Наталья Фаттахова
Проект на тему «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством разных видов деятельности»
«Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством разных видов деятельности»
«Руки учат голову, затем поумневшая голова
учит руки, а умелые руки снова способствуют
развитию мозга»
И. П. Павлов
Участники проекта : воспитатель, дети подготовительной группы, родители;
Автор проекта : воспитатель Фаттахова Наталья Анатольевна;
Публикация «Проект на тему „Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством разных видов деятельности“» размещена в разделах
Вид проекта : образовательный, игровой, творческий;
По срокам: долгосрочный (с сентября 2020 года по май 2021 года);
Актуальность
Мелкая моторика рук — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами. Развитие речи и интеллекта ребенка зависит от развития мелкой моторики его рук. Известный педагог В. А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. Развитие мелкой моторики оказывает влияние на общее развитие ребенка, его мыслительную деятельность, зрительную и двигательную память, внимание, координацию, воображение, речь. Это важно еще и потому, что в нашей повседневной жизни нам постоянно необходимы точные скоординированные движения пальцев и кистей рук, чтобы есть, одеваться, писать, заниматься рукоделием, играть на музыкальных инструментах и т. д. Поэтому от степени развития мелкой моторики зависит очень многое. И, конечно же, при подготовке ребенка к школе, для того, чтобы он успешно овладел навыками письма, просто необходимо, чтобы мелкая моторика его рук была для этого достаточно развита. Когда ребенок идет в 1 класс с недостаточно развитой мелкой моторикой рук, это чаще всего говорит о некотором отставании и в его общем развитии. Ребенку с большим трудом будут даваться графические задания, ему будет трудно долго держать карандаш или ручку, движения его руки во время письма будут неловкими. И конечно, это скажется не только на почерке, но и на успехах в учебе и на освоении различных трудовых навыков.
Цель проекта : Развитие мелкой моторики рук детей дошкольников посредствам использования различных приемов и методов.
Задачи проекта :
1. Изучить литературу по теме;
2. Создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики;
3. Развивать мелкую моторику рук;
4. Разработать комплекс мероприятий направленный на развитие мелкой моторики рук детей подготовительной группы;
5. Привлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества;
Предполагаемый результат:
Дети
1. У детей сформируется высокий уровень развития мелкой моторики руки, обеспечивающий успешное обучение письму в 1-ом классе;
2. Повысится уровень развития речи, мышления, воображения, памяти.
Родители
1. Родители станут единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
2. Родители получат необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения игр с детьми дома;
Предметно - развивающей среда
Решая задачи развития мелкой моторики, я создала необходимые условия в группе. Предметно - развивающей среда в группе представлена следующими компонентами:
1. Природный материал: камешки, ракушки, различные семена, плоды, листья;
2. Настольная игра «Камушки», «Заплатка для Матрешки»;
3. Мозайки, пазлы, различные мелкие конструкторы, шнуровка;
4. Магнитный алфавит;
5. Настольная игра «Карта мира»;
6. Мячики Су Джок для массажа;
7. Палочки Кюизенера и тантамарески и др.
Этапы проекта :
Сентябрь
1. Выбор темы проекта, его разработка и написание перспективного плана;
2. Сбор литературного материала и подбор, изготовление материала для игр;
3. Подготовка консультаций для родителей;
4. Родительское собрание – практикум «Развитие у ребенка мелкой моторики рук».
Октябрь
1. Аппликация из манной крупы «Грибок»;
2. Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики»;
3. Графические диктанты;
4. Прописи на дом (домашние задания по темам недели).
Ноябрь
1. Модульная аппликация «Кактус»;
2. Консультация для родителей «Подготовка руки ребенка к письму в школе»;
3. Рассказывание стихотворений с помощью пальцев;
4. Прописи на дом (домашние задания по темам недели).
Декабрь
1. Новогодний сувенир в технике «Декупаж»;
2. Консультация для родителей «Декупаж как средство развития мелкой моторики и творчества у детей старшего дошкольного возраста»;
3. Новогодняя выставка поделок, изготовленных детьми совместно с родителями;
4. Занимательные прописи.
Январь
1. Аппликация из ваты «Овечки на пастбище»;
2. Прописи на дом (домашние задания по темам недели);
3. Игры с «Картой мира» (Методическая разработка «Карта мира» направлена на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста, развитие связной речи, обогащение словарного запаса, внимания, зрительное восприятие, память).
Февраль
1. Поделка «Сердечко» в технике Айрис-фолдинг (радужное складывание);
2. Выставка поделок к 23 февраля, изготовленных детьми и родителями;
3. Прописи на дом (домашние задания по темам недели);
4. Консультация для родителей «Аирис Фолдинг» – новый вид творчества».
Март
1. Аппликация в технике квиллинг «Веточка мимозы»;
2. Консультация для родителей «Значение квиллинга в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»;
3. Рассказывание стихотворений с помощью пальцев;
4. Прописи на дом (домашние задания по темам недели).
Апрель
1. Нетрадиционное рисование «Одуванчик»;
2. Консультация для родителей «Роль рисования в развитии детей дошкольного возраста»;
3. Памятки для родителей «Пальчиковая гимнастика дома»;
4. Прописи на дом (домашние задания по темам недели).
Май
1. Поделка из пластилина «Рыбка»;
2. Консультация для родителей «Родителям о пластилинографии»;
3. Презентация – отчет для родителей о проекте «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством разных видов деятельности».