Наталья Макеева
Проект «Наш веселый огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Наш веселый огород»
Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму.
(китайская пословица)
Тип проекта: информационно – творческий; групповой.
По доминирующей в проекте деятельности: информационный, экспериментальный
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта: групповой.
Участники.
Публикация «Проект „Наш веселый огород“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Дети, воспитатель группы, родители.
Продолжительность.
Краткосрочный 1 месяц
Предмет исследования: культурные растения: огурец, помидор, фасоль, лук, редис, пшеница.
Актуальность проекта:
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для поисково - исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении. Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
.
Цель:
Создание условий для познавательно – исследовательской деятельности с детьми по экологическому воспитанию, формирование у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на окне.
Задачи:
Познавательное развитие:
1. Расширять знания детей о культурных растениях, об особенностях строения и условиях роста.
2. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (помидоры, перцы).
3. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
5. Развивать умение наблюдать, выделять предмет из окружающего пространства по определённым признакам. Обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
3. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
4. Развивать познавательные и творческие способности.
5. Формировать положительное взаимоотношения ребенка со взрослыми и со сверстниками.
6. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
7. Воспитывать уважительное взаимоотношение детей к друг другу, к взрослым.
8. Развивать эмоциональную отзывчивость.
9. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
10. Привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений.
Речевое развитие:
1. Развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
2. Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками
3. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Способствовать развитию творческих способностей у детей, любознательность, поисковую деятельность, поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
2. Развивать творческие способности детей.
3. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
Физическое развитие: 1. Учить детей работать вместе, помогать соседу. 2. Развивать физическую активность, глазомер, выдержку. 3. Приобщать детей работать на огороде, помогать взрослым, выполнять поручения близких. Формы и методы проекта:
•игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки;
•словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки, инсценировки;
•практические: наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;
•наглядные: показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, использование кукольного театра (теневого, настольного, театра).
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6. Создание в группе огорода на подоконнике.
7. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
8. Активное участие родителей в реализации проекта.
Гипотеза.
В условиях группы можно вырастить урожай на окне.
Проблемная ситуация.
Недостаточные знания детей об овощных культурах,способах и условиях их выращивания, о пользе овощных культур для здоровья человека, нет практических навыков ухода за выращиваемыми овощными культурами.
Принципы работы.
• Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.
• Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности.
Материалы и ингредиенты для проведения эксперимента.
Семена овощных культур, пластиковые стаканчики, горшочки и земля для посадки, лейка, грабли, лопатки, рыхлители.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
1. Определить цели и задачи проекта.
2. Ознакомительная консультация для родителей относительно назначения проекта.
3. Сбор материала необходимого для реализации проекта.
4. Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена, земля, декоративные элементы
5. Подбор художественной литературы: рассказов, стихов, загадок, пословиц, поговорок.
6. Подготовка посадочного материала: семена томатов, орурцов, пшеницы, лука, фасоли и редиса.
7. Подбор материала и оборудования для опытно - экспериментальной деятельности.
8. Пополнить папку дидактическими играми по экологии. 9. Подготовить дневник для наблюдения за ростом растений. 10. Подобрать стихи, загадки, пословицы и поговорки о овощах.
2. Основной этап:
1. Рассматривание иллюстраций и изучение посадочного материала (луковицы, семена фасоли, огурцов, томатов, пшеницы, редиса).
2. Беседы с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт; «Что необходимо для роста растений».
3. Загадывание загадок, чтение стихов и рассказов.
4. Совместно с детьми сделать посадку семян и луковиц лука.
5. Ведение дневника наблюдения за ростом лука, семян.
6. Рассматривание роста зелёного лука и семян; ежедневные наблюдения за ростом растений, полив почвы по мере высыхания.
7. Опытно-экспериментальная деятельность
8. Чтение художественной литературы: Загадывание загадок, чтение стихов, потешек, поговорок.
10. Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.
11 Рисование с детьми «Варим компот», лепка «Овощи»
12. Пальчиковая гимнастика "Капуста", "Огород"
13. Продуктивные виды деятельности: рисование, аппликация, лепка.
14. Совместный с детьми труд - уход за рассадой (полив, рыхление).
3. Заключительный этап:
1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.
2. Итоговая беседа «Огород на окне».
3. Выставка детских рисунков, аппликаций, поделок из пластилина.
4. фотоотчёт о проделанной работе, презентация.
План мероприятий.
Познавательное развитие
• Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле. НОД «Посадка лука. НОД «Посадка гороха»;
Беседа на тему: "Подготовка огорода"
• "Что нужно растениям для роста?"
• «Какие бывают овощи»
• «Огород на окне».
• " Исследование семян и беседа об условиях их прорастания"
• "Хитрые семена"
Опытно-экспериментальная деятельность
• наблюдение за ростом лука в земле и в воде.
• наблюдение: «Что вырастет из зернышка» (Семена газонной травы в наших «травянчиках»).
• Строение растений
• Рост, развитие растений
• «Условия, необходимые для жизни растений»:
• Земля: Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т. д.
• Вода и растения: Выявить насколько вода необходима для роста растений.
• Солнце и растения: Определить роль солнца в жизни растений.
• Человек и растения: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.
• "Земля или вода»
• Круговорот воды в природе
Художественно – эстетическое развитие.
• Развитие творческих способностей.
• Совершенствовать умение видеть окружающую красоту природы и отражать увиденное и прочитанное в рисунках.
Аппликация: «Овощи на тарелке»
Лепка: «Горошины»
Рисование: «Лук»
Чтение художественной литературы. •
Развитие умения эмоционально воспринимать содержание художественных произведений.
• Ю. Тувим «Овощи»
• «Спор овощей».
• Я. Тайц «Послушный дождик»
• В. Сутеев «Яблоко»
• Д. Родари «Приключение Чипполино»
• В. Коркин «Что растёт на огороде»
• Н. Притулина «Лесной огород»
• Т. Чиживская «Тишкин огород»
• А. Н Толстой «Вершки и корешки»
• А. Н. Афанасьев «Репка»
Социально – коммуникативное развитие • Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе.
• Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.
Дидактические игры:
• «Чудесный мешочек»"
(с муляжами)
• «Найди все овощи»
• «Один - много»
• «Какого цвета овощи»
• «Что лишнее»
• «Вершки и корешки»
• «Расскажи об овоще, фрукте» по схеме.
• «Подобрать фрукт или овощ к соответствующей фигуре»
• «Узнай растение по форме»
• «Чьё семечко?»
• «Найди по описанию»
• «Собери и назови овощи» (разрезные картинки).
• «Овощной магазин».
• «Семья»,
• «Огород»,
• «Мы помощники».
Сюжетно-ролевые игры
«Магазин», «Семья», «Больница»
Работа с родителями:
1. Ознакомить с планом реализации проекта.
2. Беседа с родителями «Огород на окне», «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
4. Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для закрепления знаний о растениях (овощах).
Ожидаемые результаты:
По реализации проекта «Огород на окне» будут получены следующие результаты:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали из семян.
2. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала.
3. В группе был создан огород на окне.
4. Дети вели наблюдения за растениями на окне и записывали в дневник наблюдений вместе с воспитателем.
5. Дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию культурно – огородных растений на окне.
6. Дети научились, и стали более уважительно относиться к труду.
7. Все участники проекта (дети, воспитатель, и родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.)
Вывод:
В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах (огурцах, помидорах, луке) и зернобобовых культурах (горох).
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное удобрение. Выбирать правильное время посева семян и хорошо за ними ухаживать. Проводить исследования нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.
Итог проекта: В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений. Дети увидели многообразие посевного материала. Дети стали бережнее относиться к растительному миру. В группе был создан огород на окне. Дети стали более уважительно относиться к труду. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Материалы и средства: Художественная литература о овощах; стихи Кирилл Авдеенко, Р. Бикметова, О. Шалимова, Н. Горюнова, Л. Буртан, Е. Евсеева, Стихи про семена (С. Ранджелович, загадки, пословицы, рассказ Н. Носова" Огурцы", сказка Альберта Иванова «Раз — горох, два — горох».беседа по картине "Сельскохозяйственные работы в полях" и т. д., иллюстрации с изображением овощей конспекты НОД, консультация для родителей, бумага, кисти, краски, салфетки.