Аноним
Проект «Организация совместной познавательно исследовательской деятельности взрослого с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется проект на тему : «Организация совместной познавательно – исследовательской деятельности взрослого с детьми»
Вид проекта – инновационный.
Руководитель проекта – Коптева Ольга Васильевна - старший воспитатель.
Срок реализации – Долгосрочный
Участники проекта – старший дошкольный возраст, родители.
Публикация «Проект „Организация совместной познавательно исследовательской деятельности взрослого с детьми“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
База реализации проекта : муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Колобок» г. Волгодонска.
На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс освоения знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Ребенок по природе своей – исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось, как процесс саморазвития. Это объясняется тем, что детям присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном детстве он является ведущим способом познания мира.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
С учетом этого, можно сделать вывод, что данная тема весьма актуальна.
Цель: Стимулирование организации совместной познавательно – исследовательской деятельности взрослого с детьми. Формирование способностей у детей дошкольного возраста самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.
Задачи:
1. Развивать познавательно – исследовательскую инициативу ребенка (любознательность).
2. Осваивать основополагающие культурные формы упорядочивания опыта; причинно – следственные, родо – видовые (классификационные, пространственные и временные отношения.
3. Развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ - рассуждение) в процессе активных действий по поиску связей и явлений.
4. Переводить детей от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
5. Расширять кругозор детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире; элементарных географических и исторических представлений).
Анализируя проделанную работу, приходим к выводу: проведенная мною работа по организации совместной познавательно – исследовательской деятельности взрослого с детьми дала свои положительные результаты: повышения качества воспитания образования дошкольников по познавательно – исследовательской деятельности, оснащение предметно – развивающей среды, оформление выставок и организация праздников для детей с участием родителей.
Инновационность- разработана система работы с дошкольниками по ознакомлению познавательно – исследовательской деятельности на основе экспериментирования.
Механизм реализации проекта : Система совместной организованной деятельности проводилась в лаборатории на базе учреждения «Хочу все знать!» в виде бесед, викторин, Наблюдений, Чтением художественной литературы, отгадывания загадок, кроссвордов, оформление выставок, изготовление поделок, проведения опытов и праздников с участие родителей, Участие в городских смотр конкурсах ( например: «Веснянка», «Творческая мастерская деда мороза»
Работа проводилась в три этапа.
Первый этап – подготовительный
Цель: создание организационных условий, обеспечивающих реализацию проекта.
Содержание:
Изучение эффективного педагогического опыта по работе с дошкольников в рамках проблемы проекта.
Разработка план работы с родителями, школой.
Составление перспективно-тематического плана по экологическому воспитанию
Конструирование модели взаимодействия участников проекта «Почемучки"и определений направления их деятельности.
Приобщение родителей к совместной деятельности в рамках актуализации проблемы по познавательно – исследовательской деятельности
Обогащение предметно-развивающей среды в группе и на игровой площадке.
Изготовление совместно с детьми и родителями дидактических игр, пособий и обучающих стендов.
Второй этап - основной
Цель - осуществление педагогической работы по ознакомлению познавательно – исследовательской деятельности и формированию навыков безопасного проведения эксперемента.
Содержание:
Проведение еженедельных занятий с детьми по познавательно – исследовательской деятельности
Проведение мероприятий «Путешествие по реке времени»
Встречи с учителями школ.
создание фотоальбома «Почемучки»
Проведение опыта: «Волшебница вода», «Металлы», «Воздух Невидимка»
Организация и проведение сюжетно-ролевых игр «Мы исследователи»
Продуктивное чтение литературных произведений.
Использование игр в совместной деятельности дидактических : «Подумай – отгадай», «Колейдоскоп», «Найди клад по схеме», «Волшебники» и т. д.
Третий этап – Заключительный
Цель - подведение итогов по реализации проекта «Организация совместной познавательно – исследовательской деятельности взрослого с детьми». Выявление проблем и определение перспектив в данном направлении.
Содержание:
Проведение викторин, открытых просмотров, итоговых занятий по выявлению исследовательской инициативы ребенка (любознательность).
Выявление представлений детей путём контрольных вопросов, рисунков детей, различных схем, игр с картинками и проведения опытов.
Создание мультимедийной презентации (демонстрация слайдов и доклад «Из опыта работы») на педагогическом совете.
Обобщение результатов работы, формулировка выводов, составление методических рекомендаций.
Если вы хотите, чтобы все дети принимали участие в исследовании природы, то заниматься с ними нужно так, Чтобы ни кто не оставался в стороне. Даже медлительному ребенку нужно дать почувствовать себя таким же способным, как если бы он был быстрый и сообразительный.
Дети воодушевляются когда:
• Чувствуют себя спокойно
• Понимают взрослого
• Они нацелены и активизированы
• Понимают вопрос в целом
• Чувствуют единство друг с другом
На того кто занимается с детьми, возложена важная задача – заботиться о приобщении подрастающего поколения к природе и создании для этого необходимых условий. Такой человек может дать детям ключи к миру природы. Ваше наставление – для ребенка вдохновение.