Татьяна Коленская
Проект «Прославленная поэтесса Волгограда»
▼ Скачать + Заказать документы
Планируемые результаты:
• дети узнают о жизни и творчестве М. К. Агашиной поэтессы родного края;
• узнают об истории стихотворения «Растет в Волгограде березка»;
• расширение активного и пассивного словарного запаса, развитие речи через разучивание стихов;
• появиться интерес к прошлому, настоящему и будущему своего города;
• проявление патриотических чувств;
Публикация «Проект „Прославленная поэтесса Волгограда“» размещена в разделах
- Волгоградская область, Волгоград
- Проекты. Проектная деятельность
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
• вовлечение родителей воспитанников в совместную проектную деятельность, направленную на изучения жизни и творчества известной Волгоградской поэтессы М. К. Агашишой;
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развитие социально-коммуникативных навыков;
• изготовление совместно с родителями книги-самоделки с иллюстрациями по теме «Сборник стихов М. К. Агашиной»
Продукт проекта : книжка самоделка «Сборник стихов М. К. Агашиной»
Актуальность проекта
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую
изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал».
К. Симонов
Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного возраста любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину, взрастившею многих знаменитых людей.
Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет ознакомление детей с прославленными людьми своего города. Дошкольников полезно знакомить со знаменитыми людьми, прославившими родной город. Формировать у детей чувство гордости за родной край, взрастивший многих знаменитых людей, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Технология проекта и этапы реализации плана
Мы живём в Волгограде – городе со своей историей и давними традициями. Улицы, названные в честь героев, памятники архитектуры, скульптуры – всё говорит о прошлом и настоящем нашего города. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны, тем более нам есть чем гордиться. Чтобы детям было интересно, нужно им преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что их окружает и постепенно расширять круг их знаний.
Беседуя о городе Волгограде, о его памятных местах, детям предложили прослушать песню «Растет в Волгограде березка» (музыка Григория Пономаренко стихи Маргариты Агашиной) у детей возник вопрос : Почему, о березе поют в песне? Далее дети вспомнили о том, что видели березку на территории детского сада. Рассуждая с детьми, по содержанию стихов было принято решение узнать, почему М. К. Агашина написала стихотворение о березе.
В ходе беседы выяснилось, что большинство детей мало знают об истории родного города, практически не знают о жизни и творчестве известных Волгоградских людей. После этого с родителями педагоги провели анкетирование. Анкетирование показало, что только 48% взрослых знают о том что, песня «Растет в Волгограде березка» написана Волгоградской поэтессой, и только 25 % знают что, это за березка и почему о ней написаны стихи.
Интерес детей к истории «Волгоградской березки», и желание родителей узнать больше о родном городе и людях прославивших его, было принято решение познакомить ребят с творчеством М. К. Агашиной. Родителям заняться поисковой деятельностью и узнать самим больше о творчестве М. К. Агашиной.
Растет березка у подножия Мамаева кургана в левом крыле парка на краю светлой аллеи. Жители Волгограда в канун 20- летия победы посадили березки в память о погибших людях в годы войны. Вот и Ф. И. Рыкунов в память о погибших четырех братьях посадил березку. Где их могилы неизвестны.
Вот уже нет Ф. И. Рыкунова. Также не стало Волгоградской поэтессы М. К. Агашиной. А жизнь продолжается. Идут годы. Уже взрослыми стали дети и внуки Ф. И. Рыкунова. Одна из правнучек Ф. И. ,Анна Рыкунова учиться в ВГСПУ. Аня, с гордость предоставила нам документы и фото семейного архива. Аня гордиться историей своей семьи.
На основном этапе с детьми провели, интегрированное НОД с использованием ИКТ и изодеятельность «История березки…». Детям рассказали о том, кто посадил березку на Мамаевом кургане, ребята узнали, почему М. К. Агашина написала эти строчки. Для развития познавательного интереса, детям предложили просмотреть фотографии и документы из личного архива семьи Ф. И. Рыкунова. В заключении детям предложили нарисовать березку.
Чтобы поддержать интерес детей разучили стихи «Растет в Волгограде березка», для участия в конкурсе чтецов. Анна М., Вероника Г., Настя С., выступили, на конкурсе чтецов защищая честь своей группы.
При подготовке НОД (ручной труд) «Березка в память о погибшем солдате», с детьми была проведена беседа о том, почему Ф. И. Рыкунов посадил березку, и было принято решение тоже изготовить ко второму февраля березку в память о погибших солдатах защищавших нашу родину. В день Сталинградской битвы, второго февраля ребята и воспитатель группы приготовили выставку «Письмо на фронт», и «Березка в память о погибшем солдате».
Особый интерес вызвала экскурсия в детскую библиотеку №22, где библиотекарь Ельшанцева А. М. рассказала ребятам о творчестве М. К. Агашиной, и других Волгоградских поэтах. Дети долго делились впечатлениями об экскурсии.
Родители тоже активно включились в наш проект. Родители группы приняли участие в изготовлении иллюстративного материала для книжки самоделки, тут каждый взрослый самостоятельно выбирал стихи М. К. Агашиной и продумывал, как написать и проиллюстрировать содержание. Чтобы еще ближе познакомить детей с творчеством М. К. Агашиной родители предложили сделать выставку книг М. К. Агашиной. Так как большинство современных семей, в домашней библиотеке нет таких книг, родителям пришлось воспользоваться библиотеками города, и обратиться к помощи старшего поколения своим родителям и бабушкам.
Необходимо отметить, что дети и родители проявляли заинтересованность и стремление к участию на всех этапах проекта. Вместе со взрослыми (воспитателями, родителями) ребята участвовали в постановке конкретных задач проекта, вместе со взрослыми находили пути решения проблемы, вносили свой посильный вклад в поиск информации, подготовку и реализацию мероприятий проекта. Итогом проекта было изготовление книжки самоделки «Сборник стихов М. К. Агашиной», детей совместно с родителями.
Подготовительный этап:
Обдумали идею проекта, собрали информацию, материал для реализации идеи. Составили план проекта, определи сроки реализации. Вызвали интерес детей, родителей к данной проблеме при ведущей роли педагога.
Определи важность данной проблемы: низкий уровень духовно - нравственного воспитания воспитанников, отсутствие знаний о знаменитых людях родного края.
Погружение детей, педагогов и родителей в проектную деятельность.
План реализации подготовительного этапа проекта
№ Мероприятия Участники
1. Выбор и обоснование темы проекта, определение сроков, целей и задач работы Педагоги
2. Анкетирование родителей Педагоги
Родители
3. Беседа с детьми «Мой город, моя Родина» о городе Волгограде и его памятных местах, прослушивание песни «Растет в Волгограде березка». Педагоги
Воспитанники
4. Сбор и анализ литературы для детей и родителей, подбор наглядно-дидактического материала (мультимедийную презентацию) Педагоги
5. Подготовка экскурсии в детскую библиотеку Педагоги
Основной этап:
На основном этапе с детьми проводились ознакомительные, познавательные, творческие занятия и беседы. Чтобы заинтересовать детей на НОД использовалась презентация с фото подлинных документов и фото из семейного архива.
На протяжении всего этапа воспитанникам были созданы условия для познавательного развития, это выставка и экскурсия. В группе были оформлены выставки рисунков «Березка», выставка детских работ «Березка в память о погибшем солдате».
Дети делились с родителями впечатлениями об экскурсии в библиотеку. В группе прошла выставка книг М. К. Агашиной.
№ Мероприятия Участники
1. Проведение НОД, на тему: «История березки…».
Педагог
Воспитанники
2. Разучивание стихов «Растет в Волгограде березка». Педагог
Воспитанники
Родители
3. Проведение НОД (ручной труд) «Березка в память о погибшем солдате».
Педагог
Воспитанники
4. Экскурсия в детскую библиотеку №22. Педагог
Воспитанники
Старший воспитатель
Родители
5. Выставка книг М. К. Агашиной Педагог
Воспитанники
Родители
6. Выставка рисунков и поделок Родители
Воспитанники
Воспитатель
7. Изготовление сборника стихов М. К. Агашиной, вместе с родителями.
Родители
Воспитанники
Воспитатель
Заключительный этап:
Основная цель итоговых мероприятий является анализ эффективности реализации проекта. Также на данном этапе решалась задача вовлечение педагогов детского сада в проектную деятельность
План реализации итогового этапа проекта
№ Мероприятия Участники
1. Презентация книжки самоделки «Сборник стихов М. К. Агашиной»
Авторы проекта
2. Подготовка фото и видеоотчета о реализации проекта
Авторы проекта, родители
3. Описание проекта создание презентации о проделанной работе и о достигнутых результатах
Коллектив ДОУ
4. Обсуждение итогов проекта в педагогическом коллективе
Педагоги детского сада
Заключительные положения:
Проведенная мною работа показала актуальность выбранной темы. В ходе реализации проекта «Прославленная поэтесса Волгограда», была достигнута основная цель, у детей появился интерес к героическому прошлому, настоящему и будущему своего города, ребята узнали о жизни и творчестве М. К. Агашиной поэтессы родного края.
Одним из результатов проекта является активное участие детей и родителей группы № 3. Анализируя результаты проходящей работы, можно делать выводы о том, что интерес детей и родителей к истории города значительно вырос.
Таким образом, успех духовно - нравственного воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от атмосферы, которая царит дома, в детском саду. Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память.
Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству, к своей малой родине. С дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой Родине, как источнику патриотического начала. Для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, вопрос отбора содержания непосредственной образовательной деятельности, которые могли бы способствовать воспитанию любви к своему городу, краю всегда является наиболее актуальным и важным.
Воспитанники:
В ходе реализации проекта дети узнали о жизни и творчестве М. К. Агашиной поэтессы родного края. Узнали об истории стихотворения «Растет в Волгограде березка». У ребят, появился интерес к прошлому, настоящему и будущему своего города.
Родители:
Родители были вовлечены проектную деятельность, направленную на изучения жизни и творчества известной Волгоградской поэтессы М. К. Агашишой. У родителей сформировалась готовность к совместной деятельности с детьми. Родители стали проявлять большую заинтересованность вопросами развития у детей познавательных способностей, а также вырос интерес самих родителей к поиску интересных фактов творчества М. К. Агашиной.
Педагоги:
Имеют возможность представить опыт работы по теме проекта.
Список используемой литературы:
«Волгоград в названиях улиц», Матеркин А. М.
«Волгогрята», Клосс Л. Т. ,
«Моя Родина – Волгоград», Корепанова М. В., Яценко А. М. ,Лосева