МААМ-картинки

Проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Летние приключения Почемучки»

Оксана Вихарева
Проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Летние приключения Почемучки»

Проект по экспериментально - исследовательской деятельности

"Летние приключения Почемучки"

Подготовила: воспитатель

Вихарева Оксана Вячеславовна

Вид проекта: познавательно – игровой.

Срок реализации: среднесрочный (май - август 2020г.)

Состав участников: воспитатель, дети старшей группы и их родители.

Актуальность

Публикация «Проект по экспериментально-исследовательской деятельности „Летние приключения Почемучки“» размещена в разделах

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Проблема

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира детьми является экспериментально-исследовательская деятельность. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим способом познания мира.

В реальной же действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Цель проекта

Расширять знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность

Задачи проекта

• Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

• Знакомить с различными свойствами веществ.

• Развивать представления о некоторых факторах среды, об основных физических явлениях.

• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

• Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

• Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы

для решения познавательных задач.

• Воспитывать любознательность, активность.

• Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.

Для реализации проекта используются следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

1. С детьми:

• опыты, эксперименты

• экспериментирование на прогулке

• индивидуальная работа с детьми

• самостоятельная экспериментальная деятельность

• дидактические игры

• подвижные игры

• труд в природе и в уголке природы

• чтение художественной литературы

• беседы

• просмотр презентаций, мультфильмов.

2. С родителями:

• Консультация

• Буклеты, памятки

• Беседы

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей, оборудование для занятий.

Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.

Этапы реализации проекта

1. Организационно – диагностический этап (май 2020г.)

• Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.

• Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями.

• Организация предметно – развивающей среды

• Оформление консультативного материала для родителей

2. Практический этап (июнь - 1-2 недели августа)

Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями в форме игры-путешествия по стране Удивляндии с маленьким Почемучкой.

3. Заключительный этап (3-4 недели августа)

Создание лэпбука по экспериментированию совместно с детьми, оформление результатов проекта в виде презентации и фотооотчета.

Литература

1. Дыбина О. В. "Ребёнок в мире поиска"; 2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников); 3. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»; 4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».

5 .Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 80 с. 6. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 128 с. 7. Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;

Приложение

Перспективное планирование работы с детьми и родителями

«Экспериментирование с песком - Песочный город»

1. Движение песка Цель: Закрепить знания детей о свойствах песка.

2. Ветер и песок Цель: Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком

3. Чей след Цель: Формировать умение оставлять следы на песке, выяснить, на каком песке это лучше делать – сухом или мокром

Другие виды деятельности:

- Постройки из песка на участке

- «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги)

Работа с родителями:

- Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников»

- Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию"

«Экспериментирование с воздухом - станция Воздушная»

1. Почему кораблики не плывут Цель: Обнаружить воздух, образовать ветер

2. Вдох – выдох Цель: Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

3. Муха – цокотуха Цель: Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.

4. Пузырьки-спасатели Цель: Выявить, что воздух легче воды и имеет силу

Другие виды деятельности:

- Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме

- Ручной труд «Смешарики» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара)

- «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку)

- Рисование мыльными пузырями

Работа с родителями:

- Придумать с родителями сказку «О воздухе»

- Консультация «Соблюдение правил безопасности

«Экспериментирование с водой - Подводная деревня»

1. Разноцветная вода Цель: Знакомить детей с водой, с тем, что она бывает чистая, прозрачная, но ее можно сделать цветной, непрозрачной

2. Рыбалка Цель: Закрепить знания о свойствах воды

3. Предметы впитывают воду Цель: Формирование представления о свойствах предметов впитывать воду

4. Сказка о камешке Цель: На примере опыта показать, что предметы могут быть легкими и тяжелыми

Другие виды деятельности:

- «Волшебная вода» («Красочные брызги»)

- «Путешествие капельки» (рисование по-мокрому).

Работа с родителями:

- Консультация для родителей по экспериментированию с водой, предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома

"Экспериментирование со светом - город Солнышка"

1. Солнечный зайчик Цель: Познакомить с естественным источником света - солнцем

2. Что-то в коробке Цель: Познакомить со значением света и его источниками

3. Радуга Цель: Показать, что свет состоит из разных цветов

Другие виды деятельности:

- Беседа: «О пользе и вреде солнечных лучей», «Что такое загар»

- Пускание солнечных зайчиков

- Создание калейдоскопа

Работа с родителями:

- Буклет «Экспериментируем дома», познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми

- Создание альбома: «Наши открытия»

«Экспериментирование с объектами живой природы - лес Приключений»

1. Как дышат растения Цель: Определить, что все части растения участвуют в дыхании

2. Для чего корешки Цель: Уточнить функцию корней растения

3. Свет и тень Цель: Уточнить необходимость света для роста растений

Другие виды деятельности:

- «Чудо-дерево» (оттиск корой)

- Беседовать с детьми о растениях, уходе за ними. Что необходимо для их роста

- Закреплять знания классификации растений (трава, кусты, деревья, цветы)

Работа с родителями:

- Памятка: «Береги лес!»

- Фотовыставка: «Как мы экспериментируем

Публикации по теме:

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа)Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа) Цель. Формировать у детей представление о свойствах воды: прозрачная, может менять цвет и вкус, предметы в ней тонут и плавают. Задачи.

Проект исследовательской деятельности «Можно ли играть в мультфильмы?»Проект исследовательской деятельности «Можно ли играть в мультфильмы?» ПРОЕКТ исследовательской деятельности по теме «Можно ли играть в мультфильмы?»воспитанников подготовительной группы МБДОУ детский сад №.

Проект исследовательской деятельности «Почему все яблоки разные» ПРОЕКТ исследовательской деятельности по теме «Почему все яблоки разные?» воспитанницы подготовительной группы МБДОУ детский сад № 17 города.

Проект исследовательской деятельности в семенной лаборатории «Мини-лаборатория мышонка Пика»Проект исследовательской деятельности в семенной лаборатории «Мини-лаборатория мышонка Пика» В своей группе «Акварелька» мы устроили "Мини -лабораторию мышонка Пик", которая помогает нам изучать мир, который нас окружает. В нашей.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды»Проект организации поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода. Лед — особое состояние воды» Цель: Формирование представлений о свойствах воды. Задачи проекта: Активизация творческого мышления детей. Выявление свойств воды. Выявить.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород»Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород» Проект (фотоотчет) по познавательно –исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород» ЦЕЛЬ: наблюдения за произрастанием.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Капелька»Проект по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Капелька» Образовательная область: познавательное развитие. Тема проекта: вода и её свойства. Творческое название: «Капелька» Участники проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Летние приключения Почемучки»
Опубликовано: 23 июля 2020 в 06:44
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД