МААМ-картинки

Проект познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников «Волшебный мир мыла»

Юлия Третьякова
Проект познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников «Волшебный мир мыла»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников

«Волшебный мир мыла»

Автор проекта: Третьякова Юлия Михайловна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад №14»

Цель:

Обогащение у детей старшего дошкольного возраста представлений о значении мыла, его свойствах и способах применения.

Задачи:

• Познакомиться с историей возникновения мыла и мыловарения в России.

Публикация «Проект познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников „Волшебный мир мыла“» размещена в разделах

• Познакомиться с различными видами мыла и определить их свойства.

• Совместно с родителями исследовать способы мыловарения и сделать мыло своими руками в домашних условиях.

• Подготовить выставку самоваренного мыла.

• Выявить области необычного использования обычного мыла.

• Научить делать из мыла раствор для получения мыльных пузырей, проделать различные эксперименты с ними.

• Воспитать культурно-гигиенические навыки детей.

Назначение проекта: обогащение знаний, развитие навыков и творчества детей на примере обыденно-бытовых вещей.

Сроки реализации проекта:

• краткосрочный (1 месяц).

Источники финансирования:

• ДОУ, родители, воспитатель.

Участники проекта:

• дети, родители, воспитатель.

Результаты реализации:

• Получение детьми новых знаний о мыле и навыков его применения;

• Создание детской выставки «Мыло своими руками»;

• Презентация проекта.

Актуальность

Каждый день, находясь дома, в гостях, в детском саду, дети слышат фразу: «Мойте руки с мылом». А зачем мыть руки именно с мылом, что такое мыло, какое бывает мыло, и как оно появилось в нашей жизни, редко кто задумывается.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный[/b]

• Сбор информации по вопросам истории возникновения мыла и мыловарения: ознакомление с энциклопедическим материалом по данной теме, поиск материала в сети Интернет;

• Изготовление для родителей буклетов по изготовлению мыла в домашних условиях;

• Подбор иллюстративного материала, литературных произведений, пословиц, поговорок, загадок, игр, опытов и экспериментов.

2 этап – основной

• Повторение и знакомство с литературными произведениями: К. Чуковского «Мойдодыр», Л. Гуляева «Если дунуть посильней», О. Чусовитина «Раз, два, три», Ж. Биганина «Даша, внучка, посмотри!», Л. Степанова «До вечерней до зари», Г. Дядина «Двенадцать мыльных пузырей»; знакомство с пословицами и поговорками, пальчиковыми гимнастиками, загадывание загадок по теме;

• Беседы: «Что такое мыло?», «История мыла», «Свойства и виды мыла»;

• Рассмотрение иллюстраций и беседы по их содержанию: «Мыло», «Виды мыла», «Мыльные пузыри»;

• Сюжетно -ролевые игры: «Прачечная», «Магазин»;

• Дидактические игры: «Мыло какое? (Виды, свойства, состав)», «Какое мыло пропало?», «Какое мыло, где используется?»

• Подвижные игры: «Раздувайся пузырь», «Пузырики и девочка (или мальчик)»

• Пальчиковые игры: «Большая стирка», «Моем ручки».

• Проблемные ситуации: «Для чего мыть руки с мылом?», «Почему так много видов мыла?», «Чем отличается простое хозяйственное мыло от хозяйственного мыла с отбеливающим эффектом?», «Чем отличается простое туалетное мыло от крем – мыла?», «Как влияет мыло на воду?», «Можно ли сделать клей из мыла?», «Как приготовить раствор для мыльных пузырей?», «Как посадить пузырь на ладошку?», «Как сделать мыльный пузырь – попрыгунчик?», «Как сделать из мыльного пузыря ёлочную игрушку?», «Как надуть пузырь-великан?», «Как нарисовать рисунок мылом, мыльными пузырями и пеной?», «Как сделать фигуры из мыльных пузырей?», «Как изготовить мыло своими руками?»

• Рисование: рисование мылом, мыльной пеной, мыльными пузырями;

• Посещение «Шоу мыльных пузырей»;

• Фотосессия для выпускного альбома;

• Домашнее задание: изготовить в домашних условиях вместе с родителями мыло своими руками, используя рецепты, описанные в буклетах по изготовлению мыла или сети «Интернет»; подготовить небольшую презентацию о своём изделии (название, состав, кто помогал делать, кому подаришь)

• Аппликация: делаем аппликацию, используя клей из мыла, изготовленный своими руками;

• Конструирование: «Чудо куб», «Фигуры из мыльных пузырей»;

3 этап – заключительный

• Детская презентация «Мыло своими руками»;

• Создание детской выставки «Мыло своими руками»;

• Презентация проекта.

Перспективы развития

Данный проект является примером и алгоритмом для дальнейшего развития цикла проектов (авторской программы, обогащающих представления и знания детей об окружающем их мире привычных вещей, развития новых навыков, креативных способностей.

Картотека опытов и экспериментов по теме «Волшебный мир мыла».

[/b]

«Для чего мыть руки с мылом?»

Двое детей моют испачканные руки, один - водой, другой - водой с мылом.

В результате руки, помытые с мылом, отмоются без особых усилий.

«Изучение свойств разных видов хозяйственного мыла»

Испачкайте гуашью белые носки и постирайте их в холодной воде. Один носок постирать обычным хозяйственным мылом, а другой носок - хозяйственным мылом с отбеливающим эффектом.

В результате носок, постиранный мылом с отбеливающими компонентами, будет белее.

«Изучение свойств разных видов туалетного мыла»

Попросите бабушку помыть руки обычным туалетным мылом и мылом с увлажняющим кремом. Сначала два дня бабушка будет мыть руки простым мылом и не будет использовать при этом крем, а потом два дня крем-мылом.

В результате от обычного туалетного мыла кожа на её руках станет сухой. А при использовании крем-мыла за тот же период времени, ее руки станут гладкими и мягкими.

«Делаем пену»

Возьмите пластиковый стакан, трубочку, жидкое мыло.

Налейте в стаканчик воду, добавьте мыло, опустите трубочку и выдыхайте воздух в раствор через трубочку. В результате получиться пена.

«Дырки в воде»

Возьмите тальк, воду, жидкое мыло.

Налейте в тазик воду, посыпьте поверхность воды тальком. Предложите ребенку «проткнуть» поверхность воды пальцем: как только он вытаскивает палец, вода снова смыкается, восстанавливая пленку. Теперь пусть малыш обмакнет палец в жидкое мыло (осторожно, подальше от тазика) и опустит его в тазик.

В результате в тальке остаются «дырки».

«Лодка с мыльным двигателем»

Возьмите тазик, маленький треугольник из картона, жидкое мыло.

Наполните тазик водой, положите лодочку (треугольник из картона) в угол тазика острым углом по направлению к центру. Попросите ребенка обмакнуть палец в жидкое мыло (сделать это подальше от тазика) и опустить в воду за лодочкой.

В результате лодочка мгновенно начинает двигаться к противоположному краю тазика. Результаты этих опытов объясняются действием мыла на воду: оно уменьшает натяжение воды. Если решите повторить эксперименты, то воду в тазике необходимо заменить.

«Клей из мыла»

Натрите на тёрке кусочек хозяйственного мыла, добавьте немного кипятка и размешайте до получения кашицы – клей готов.

«Пузыри своими руками»

В четырех стаканчиках приготовьте растворы. Первый раствор – вода + средство для мытья посуды, второй – вода + средство для мытья посуды + сахар, третий – вода + средство для мытья посуды + глицерин (продается в аптеке, четвертый – вода + жидкое мыло.

В результате из первого раствора пузыри получаться небольшими и быстро лопнут. Из второго раствора с добавлением сахара пузыри получаться такие же мелкие, но цветные. Уже интереснее. Из четвертого раствора пузыри вообще не надуются. А вот из третьего раствора с глицерином пузыри получаться крупные и долго не будут лопаться. Вывод: основу всех рецептов для раствора составляют вода и моющее вещество. Самое главное, «секретное» вещество, которое придает пузырям прочность – это глицерин.

Испытайте несколько разных рецептов раствора для получения прочных мыльных пузырей и выясните, какой из них оказался самым лучшим:

• 600 мл воды +200 г жидкости для мытья посуды +100 г глицерина;

• 600 мл горячей дистиллированной воды +300 г глицерина +50 г стирального порошка + 20 капель нашатырного спирта. Раствор должен настояться несколько дней, потом его надо отфильтровать и перед употреблением поставить на 12 часов в холодильник;

• 300 мл воды + 300 мл жидкости для мытья посуды + 2 чайные ложки сахарного песка;

• 4 столовые ложки мыльной стружки растворить в 400 мл горячей воды (лучше это делать на огне). Дать постоять неделю. После этого добавить 2 чайные ложки сахара.

«Пузырь на ладошке"

Для того чтобы посадить пузырь на ладошку или предмет достаточно просто смочить их мыльным раствором, тем самым, сгладив шероховатости поверхности предмета и любоваться его радужной красотой в течение нескольких минут.

«Пузыри-попрыгунчики» и «ёлочная игрушка»

Возьмите шерстяную вещь (например, шарф, жидкость для мыльных пузырей, соломинку для коктейля, ракетку для пинг-понга (можно заменить дощечкой).

Оберните ракетку шарфом, выдуйте шарик и постарайтесь опустить его на ракетку. Осторожно попробуйте заставить шарик подпрыгивать. В результате мыльный пузырь, не меняя формы и не лопаясь, мягко опускается на ракетку и даже подпрыгивает. Поверхность пузыря достаточно упруга. Пузырь опирается на ворсинки шарфа и как бы парит в воздухе. Если вынести этот шарик на «шерстяной тарелочке» на улицу в холодный зимний день, он замерзнет и станет елочной игрушкой.

«Трубочка для пузырей имеет значение»

Трубочка для пузырей тоже имеет значение. С помощью пластмассовой соломинки можно выдувать только маленькие пузыри. Если расщепить соломинку — можно будет выдувать пузыри большего размера. Для самых больших пузырей понадобится воронка или же игрушечная детская труба.

«Пузырь-великан»

С помощью воронки можно выдуть пузырь-великан диаметром до 30 см. Конечно, дуть придется с перерывами, каждый раз зажимая отверстие. «Единым духом» такой пузырь не надуешь — в него входит больше ведра воздуха! Края трубки или воронки хорошенько смочите мыльным раствором, иначе пузыри будут лопаться при спускании. Слюна, попавшая в трубочку, тоже враг пузырей. И даже капля мыльного раствора, повисшая на пузыре снизу, очень опасна. Осторожно удалите ее смоченным в растворе пальцем, чтобы неженка-пузырь не лопнул.

«Купола»

Возьмите раствор для мыльных пузырей, соломинку, кусок стекла.

Смочите стекло водой, обмакните соломинку в мыльный раствор (желательно перед употреблением поставить его на несколько часов в холодильник, выдуйте пузырь и осторожно положите на стекло — получится купол. Хорошо смочите соломинку в мыльном растворе, осторожно проткните 1-й купол и подуйте в соломинку — внутри образовался купол поменьше. Повторите процедуру в 3-й раз (действуйте осторожно: купола не должны соприкасаться). Каждый последующий пузырь будет занимать место в центре предыдущего и приводить к его увеличению. Это потому, что внутри мыльного пузыря находится воздух. Появление нового пузыря увеличивает объем предыдущего благодаря упругости, которую придает ему мыло.

«Чудо-скульптура»

Поставьте пробку посередине блюдца. На пробку положите пятак, к пятаку прилепите пластилином маленькую куколку, а к головке куколки прилепите копейку. Налейте в блюдце немного мыльного раствора. Хорошо смочите раствором все, что в блюдце. Теперь возьмите трубку и выдуйте большой пузырь так, чтобы он «сидел» на краях блюдца. Готово? Введите в этот пузырь трубку и выдуйте внутри второй, посадив его на пятак. Выньте трубку, снова смочите ее и осторожно проткните пленки обоих пузырей. Внутри выдуйте третий, самый маленький. Он будет сидеть на копейке!

«Мыльные цветы»

Возьмите раствор для мыльных пузырей, соломинку, фольгу, пробку, блюдце.

Приложите к листу алюминиевой фольги пробку и очертите ее контур карандашом, а вокруг этого кружка осторожно нарисуйте и вырежьте 6 лепестков. Диаметр розетки 8—10 см. Поставьте пробку посреди блюдца, а розетку смочите в мыльном растворе и положите сверху. Лепестки опадут, обвиснут. Кажется, наш цветок увял, не успев расцвести. Но это не так! Выдуйте пузырь и поднесите его к центру розетки. Сейчас же лепестки пристанут к пузырю и поднимутся, натянутые упругой мыльной пленкой. Продолжайте надувать пузырь — и цветок будет раскрываться все шире и шире. Как он красив: серебряные лепестки и радужный шар!

«Мыльный сувенир»

Разрежьте мыло на 3—4 части и сложите брусочки в один сосуд. Отправьте содержимое в микроволновую печь на 10 секунд, затем тщательно размешайте растопленное мыло. Предложите малышу вложить в растопленное мыло фигурки из киндер-сюрприза или цветочные лепестки, добавить пару капель грейпфрутового или апельсинового ароматического масел. После чего, разлейте приготовленную жидкость по формам и дайте ей застыть. Позже, достаньте из формочек и красиво упакуйте свой оригинальный сувенир.

«Чудо Куб»

Сделайте из проволоки и коктейльных трубочек куб.

Окуните его в раствор для прочных мыльных пузырей, и экспериментируйте…

Мыльные рисунки

Рисование мылом

Оно развивает у ребенка фантазию. На чистом белом или цветном листе бумаги кусочком мыла изобразите предметы, затем карандашами, красками, мелками, фломастерами наносится фон.

Рисование порошком

Это еще один необычный прием, который будит фантазию и жажду творчества. Краски вы готовите заранее, без участия детей. Смешайте 5 столовых ложек темперы (в порошке) с чашкой стирального порошка и 1/4 чашки воды. Воду следует добавлять медленно, постоянно помешивая (остерегайтесь попадания в глаза, до получения кремообразной консистенции. Можно добавить немного жидкого мыла (для избегания пятен на одежде). Добавьте сухую крупу для придания краске интересной текстуры и предложите ребенку создавать на бумаге оригинальные картины.

Рисование мыльными пузырями

Сначала соедините в мелкой кастрюльке 1/4 чашки жидкости для мытья посуды, 1/3 чашки воды, несколько капель пищевого красителя.

Понадобятся еще соломинки для коктейля и цветная бумага. Застелите стол газетами, предупредите малыша, что для создания волшебных пузырьков нужно быть осторожным и внимательным.

Пускай он окунет один конец соломинки в раствор и поднимет ее, на конце соломинки должен повиснуть пузырек. Затем нужно аккуратно поднести его к листу цветной бумаги и дать лопнуть над ним. Продолжать это занятие, меняя цвета красителя, следует до тех пор, пока на листе не получится разноцветная картина. Предложите ребенку порисовать пузырьками на белой бумаге, на глянцевом листке журнала. А затем превратите эти шедевры в упаковку для подарка или закладку для книг.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством проектной деятельности. Проект о воде Участники проекта: родители, воспитатели и дети младшей группы. Продолжительность проекта: 1,5 месяца Сухомлинский В. А. говорил: "Оставляйте.

«Условные мерки длины или 38 попугаев». Программа познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников Программа организации познавательно –исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возрастаТема: «Условные мерки длины…или 38.

«Воспитание экологической культуры старших дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности» Содержание 1. Теоретическая часть 1.1. Пояснительная записка…3 1.2. Теоретические аспекты экологического воспитания.

Арт-проект «Волшебный мир балета» по ознакомлению старших дошкольников с жанрами музыки. Арт-проект предназначен для развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников. Проект, как инновационная форма помогает развить.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе «Волшебный песок» Вид: познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе. Тема: «Путешествие в песочную страну». Цель: расширение представлений.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебный камень магнит» старшая группа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебный камень — магнит» (старшая группа)НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебный камень — магнит» (старшая группа) НОД "Волшебный камень-магнит"(познавательно-исследовательская деятельность).Старшая группа. Осваиваемые образовательные области: познавательное.

Организация образовательного пространства для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника, стимулирует.

«Условные мерки длины… или 38 попугаев». Программа познавательно–исследовательской деятельности старших дошкольников Программа организации познавательно –исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Авторский коллектив: Федина Надежда.

Развитие познавательно-исследовательской активности старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем Подготовила.

Автор публикации:
Проект познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников «Волшебный мир мыла»
Опубликовано: 17 августа 2017 в 11:06
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников «Волшебный мир мыла»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Третьякова (УИ 534107) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД