МААМ-картинки

Проект по развитию речи в старшей группе «Учимся красиво говорить»

Бадретдинова Венера
Проект по развитию речи в старшей группе «Учимся красиво говорить»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания, грамматически правильно, логично, точно, выразительно.

Публикация «Проект по развитию речи в старшей группе „Учимся красиво говорить“» размещена в разделах

Как известно, становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны) происходит в период дошкольного возраста. Эти достижения в речевом развитии детей значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.

Дошкольный период является важным периодом для развития речи ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространённых и сложных предложений. Исследования психологов и педагогов показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного понимания произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи в целом.

Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Возраст участников проекта : дети 5-6 лет

Тип проекта : краткосрочный, групповой, творческий.

Сроки реализации: 3 недели

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Место проведения: МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 8»

Актуальность проекта :

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Она является естественной средой развития детей. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игровой форме, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты.

Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, реб нок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.

Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в моем случае стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. С их помощью создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки, перевертыши, построенные на диалоге). Дидактические игры предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение, совершенствование речи).

Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является театр, который есть в арсенале моей группы (пальчиковый, теневой, настольный и др.) Даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет. Все это благоприятно влияет на развитие речи детей.

Цель проекта :

развивать связную речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.

Образовательные задачи:

- Закрепить умение детей развивать связную речь при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений, отгадывании загадок, проговаривании скороговорок, пересказе сказок.

Развивающие задачи :

- Формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли; обогащать словарный запас; развивать связную и диалогическую речь;

- Формировать навыки культурного речевого общения; развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)

Воспитательные задачи:

- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

- Порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.

Предполагаемый результат:

- Создание оптимальных условий для организации совместной деятельности с родителями по развитию связной речи ребенка.

- Реб нок познакомится с разнообразием игр, направленных для развития связной речи.

- Ребенок научится самостоятельно играть в настольные – дидактические игры.

- Участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции у детей старшего дошкольного возраста.

Методы проекта : беседы, чтение стихотворений и рассказов, заучивание чистоговорок, рассматривание иллюстраций, развивающие игры и упражнения; работа с родителями, взаимодействие с педагогами с целью передачи опыта.

Совместная деятельность с родителями:

- принять участие в выборе темы проекта;

- ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;

- выполнять (по желанию) совместные задания к проекту во время нахождения ребенка не только в ОУ;

- принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту;

Работа с педагогами:

- Методические рекомендации педагогов для работы по теме проекта;

- Обмен методической литературой.

Этапы проекта :

I этап – организационно-подготовительный

-Подбор и изучение методической, научной и художественной литературы по теме проекта.

- Подбор и систематизирование игры и игровых упражнений.

- Оформление в группе речевого уголка.

-Выявление уровня развития связной речи детей.

- Изучение насколько готовы родители к активному сотрудничеству.

- Изготовление дидактического пособия, необходимого для реализации проекта.

II этап – технологический (основной)

-Пополнить атрибутами развивающую среду.

-Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

-Познакомить детей с искусством театра и его видами.

-Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

-Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Перспективный план работы с детьми старшей группы :

Сроки проекта Работа с детьми Задачи

1 неделя 1. Чтение и пересказ сказки

«Хаврошечка» А. Н. Толстой;

2. Д/ И: «Поиграем в сказку», «Дополни предложение».

3. Беседа с детьми «Секрет волшебных слов».

4. Отгадывание загадок для детей 5-6

5. Продолжи пословицу (повторение пословиц).

6. Чтение рассказа К. Паустовский «Кот - ворюга».

1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному творчеству. Развитие умения пересказать сказку, опираясь на её пространственно – временную модель.

2. Cовершенствование умения пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно.

3. Сформировать у детей представление о различных формах вежливого общения между людьми.

4. Вызвать интерес к предметному миру; учить детей логически мыслить, выделять основные признаки предметов.

5. Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.

6. Упражнять в придумывании однокоренных слов. Обогащать словарь детей, развивать умение понимать характеры героев и мотивы их поступков.

2 неделя 1. Д/ И: «Где начало рассказа?»,

«Исправь ошибку».

2. Знакомство с русской народной сказкой «Сивка-бурка» М. Булатов.

3. Заучивание чистоговорок.

4. Заучивание стихотворения А. Н. Плещеев «Весна»

5. Беседа с детьми «Театр».

6. Д/ И: «Испорченный телефон». 1. Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

2. Дать детям представление о происхождении русских народных сказок.

3. Закрепить правильное произношение звуков у детей, развить у них чувство рифмы, внимание, память.

4. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

5. Познакомить дошкольников с миром театра, со спецификой правил поведения в театре, стимулировать их интерес к театральному искусству.

6. Развитие слухового внимания.

3 неделя 1. П/ И: «Мы веселые ребята», «Гуси-гуси».

2. Беседа с детьми «Моя любимая книга».

3. Пересказ рассказа Л. Н. Толстой «Лев и собачка»;

4. Рисование «Любимый герой сказки».

5. Сюжетно – ролевая игра: «Театр» и постановка кукольного театра «Теремок».

6. П/ И: «Зайцы и волк». 1. Упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

2. Формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности от реализации проекта.

3. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному творчеству. Развитие умения пересказать рассказ.

4. Формировать и расширять представления детей о мире сказок при помощи средств изобразительной деятельности.

5. Закреплять представление детей о театре. Развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке «Теремок».

6. Упражнять в беге, в прыжках, учить действовать в соответствии с текстом.

Перспективный план работы с родителями:

Сроки проекта Мероприятия

1 неделя Беседа с родителями «Развитие речи детей в повседневной жизни».

2 неделя Консультации на тему «Роль семьи в речевом развитии ребенка 5-6 лет».

3 неделя Памятка для родителей «Игры для развития речи детей дома».

1-3 недели Чтение литературных произведений, разучивание стихотворений.

1-3 недели Игры с родителями: «Подумай – отгадай», «Красный – зеленый», «Назови детенышей?», «Эстафета», «Испорченный телефон» и т. д.

III этап - заключительный

-консультации по теме проекта для педагогов ДОУ;

-создание тематических папок с приобщением родителей;

-выявить знания родителей о значении связной речи у детей старшего возраста.

Список используемой литературы

1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991г.

2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика Синтез, 2007г.

3. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. / Ю. В. Микляева. - М. : Айрис-пресс, 2005. – с. 59.

4. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.

5. Интернет источники: Международный образовательный портал Maam.ru

Публикации по теме:

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Глагол. Действия» Уважаемые коллеги! Я с удовольствием продолжаю работу над информационным проектом. И начинаю новый раздел – ГЛАГОЛ. Говорить, сегодня мы.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Глагол. Синонимы, антонимы, омонимы» Уважаемые коллеги! Продолжаю работать над информационным проектом, пополняя свою и вашу копилку по развитию речи. Тема сегодняшнего блока:.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Наречие» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию новый раздел в работе над развитием речи. Называется он «НАРЕЧИЕ». Ребенок очень часто использует.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Что лучше?… Кто какой?» Уважаемые коллеги! Закончить раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» хочу двумя темами. Это «ЧТО ЛУЧШЕ?» и «КТО КАКОЙ?» Первая тема будет представлена одним.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Какой? Какая? Какое? Какие?» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию новый раздел – «Прилагательное. Какой? Какая? Какое? Какие?» Игры, представленные в этом разделе,.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное» Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальной школе у ребенка могут возникнуть трудности, особенно в изучении русского языка.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Я придумал слово» Уважаемые коллеги! Продолжаю работу над информационным проектом для создания дидактического материала по лексическим темам. Предлагаю вашему.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Один — много» Уважаемые коллеги! Предлагаю вам расширить раздел «Существительное», и добавить к нему тему «Один – много». Начиная говорить, ребенок с.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Падежи» Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами продолжим рассматривать раздел «Существительное», но добавим к нему одно слово. И это слово ПАДЕЖИ.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Существительное. Синонимы, антонимы, омонимы» Уважаемые коллеги! В этом разделе я предлагаю вам продолжить работу над частью речи, которая называется СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, но расширить это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию речи в старшей группе «Учимся красиво говорить»
Опубликовано: 21 февраля 2023 в 23:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по развитию речи в старшей группе «Учимся красиво говорить»» (включая файлы) размещена пользователем Бадретдинова Венера (УИ 1978077) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД