МААМ-картинки

Проект «Наши соседи — насекомые» в средней группе

Ольга Владимировна Селиверстова
Проект «Наши соседи — насекомые» в средней группе

ПРОЕКТ

«НАШИ СОСЕДИ - НАСЕКОМЫЕ»

(ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ)

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Выполнила

Воспитатель: Селиверстова О. В.

2018

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Вид: групповой

Форма проведения: беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, творческие работы, наблюдения в природе.

Продолжительность проекта: 3 месяца

Место проведения: групповая комната, участок группы, семья.

Возраст детей: 4 -5 лет

Публикация «Проект „Наши соседи — насекомые“ в средней группе» размещена в разделах

Проблема: недостаточные знания о жизни насекомых, недостаточный уровень экологической культуры, экологического сознания.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Цель: создание условий для познавательного развития через различные виды деятельности в процессе формирования знаний детей о насекомых, их образе жизни, воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Задачи проекта:

Образовательные:

• создать условия для формирования у детей познавательного интереса;

• формировать и обогащать представления о насекомых: бабочках, муравьях, пчелах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;

• формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой природы и давать им характеристику.

Развивающие:

• развивать умение сравнивать и анализировать.

• развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности;

• развивать связную речь, обогащать словарь детей;

• развивать умение делать выводы;

• приобщить детей, родителей, педагогов к совместной деятельности.

Воспитательные:

• воспитывать у детей гуманного отношения к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы;

• воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность.

Задачи исследовательской деятельности:

• формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развивать умение определять возможные методы решения проблемы самостоятельно;

• формировать умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов.

Линии развития личности:

• социально-коммуникативное развитие дошкольников;

• художественно-эстетическое развитие дошкольников;

• речевое развитие дошкольников;

• познавательное развитие дошкольников.

Обеспечение проекта:

• научно - методическое (подбор литературы, книги, картины);

• материально - техническое (фотоаппарат, магнитофон, канцелярские принадлежности, спортивный инвентарь);

• экспериментальная площадка (групповая комната, участок группы).

Методы проекта:

• исследовательские: проблемные вопросы, наблюдения;

• наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;

• словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

• игровой (физкультминутки, пальчиковые игры, подвижные игры)

• практические (выполнение работ по рисованию, лепке, аппликации, конструированию из природного материала, бумаги).

Ожидаемый результат:

• сформированная база знаний у детей о мире насекомых;

• формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним;

• развитие умения рассуждать, наблюдать;

• развитие речи у детей, активного словаря;

• формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.

Пояснительная записка

Процесс развития ребенка осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с окружающим миром. Наблюдения за насекомыми целесообразно проводить индивидуально или с небольшой группой детей в естественных условиях, т. е. на прогулках, экскурсиях, Кроме индивидуальных и групповых наблюдений, с детьми средней группы могут быть использованы различные виды деятельности, основой которых также является наблюдение. В процесс целесообразно включать изобразительную деятельность, дидактические игры, беседы.

При разработке педагогического процесса по формированию основ экологической культуры были учтены дидактические принципы: от близкого к далекому, от простого к сложному, от частного к общему.

Содержание и объем знаний подобран с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Эти знания способствуют накоплению экологических навыков и умений. Знания о правилах поведения в природе помогают детям оценить свое поведение и поведение других людей по отношению к природе, оказывают влияние на формирование осознанно-бережного отношения ко всему, что окружает ребенка. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, наблюдений, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, а также самостоятельной деятельности детей.

Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Педагоги группы привлекают родителей для подбора материала, выставок художественного творчества.

Это длительный и трудный процесс, но достичь результата возможно.

План осуществления проекта

Образовательные области Виды детской деятельности

Физическое развитие Разучивание и проведение пальчиковой гимнастики «Насекомые», «Бабочка», «Пчела»

Проведение подвижных игр «Поймай комара», «Превращения», «Паук и мухи», «День и ночь» (дневные и ночные бабочки, «К бабочке беги», «Медведь и пчелы» «Кто быстрее»

Спортивный досуг «Муравьи и кузнечики»

Физкультминутка «Божьи коровки», «Муравей»

Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес», «Хоровод насекомых», «Пасека», «Происшествие в лесу», «Путешествие», «Кафе для насекомых»

Консультация для родителей «Экологическое воспитание»

Беседа «Все в природе взаимосвязано», «О пчелах», «Друзья насекомых», «Если исчезнут насекомые»

Драматизация «Коза-дереза», «В траве сидел кузнечик», «Лесной плакунчик, «Лупсень и Пупсень», «Как муравьишка домой спешил», «Муха – Цокотуха» (малышам)

Развлечения «Танцевальный час», «Песочная страна», «Отпуск в Африке», «Праздник воздушных шаров», «Фруктово-ягодный микс», «Друзья Мойдодыра», «Шоу мыльных пузырей», «Ирискины гостинцы», «Лентяйка в гостях у ребят», «Лентяйка в гостях у ребят», «Карнавал цветов»

Познавательное развитие Дидактическая игра ««Бывает - не бывает», «Пчелы и цветы», «Точки у божьей коровки»

Пазлы «Насекомые»

Беседа «Бывают ли насекомые детенышами», «Кем была бабочка?», «Где спят насекомые»

Отгадывание загадок про насекомых

Наблюдение за бабочкой, пчелой, комаром, жуком, гусеницей, червяком

Изготовление террариума для насекомых

Опыт «Перенеси воду», «Бабочкины крылья», «Какие звуки издают насекомые», «На что похожи камни?», «Прогулка с увеличительным стеклом»

Упражнение «Посчитай насекомых»

Речевое развитие Чтение Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К. Чуковского «Муха-Цокотуха»; В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; В. Драгунского «Он живой и светится», П. А. Синявского «Штранная история», Сутеев «Под грибом»

Разучивание стихотворения Ю. Энтина «Врач по имени пчела», «Божья коровка», К. Авдеенко «Паучок», «Комарик»

Дидактические игры «Закончи предложение», «Узнай чье крылышко», «Подбери признак»

Составление загадок – описаний про насекомых

Игра – интервью «Насекомые»

Составление рассказа о любимом насекомом (с родителями)

Художественно-эстетическое развитие Прослушивание песни «В траве сидел кузнечик»

Игра с рисованием «Дорисуй насекомое по образцу»

Трафарет «Бабочка»

Рисование «Бабочки», «Пчелка», «Насекомые над лугом», «Мое любимое насекомое» (с родителями)

Лепка «Паучок», «Пчелки»

Аппликация «Стрекоза», «Улитка», «Гусеница»

Аппликация коллективная «Божьи коровки»

Конструирование из семян «Жучок», из паролона «Муравей», из контейнера киндер-сюрприза «Пчелка золотая»

Рисование на камнях «Жуки»

Физкультминутка

Божьи коровки

Мы божьи коровки (прыжки) -

Быстрые и ловкие (бег на месте!

По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками,

А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем…

Устали ноги от ходьбы (наклоны!

И кушать мы давно хотим (гладим животик…

Домой скорее полетим («летим» нас свои места)

Муравей

Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет…

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом.

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом.

(Движения по тексту)

Подвижные игры

Поймай комара

Количество игроков: любое. Дополнительно: веревка длиной 0,5 метра, платочек. К верёвочке привязывают платочек - "комар". Веревку с комаром можно прикрепить к прутику, а можно держать в руке. Взрослый держит веревочку так, чтобы "комар" находился на 5-10 см. выше поднятой руки ребёнка. Ребёнок, подпрыгивая, старается прихлопнуть комара ладонями. Вариант: вместо веревки с платочком можно использовать бубен. Ребёнок, подпрыгивая, стучит ладонью в бубен.

Превращения

Теперь, дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два — вот и фея теперь я». А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых. Дети-насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару («з-з-з», пчеле («ж-ж-ж», мухе («з-з-з», шмелю («ж-ж-ж»).

Пауки и мухи

В одном из углов зала рисуется паутина, где живет паук- один из играющих. Все дети изображают мух. По сигналу воспитателя играющие разбегаются по всему залу, летают, жужжат. Паук в это время находится в паутине. По сигналу: «Паук!» мухи замирают, останавливаются на том месте, где их застал сигнал. Паук выходит и смотрит. Того кто шевельнется, паук отводит в свою паутину.

Кто быстрее

Дети должны по инструкции воспитателя прыгать, как кузнечики – кто быстрее доберется до финиша, лететь, как бабочки, ползти, как жуки.

Пальчиковые гимнастики

Насекомые

Дружно пальчики считаем –

Насекомых называем: (Сжимать и разжимать кулачки)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом. (Поочередно загибать пальцы)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит! (Вращать мизинцем)

Прячемся! (Прячем руки за спину)

Бабочка

Бабочка – коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На березовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полет «бабочки»,

Пчела

Прилетела к нам вчера.

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек —

И веселый мотылек (загибаем пальцы).

Два жука и стрекоза (делаем кружки из пальцев, подносим к глазам,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали (машем ладошками,

От усталости упали (роняем ладони на стол).

Дидактические игры

Закончи предложение

Цель: употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе

- Муравей сидел около….

- Божья коровка полезла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…

Узнай, чьё крылышко

Цель: освоение употребление родительного падежа

Ребенок называет (бабочки, стрекозы, пчелы)

Бывает – не бывает

Цель: понимание логико-грамматических конструкций.

- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку.

Подбери признак

Цель: формирование навыка сочетать существительное и прилагательное

бабочка какая? -, муравей какой? -, пчела какая? - …

Игра – интервью «Насекомые»

Цель: развитие диалогической речи.

Детям предлагаются роли (бабочка, муха, комар). Один из детей берет у них интервью, задавая вопросы о жизни насекомого.

Пчелы и цветы

Цель: развитие внимания, логического мышления

Детям предлагаются бабочки и цветы, в цвете которых есть совпадения. Нужно разложить, ориентируясь на сходство.

«Точки у божьей коровки»

Цель: развитие мышления, закрепление количественного счета и цифр.

Детям предлагает соединить цифру и божью коровку по количеству точек на ней.

Дыхательная гимнастика «На лесной полянке»

1. «Понюхай цветок»

Воспитатель предлагает детям понюхать цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х», упражнение повторить 5-6 раз. Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок».

2. «Летят пчелы».

Аромат цветов привлек внимание одной пчелки. Вот она летит: «Зь-зь-зь» (дети повторяют). А за ней целый рой: «З-з-з-з-з» (дети повторяют 5-6 раз)

3. «Подуй на бабочку»

А вот на цветок прилетела бабочка. Дети подносят ко рту бабочку и дуют на нее с небольшими паузами 5-6 раз

Логоритмические упражнения

Друзья помогли

От друзей муравьишка отстал. Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.

Ножку тонкую он поломал.

Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.

Травкой быстро ее обмотал,

В муравейник скорей побежал.

Ну а солнце за лес уж зашло.

Ох-ох-ох-ох!

Стало сразу так страшно, темно.

Ах-ах-ах, ах-ах-ах!

Хорошо, что друзья помогли,

Муравьишку домой принесли.

Мо-лод-цы! Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.

Ритмично сгибают и разгибают ноги.

Бегут на месте.

Делают ритмичную пружинку.

Ритмично закрывают глаза ладонями.

Ритмично хлопают в ладоши.

Насекомые над лугом

— Жу-жу-жу, — жужжит пчела:

— Я лечу издалека.

— Зу-зу-зу, — комар пищит.

— Уф-уф-уф, — как паровоз

Шмель пыхтит, пыльцу повез.

Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.

Я любого разбужу».

Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.

Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами.

Ритмично хлопают в ладоши.

Загадки

Суетня, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит. (Муравьи)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком. (Пчела)

Одежды не шьёт,

Но ткань всегда ткёт. (Паук)

Он зелёный, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет. (Кузнечик)

Не зверь, не птица,

Носок как спица.

Летит - пищит,

Сядет - молчит. (Комар)

Пришли мужики в лес без топоров,

Срубили избу, да без углов. (Муравьи)

Не зверь не птица, а нос, как спица. (Комар)

Целый день летает,

Всем надоедает. (Муха)

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят. (Пчелы)

Стихи

Стихотворение «Трудолюбивая пчелка» (по методике расскажи стихи руками)

Пчёлка трудится весь день

(Дети руками обрисовывают перед собой круг.)

И работать ей не лень.

(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)

От цветка летит к цветку,

(Ритмично взмахивают руками-крылышками.)

Клеит на брюшко пыльцу,

(Совершают круговые движения ладонью по животу.)

Хоботком нектар сосёт —

(Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.)

За день много соберёт.

(Раскрывают перед собой все пальцы.)

Унесёт нектар в тот улей

(Обрисовывают в воздухе треугольник.)

И назад вернётся пулей.

(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)

В сотах утрамбует мёд,

(Топают ногами.)

Скоро ведь зима придёт.

(Ёжатся.)

Будет пчёлкам чем питаться

(Имитируют движения ложкой.)

Летом надо им стараться.

(Имитируют накладывание мёда в соты.)

П. А. Синявский «Штранная иштория»

Встретил жук в одном лесу

Симпатичную осу.

- Ах, какая модница!

Пожвольте пожнакомиться.

- Увазаемый прохозый,

Ну на сто это похозэ!

Вы не представляете,

Как вы сепелявете!

И красавица оса

Улетела в небеса.

- Штранная гражданка,

Наверно, иноштранка.

Жук с досады кренделями

По поляне носится.

- Это ж надо было так

Опроштоволоситься.

Как бы вновь не оказаться

В положении таком -

Нужно шрочно жаниматься

Иноштранным яжыком.

К. Авдеенко «Паучок»

Паучок на веточке

В паутинке-клеточке,

Растопырил лапки,

Лапки-расцарапки,

Чтоб не двигаться, дремать,

Чтоб жучков схватить, поймать!

Лапки-цапки как крючки -

Берегитесь все жучки!

Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук»

В саду пел Соловей. Его песня была прекрасна. Он знал, что его песню любят люди и поэтому смотрел с гордостью на цветущий сад, на яркое синее небо, на маленькую Девочку, которая сидела в саду и слушала его песню.

А рядом с Соловьем летал большой рогатый Жук. Он летал и жужжал. Соловей прервал свою песню и говорит с досадой Жуку:

- Прекрати свое жужжание. Ты не даешь мне петь. Твое жужжание не нужно никому, и вообще, лучше бы, если бы тебя, жука, вообще не было.

Жук с достоинством ответил:

- Нет, Соловей, без меня, Жука, тоже мир невозможен, как и без тебя, Соловья.

- Вот так мудрость! - рассмеялся Соловей. - 3начит, ты тоже нужен людям? Вот спросим у девочки, она скажет, кто нужен людям и кто не нужен.

Полетели Соловей и Жук к Девочке, спрашивают:

- Скажи, Девочка, кого нужно оставить в мире - Соловья или Жука?

- Пусть буду и Соловей и Жук, - ответила Девочка - И подумав, добавила: - Как же можно без Жука?

Н. Романова «Что узнал дождевой червяк»; К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;

И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»; В. Драгунский «Он живой и светится»

В. Г. Сутеев «Под грибом» (в сборнике литературы)

Публикации по теме:

Фотоотчет об акции «Добрые соседи — дружные соседи»Фотоотчет об акции «Добрые соседи — дружные соседи» Работники сектора удаленного обслуживания ЦГБ МБУК «ЦБС г. Шебекино» в очередной раз присоединились к Всероссийской акции «Международный.

Конспект НОД во второй младшей группе с использованием ИКТ «Наши соседи — насекомые» Конспект НОД во второй младшей группе с использованием ИКТ на тему «Наши соседи-насекомые» Цель: закреплять представление о насекомых Задачи:.

Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Проект «Насекомые» для средней группы Проект «Насекомые». Подготовили проект: воспитатели МБДОУ детского сада №21 комбинированного вида Пронькина Л. В., Мейжус Н. Н., средней.

Проект «Насекомые» для средней группы Проект «Насекомые». Паспорт проекта. Участники проекта: дети средней группы «Колокольчик», воспитатель. Вид проекта:познавательно - творческий.

Проект «Насекомые» в средней группе Проект в средней группе Тема: «Насекомые» Опубликовано 19.07.2017 – 02.08.17–Черкашина Л. Г Вид проекта: краткосрочный, групповой, исследовательский.

Проект «Насекомые» в средней группе Проект «Насекомые» в средней группе Марина Царева Проект «Насекомые» в средней группе Тип проекта – познавательно-творческий. Участники.

Проект «Эти удивительные насекомые» для средней группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Полянка» п. Жирекен Проект "Путешествие в мир насекомых" средняя группа.

Экологический проект в младшей группе «Насекомые = наши друзья»Экологический проект в младшей группе «Насекомые = наши друзья» Вид проекта: Групповой, краткосрочный с 22.04.2019 – 15.05.2019 Интеграция видов деятельности: Поисково-познавательный, коммуникативный,.

Экологический проект «Удивительные насекомые» в средней группе Паспорт проекта: исследовательский, познавательно – творческий, групповой. Продолжительность: Краткосрочный (с 3 апреля по 28 апреля) Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Наши соседи — насекомые» в средней группе
Опубликовано: 13 сентября 2019 в 18:27
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД