Лучший педагог года

Проект «Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

Епихина Ирина Александровна
Проект «Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

Составитель проекта : педагог-психолог

Перевертова И. А.

«Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

Пояснительная записка.

Термин «инклюзия» введен в 1994г. декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

Публикация «Проект „Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении“» размещена в разделах

Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.

Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.

  Актуальность создания экспериментальной площадки.

В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая дошкольное образование.  В МБДОУ "Детский сад комбинированного вида «Яблонька» число лиц дошкольного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 2 % от общего состава дошкольников.

Опираясь на прогнозирование, число дошкольников с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения при организации и содержании среды, в которой будут находиться дошкольники.

Краткая аннотация проекта.

Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Яблонька» г. Мичуринск. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду дошкольного учреждения. В результате реализации проекта педагоги дошкольного учреждения освоят технологию создания организации и содержания среды для детей с особыми образовательными потребностями.

Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательном дошкольном учреждении по индивидуальной программе обучения, успешной их социализации к школе. Дошкольники получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, при правильной организации и содержании окружающей их среды. Проект будет реализован через вовлечение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся по средствам создания вокруг дошкольников соответствующей среды и условий.

Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов дошкольного учреждения, в состав которой войдут администрация дошкольного учреждения, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели группы. Всего в проекте будут принимать участие 6 педагогов и 2 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Длительность проекта определяется медицинскими показаниями дошкольников, индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других дошкольных образовательных учреждениях.

В будущем, это поможет в решении возникшей российской проблеме постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в школу, а дальнейшем в современное общество.

Актуальность проекта.

Детский сад «Яблонька» посещает 225 детей в возрасте от 1.5 до 7 лет. Из них 2 – ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Все 2 дошкольников обучаются интегрировано в группе по общеобразовательной программе + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ, разработанной «Детский сад комбинированного видеа «Яблонька», на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо в полном объёме создать условия для реализации образовательных потребностей. На начальном этапе создан дошкольный психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) из трёх педагогов дошкольного учреждения, медицинской сестры и психолога. Из узких специалистов в дошкольном учреждении работает психолог  и учитель-логопед. Специалисты работают по программе психокоррекции речевой коррекции для дошкольников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений соответствующего вида. Специалисты находится в штате. Ведутся дневники сопровождения, работает психолог с обучающимися.

С детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2020- 2021 учебном году будут работать 6 педагогов. 50% педагогического коллектива понимают и принимают ситуацию. 50% коллектива не видят перспективы такого образования, в связи с тем, что отсутствует видение результата, возникает вопрос: как дети смогут обучаться в школе. В связи с этим необходима помощь не только в подготовке педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии, но и создании условий. Таким образом, в проекте участвуют 6 педагогов, они же члены команды. Обязанности распределены между членами команды. Необходимым остается квалифицированная помощь не только в составлении рабочих программ, но и в качественном ведении консилиума. Ранее консилиум проходил в режиме совещания. Анализ организации и создания условий обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования. Инклюзия дошкольников с ОВЗ в образовательное пространство сада скажется положительно на формировании толерантного поведения дошкольников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы дошкольникам и педагогам для достижения успеха. Дошкольное учреждение реализует следующие программы обучения: общеобразовательная программа + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ, разработанной «Детский сад комбинированного вида «Яблонька», на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

Дошкольника со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие дети в саду в процессе реализации его особых образовательных потребностей. В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организована кружковая работа различной направленности. В ходе реализации проекта по созданию организации и условий окружающей среды таких дошкольников планируется :

- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);

- повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки с проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной педагогики;

- распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференциях, через стажировки.

Цельи задачи программы.

Цель: Создать и внедрить в практику эффективную современную модель инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада комбинированного вида.

Задачи проекта :

1. Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах инклюзивного образования.

2. Разработать нормативно-правовую базу по инклюзивному образованию.

3. Совершенствовать материально-техническую базу, обеспечивающую эффективное внедрение инновационного проекта.

4. Разработать и внедрить модель индивидуаль- ного образовательного маршрута для детей с ОВЗ.

5. Разработать и внедрить адаптированную образовательную программу ДОУ.

Ресурсное обеспечение проекта.

Обеспечение успешности реализации «Модели дошкольного учреждения инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:

материально-техническая база:

- здание кирпичное двухэтажные, рассчитанное на 250 воспитанников. Имеются следующие функциональные группы помещений: вестибюль; помещения:

- кабинеты, оснащенные информационными технологиями и техникой;

-физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами). Оборудована спортивная площадка и зона отдыха;

- административно – бытовые (кабинет заведующего, старшего воспитателя, делопроизводителя);

- хозяйственного обслуживания.

Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет в актовом зале.

Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, 4 умывальника.

  В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.

Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование:

учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Дошкольное учреждение обеспечено в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2020-2021 учебный год.

кадровый состав.

Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%. Имеют: Высшее образование – 90 %, среднее специальное – 10%. Из них: С высшей категорией – 30%, с первой категорией – 60 %, соответствуют должности– 10 %. Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Стратегия достижения поставленной цели. Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация дошкольного учреждения в рамках внутрисадовского контроля и инициативная группа.

Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год, заседаниях МО воспитателей (два раза в год, заседаниях инициативной группы.

Стратегия достижения поставленной цели.

Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:

Первый этап (с 08.05.2020-31.07.2021) - создание инициативной группы воспитателей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.

Второй этап (с 01.08.2020-30.10.2021) – диагностические мероприятия, создание группы воспитанников с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри дошкольного учреждения, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.

Третий этап (с 31.10.2020-28.05.2020) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии воспитателей, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Работа методической службы по созданию условий для процесса инклюзивного обучения и воспитания. Сбор материала для мониторинга результатов обучения воспитанников данной категории.

План реализации проекта «Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении» МБДОУ "Детский сад комбинированного вида «Яблонька» на 2020-2021учебный год.

Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:

1. повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;

2. материально-техническое и организационное обеспечение;

3. создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

4. создание в дошкольном общеобразовательном учреждении толерантной среды.

Дошкольное образовательное учреждение с инклюзивной группой решает следующие задачи:

1. создание единой психологически комфортной образовательной среды для дошкольников, имеющих разные стартовые возможности;

2. обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации дошкольников с особенностями развития на этапе дошкольного воспитания и обучения;

3. организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

4. преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

5. постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

6. охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья дошкольников;

7. социально-трудовая адаптация дошкольников с особыми образовательными потребностями.

№/№

Мероприятия

Исполнители

2020\21

1. Внесение изменений в уставы и локальные акты дошкольного учреждения

Администрация

Август 2020

2. Внесение изменений в штатное расписание ДОУ

Заведующий

Август 2020

3. Разработка и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития дошкольного образовательного учреждения

Администрация

Август 2020

4. Создание компьютерной базы данных дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год

Администрация

Сентябрь 2020

5.

Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ДОУ

Старший воспитатель

Сентябрь 2020

6. Создание сетевого взаимодействия ДОУ с ЦВР, разработка планов совместной работы ДОУ, заключение договоров

Администрация ДОУ

Сентябрь-декабрь 2020

7. Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития дошкольников, нуждающихся в инклюзивном образовании

Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед

2020-2021 уч. год

8. Создание и организация работы творческой группы по инклюзивному образованию

Администрация, педагогический коллектив

Май- август 2020

9.

Организация и проведения педагогических советов «Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями», «Современные возможности организации инклюзивного образования в дошкольном общеобразовательной учреждении», 7 мастер-классов по вопросам инклюзивного образования «Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации воспитательно-образовательного процесса»

Администрация, педагоги группы «Кораблик»,  педагог-психолог, учитель-логопед

январь- май 2021

10. Изучение и обобщение опыта работы воспитателей по системе инклюзивного образования

Администрация, воспитатели.

2020-2021 уч. год

11.

Проведение заседаний дошкольных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ДОУ

Администрация, руководители МО

2020-2021 уч. год

12. Организация досуговой деятельности с детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов (кружковая работа)

Педагоги ДОУ

2020-2021 уч. год

13. Анализ годового плана ДОУ с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами.

Администрация, руководители МО, воспитатели

Март 2020

14. Укрепление материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования

Администрация

2020-2021уч. год

15. Разработка и принятие ежегодных планов сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями

Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед

Сентябрь 2020

16.

Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью выверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте

Администрация

2020-2021 уч. год

17. Участие педагогической и родительской общественности в мероприятиях «Дружба», «Подари улыбку другу», «Вместе весело шагать» в рамках программы инклюзивного образования

Администрация, воспитатели, инструктор по физической культуре

2020-2021 уч. год

18. Организация работы совета учреждения, родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии.

Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед

2020-2021 уч. год

19. Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования

Администрация, педагоги

2020-2021 уч. год

20. Организация работы по информированию родителей о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед

Декабрь 2020- апрель 2021

21. Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования

Администрация

2020-2021 уч. год

22.

Организация работы дошкольного психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям

Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед, мед. сестра

2020-2021 уч. год

23. Участие в конкурсах творчества воспитанников на различных уровнях.

Старший воспитатель

2020-2021 уч. год

24. составление индивидуальных программ сопровождения воспитанников с особенностями психофизического развития.

Педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед

Август – сентябрь 2020

25. Проведение коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели

2020-2021 уч. год

26.

Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий.

Педагог-психолог, учитель-логопед,

Сентябрь 2020 – январь 2021

Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам полугодий с целью диагностики и динамики развития воспитанников. В практической деятельности планируется взаимодействие с дошкольными учреждениямиг. Мичуринск и методистами ресурсного центра г. Мичуринск.

Практическая значимость результатов проекта.

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.

2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.

4. Обучение станет более доступным для дошкольников, испытывающих проблемы в здоровье.

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.

6. Воспитанники дошкольного учреждения приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

Списки использованной литературы, а также рекомендуемой для самостоятельного изучения по инклюзивному образованию.

1. Ахутина, Т. В., Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования / Т. В. Ахутина, И. О. Камардина, Н. М. Пылаева. –М. : МГППУ, 2013.–56 с.

2. Варенова Т. В., Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями : учебно-метод. пособие / Т. В. Варенова. – М. : Форум, 2012. – 272 с.

3. Голиков Н. А., Ребё нок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление. Дети с особой миссией / Н. А. Голиков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2015. – 428 с.

4. Головчак Е. В., Дистанционное обучение детей с особенностями развития / Е. В. Головчак, Т. А. Строкова // Народное образование,2011.-№7.-С. 175-182.

5. Дубровская Т. А., Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Т. А. Дубровская, М. В. Воронцова, В. С. Кукушин. –М. : РГСУ, 2014.–364 с.

6. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Современный образовательный стандарт / Т. В. Волосовец, А. М. Казьмин, В. Н. Ярыгин. –М. : МозаикаСинтез, 2011.–144 с.

7. Инклюзивное образование : идеи, перспективы, опыт / Авт. -сост. Л. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2011.–96 с.

8. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: учеб. -метод. пособие / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова. – М. : Владос, 2014.–168 с.

9. Инновационные процессы в системе реабилитации инвалидов и модель её дальнейшего развития/ А. В. Иванов // Отечественный журнал социальной работы, 2011.№3.–С. 78-85.

10. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа / Авт. -сост. Л. В. Годовникова, И. В. Возняк. – Волгоград: Учитель, 2011.–87 с.

11. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / Авт. -сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. – Волгоград: Учитель, 2012.–146 с.

12. Крыжановская Л. М., Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования : учеб. пособие / Л. М. Крыжановская. –М. : Владос, 2014.–142 с.

13. Леонгард Э. И., Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования : метод. пособие / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова. – М. : МГППУ, 2011. – 278 с.

14. Нефедова Е., Путь в страну «Инклюзия»/ Е. Нефедова // Учитель, 2011.-№4.– С. 69-71.

15. ПастороваА. Ю. ,Инклюзивное образование : исследования и практика в СанктПетербурге: монография / А. Ю. Пасторова. – СПб. : Издательство СПбГУ, 2012. – 250 с. – ISBN 978-5-288-05364-1.

16. Приступа Е. Н., Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Е. Н. Приступа. – М. : Инфра-М: Форум, 2015. – 160 с. – ISBN 978-5-91134-974-5.

17. Программа коррекционной работы. Работаем по ФГОС основного общего образования : метод. пособие / Е. Л. Черкасова, А. В. Лагутина, А. С. Павлова, Ж. И. Журавлева, Е. Н. Моргачева. –М. : Перспектива, 2015.–88 с. –ISBN 978-5-98594-523-2.

18. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа. ФГОС / Ю. Ю. Баранова, М. И. Солодкова, Г. В. Яковлева. – М. : Просвещение, 2014.–126 с. –ISBN 978-5-09-030566-2

19. Современный урок в коррекционном классе / Авт. -сост. Т. И. Нелепенко; под ред. Л. Е. Гринина, А. В. Перепелкиной. – Волгоград: Учитель, 2014. – 130 с. – ISBN 9785-7057-3315-6.

20. Спирина Н. П., Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению: учеб. пособие / Н. П. Спирина, Л. Ю. Александрова. – М. : Владос, 2014. – 96 с. – ISBN 978-5-691-020230.

21. Староверова М. С., Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы: учеб. пособие / М. С. Староверова, О. И. Кузнецова. –М. : Владос, 2014.–144 с. –ISBN 978-5-691-01919-7.

22. Сухих В. Г., Особые потребности семей с детьми-инвалидами (по результатам мониторинга в Красноярском крае) / В. Г. Сухих, С. В. Чеха // Социологические исследования,2011.-№2.–С. 140-143.

23. Токарь И. Е., Инклюзивное образование : опыт и перспективы развития / И. Е. Токарь // Социальная педагогика,2011.-№5.–С. 93-105.

24. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями. ФГОС / Авт. -сост. Т. В. Калабух, Е. В. Клейменова; под ред. Л. Е. Гринина, Н. Е. Волковой-Алексеевой. – Волгоград: Учитель, 2014.–100 с.

25. Хохлова Н., Организация работы по социальной адаптации дошкольников в процессе интегрированного обучения дошкольников и младших школьников / Н. Хохлова // Дошкольное воспитание,2011.-№8.–С. 115-122.

Публикации по теме:

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образованияПознавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования Познавательно-двигательное мероприятие "Ловкий грамотей" как форма инклюзивного образования. В настоящее время в связи с изменением в образовании,.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОСТеатральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Организация и содержание инклюзивного образования в дошкольном учреждении»
Опубликовано: 17 ноября 2020 в 15:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД