Надежда Харченко
Проект «Морские обитатели» в подготовительной группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Морские обитатели
Подготовительная группа
Тип проекта: информационно-творческий
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Срок проведения проекта: 3 недели (март 2021; 2 – 4 недели)
Актуальность
Публикация «Проект „Морские обитатели“ в подготовительной группе детского сада» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Вокруг нас прекрасный и загадочный мир. Хотелось бы познакомить с ним детей. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях водных просторов. Прививать чувство любви к природе, желание беречь и охранять ее.
Проблема (на уровне ребенка): Недостаточный запас знаний у детей о морских обитателях.
Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
- расширять представления детей об морских обитателях,
- формировать умение размышлять;
- развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
-развивать познавательный интерес, творческие способности;
-использовать различные нетрадиционные художественно изобразительные техники;
- воспитывать дружелюбные отношения и интерес к обитателям морских глубин;
- способствовать формированию родительского интереса к воспитательному процессу.
Ожидаемые результаты:
- владеть понятиями «животные морей и океанов»;
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения, об уникальности каждого вида, способах маскировки;
- знать о взаимосвязи с другими обитателями;
- иметь представления о взаимодействии человека и окружающей среды;
- формировать навыки экологически грамотного поведения в природе,
- уметь составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.
Формы и методы: Наблюдения, беседы, эксперименты, рассматривание и показ иллюстраций, картинок, энциклопедий, презентаций, чтение художественной литературы, загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок по теме,
объяснение, «метод преднамеренной ошибки», игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, НОД, прослушивание песен, музыки, просмотр мультфильмов.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы проекта:
1 этап. Предварительная работа (разработка проекта).
2 этап. Реализация проекта (организация совместной работы детей, родителей и педагогов).
3 этап. Подведение итогов.
I этап. Предварительная работа:
Цель: Сформировать первичные представления и положительное отношение по теме «Морские обитатели».
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море».
Ресурсное обеспечение.
Иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности, ракушки разных размеров и формы, пластилин, бросовый материал.
II этап Реализация проекта.
Цели:
- активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин;
- закрепить знания детей о разнообразии подводного мира;
- поощрять навыки поисковой деятельности;
- обогащать речь детей;
- формировать бережное отношение к природе.
НОД:
Викторина «Морские обитатели»
Викторина «Путешествие в подводное царство
Аппликация «На дне морском»
Конструктивная деятельность «Рыбка», «Лодочка» (оригами из бумаги).
Загадывание загадок; заучивание пословиц.
Беседы: «Морские растения», «Сокровища морей», «Все о ракушках»
Пальчиковые игры:
«Чайка», «Лодочка».
Просмотр презентаций:
Цель: Развивать познавательные способности детей.
«Подводные растения. Мир кораллов», «Многообразие жителей морей и океанов - 1», «Многообразие жителей морей и океанов - 2», «Необыкновенные рыбы», «Мастера маскировки».
Рассматривание иллюстраций альбомов и энциклопедий:
Цели:
- показать, как много интересного можно узнать, рассматривая иллюстрации.
«Разнообразие морского дна», «Коралловые рифы», «Море и его мир», «Рыбы которые светятся», «Морские черепахи», «Морские звезды и морские ежи», «Красное море и его обитатели», «Черное море и его обитатели», «Дельфины», «Морские хищники», «Глубоководные обитатели», «Водоросли – среда обитания», «Древнейшие жители морей и океанов», «Медузы», «Рыбы морей и океанов».
Рассматривание репродукций картин:
Цели:
- приобщить детей к прекрасному миру живописи;
- научить внимательно рассматривать картину, рассказывать о ее содержании;
- видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник;
- чувствовать красоту произведения.
Картины художников: Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, Георгия Дмитриева, Сергея Ляховича, Бато Дугаржапова, Алексея Адамова, Дмитрия Анненкова, Андрея Аранышева, Алексея Зайцева, художника, изображающих подводный мир картины Марка Сузино.
Просмотр мультфильмов:
Цели:
- расширяют представления об окружающем мире,
- знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;
- показывают примеры поведения, что способствует социализации,
поскольку дети учатся, подражая;
- формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание
причинно-следственных связей;
- развивают эстетический вкус, чувство юмора;
- мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности детей.
«В синем море, в белой пене», «Рассказы старого моряка», «Кто в море проживает синем», «Гордый кораблик», «Девочка и дельфин» Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо».
Чтение художественной литературы
Цели:
- формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, - раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром;
- учить выделять главную мысль произведения.
Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Русалочка», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», скандинавская народная сказка «Волшебная рыба», норвежская народная сказка «Почему вода соленая», С. Сахарнов «Как краб кита из беды выручал», Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Баранов «Дельфины», В. Орлова «Для чего морю наряды?»,
«О чем говорят морские камни», «Люди и рыба», «Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море»
Наблюдение за поведением рыбки в аквариуме.
Экспериментальная деятельность.
Цели: развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей, познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности’ организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания.
«Откуда берется вода?» «Есть ли у воды вкус?» «Какие предметы держатся на воде, а какие тонут?»
Дидактические игры
Цели:
- уточнить и закрепить и знания об обитателях моря;
- развивать находчивость, сообразительность, внимание;
- развивать умение доказывать правильность своего суждения.
«Русалочка» «Четвертый лишний» «Чей силуэт» «Угадай звук животного»
«Собери Дельфина» «Кто здесь живет?» «О ком расскажу»
Настольно-печатные игры
Цель: Развивать внимание, усидчивость, умение соблюдать правила, дружелюбие.
«Парные картинки» «Узнай, что изменилось» «Найди, такую же» «Лото»
«Соедини точки»
Словесные игры:
Цель: Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию.
«Опиши животное» «Отгадай загадку» «Кто, что слышит?» «Чьи детки?»
«Найди предмет по описанию» «Назови, одним словом»
«Кто больше заметит небылиц?»
Сюжетно – ролевые игры:
Цели:
- понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;
- развивать коммуникативные качества детей через диалог во время общения друг с другом.
«Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция»
«Путешествие на корабле в сказочную страну» «Моряки».
Подвижные игры:
Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.
«Рыбак и рыбки» «Море волнуется» «Рыбки и камушки» «Водяной»
«Караси и щука» «Удочка» «Море волнуется – раз!».
Музыкальные игры:
Цели:
- развивать устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций;
- развивать двигательно-слуховую координацию;
- учить распределять внимание;
- учить ритмизированная речь, дикцию, слуховое внимание.
«Веселые рыбки»;
«Русалочки»;
«Рыболовы».
Музыкальная деятельность:
Цели:
- учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений;
- упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей;
- прививать любовь к различным музыкальным жанрам.
Прослушивание песен о море;
Слушание музыки: «Звуки моря», «Звуки дельфина», «Чайки и волны».
Взаимодействие с родителями:
Цели:
- стремится развивать их интерес к проявлениям своего ребенка;
- желание познать свои возможности как родителей;
- включиться в активное сотрудничество с педагогами группы по развитию ребенка.
Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»
Подбор пазлов на морскую тематику.
Организация выставки рисунков «Морские обитатели» Подбор материала, необходимого для реализации проекта Прочитать с детьми С. Сахарнова «Кто в море живет?» Выучить стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка?»
Рекомендации родителям «Обитатели морей и океанов»
Рекомендации по нетрадиционной технике рисования
III этап. Подведение итогов.
1. Встреча с Семеновой Галиной Борисовной – беседа о лагере «Орленок» на берегу Черного моря. (о правилах поведения на море, об организации режима дня, досуге и огромной пользе пребывания у моря - йодотерапия).
2. Презентация видео фильма, предоставленного семьей Потеминых: «Один день из жизни черепашки»
3. Организация выставки «Морские обитатели»
Заключение
В ходе осуществления проекта дети познакомились с морскими обитателями и с тем, какое значение море имеет в жизни человека.
В результате бесед, познавательных занятий, наблюдений - совершенствовались навыки речевого общения. Дети самостоятельно овладели основными понятиями «морские обитатели», «моллюски», «кораллы», «млекопитающие», что так же помогло их общению в ходе проекта. У детей по результатам наблюдений появился интерес к труду моряков на корабле и профессиях связанных с морем.
Знания, полученные самостоятельно в ходе проекта, ребята применяли во время рисования, лепки, изготовления аппликации и оригами. Они научились изображать внешнее строение рыбы, старались использовать ту цветовую гамму, какую имеет животное в природе.
Родители были вовлечены в образовательную деятельность. Таким образом, в ходе тематического проекта цель была достигнута.
Список литературы
1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. — Ярославль: Академия развития, 2003.
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009.
3. Шорыгина Т. А. Рыбы какие они? Книга для воспитателей, родителей. Москва, 2008.
4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! — СПб: «Детство-пресс», 2004.