя мама», «Как я помогаю маме»

Чтение и обсуждение произведений:

Г. Виеру «Мамин портрет», М. Ивенсен «Каждый по-своему маму поздравит» и др.

Игра-драматизация по сказке С. Прокофьевой «Сказка про маму»

Изготовление подарков для мам и бабушек.

Развлечение «8 марта-женский праздник».

Апрель

«Наши космонавты».

Цель: Продолжать знакомить детей с профессией космонавта (с просмотром видеофильма); познакомить детей с пословицами и поговорками об этой профессии; учить детей мечтать. Воспитывать уважение к этой опасной и трудной профессии.

Спортивное развлечение "Мы - космонавты"

Беседа "Наше государство-Российская Федерация".

Аппликация «Летим к звёздам»

«За что мы любим свой поселок»

Цель: уточнить представление детей о родном поселке, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Выставка рисунков на тему "Моя малая Родина"

Изготовление фотоальбома о поселке Монастырщина и его достопримечательностях и памятниках Воинской славы.

Беседы по данной теме, выставка изо деятельность «Мой поселок»

Экскурсия в Монастырщинскую среднюю школу им. Колдунова в музей воинской славы

Май

«9 мая- День победы»

Цель: продолжать знакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

Беседа о празднике «День Победы».

Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме

всего народа, вставшего на защиту своей Родины

Рисование «Праздничный салют»

Смотр-конкурс «Победа со слезами на глазах»

Возложение цветов к мемориалу павшим в ВОВ

(с педагогами своей группы)

Участие в шествии на параде 9 МАЯ (с родителями)

План работы с родителями:

- Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»

- Поддержание групповых традиций совместным участием в них «Сладкий вечер», «Именины»

- Консультации, беседы: «Конвенция о правах ребёнка», «Интернациональное и патриотическое воспитание дошкольников», «Возрождение русских национальных традиций» и др.

- Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».

- Фотовыставки «Мама, папа, я – счастливая семья», «Самое красивое место в нашем селе», «Полюбуйтесь-ка друзья это-мама, это-я!»», «Наши Защитники Отечества

- Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (конкурс творческих работ к Дню Матери, к Дню Защитника Отечества, к Дню Победы, День народного Единства, День независимости России).

- Оформление информационного стенда: рубрика «Художественная литература о наших Защитниках Отечества», «Художники о подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).

План работы с педагогами:

Консультации

- «Воспитание толерантности у дошкольников»;

- «Формирование представлений детей о родном городе»;

- «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма»,

- «Воспитание гражданской позиции старших дошкольников»

- «Ознакомление с родным посёлком Монастырщина - как средство патриотического воспитания»

- «Конвенция о правах ребёнка»

Работа рабочей группы педагогов по организации и проведению праздников (по плану)

Рекомендации для родителей и воспитателей

- «Как воспитать защитника?»

Презентация

- «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум с педагогами ДОУ Распространение опыта работы - «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном детском саду»

Рекомендации про проведению конкурсов чтецов, конкурсов – выставок детских работ и совместных работ детей и родителей (по плану)

Проведение праздников для родителей

2.4. Перспектива дальнейшего развития проекта.

В дальнейшей работе по гражданско-патриотическому воспитанию планируется:

• разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности;

• подготовить консультации для родителей;

• провести педсовет и мастер-класс для педагогов.

Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.

3. Литература

• Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Смоленской области. 2017г.

• Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Издательство «Учитель» 2013г.

«Детям о Великой Победы!» А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина

• «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. А. Я. Ветохина

• Подборка пословиц и поговорок о героизме, героях, Родине, мире.

«Комплект карточек Россия». Методические рекомендации. 2015г.

• Беседы с ребёнком «Защитники Отечества» С. Н. Савушкин2014г.

• Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию

тематических плакатов «Города-герои». 2017г.

• Н. Г. Пантелеева «Знакомим детей с малой Родиной» 2016г.

• В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду» 2015г.

• Государственные символы России. Альбом для занятий с детьми 5-7 лет

• Конвенция ООН о правах ребёнка

Публикации по теме:

Сценарий праздника к Деню России «Мы — маленькие россияне»Сценарий праздника к Деню России «Мы — маленькие россияне» Праздник «Мы - маленькие Россияне» Ведущие Петрушка и Матрёшка. Звучит музыка («Моя Россия») Петрушка: Вот Матрешка — древняя краса Сквозь.

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста «Маленькие натуралисты» Цель проекта: развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его.

Конспект занятия по физическому развитию для детей старшего возраста «Мы — маленькие звезды» Конспект Образовательной деятельности по физическому воспитанию на тему: «Мы маленькие звезды» Для детей старшей группы. Залезская Н. В.

Проект «Космос» для детей старшего дошкольного возраста Управление образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Проект «Город» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №139» Утверждаю : Заведующая МБДОУ «Детский сад №139» Порхунова.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Книжкина неделя»Проект для детей старшего дошкольного возраста «Книжкина неделя» Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Книжкина неделя» Цель: формировать у детей интерес к книге. Задачи: - расширять.

Проект «Мы — юные метеорологи» для детей старшего дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается переход.

Проект по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга.

Программа по тестопластике «Маленькие мастера» для детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ Программа по тесто - пластике для детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ «Маленькие мастера» Составитель программы Мартьянова Елена.

Совместный проект учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи — насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста Совместный проект учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи – насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста Тип проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие россияне»
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 10:37
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД