МААМ-картинки

«Русская изба». Проект для дошкольников 4–7 лет

Шагун Дарья
«Русская изба». Проект для дошкольников 4–7 лет

Краткая аннотация проекта:

Проект направлен на гражданско - патриотическое воспитание детей любой возрастной категории в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и представляет собой методический материал по приобщению детей к истокам Родины и родного края, к истинно человеческим ценностям, культуре, истории, искусству, на формирование эмоционально-ценного отношения к объектам социальной действительности.

Публикация «„Русская изба“, Проект для дошкольников 4–7 лет» размещена в разделах

Цель проекта – разработка и внедрение в образовательную систему дошкольного учреждения комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края.

В проекте решается проблема сохранения и изучения культурно - исторического наследия дошкольниками, гражданско - патриотического воспитания через организацию образовательно-воспитательного процесса в мини-музее «Русская изба».

Реализация проекта осуществляется по трем направлениям: дети, родители, педагоги ДОУ. По каждому направлению определены задачи способствующие достижения общей цели.

В проекте указаны методы, формы, условия, план и сроки его реализации.

Участники проекта дошкольники 4-7 лет, их родители и педагоги детского сада № 275.

Реализовывать проект будет группа педагогов ДОУ, в состав которой войдут: педагог-психолог, музыкальные руководители, воспитатель по изобразительной деятельности, старший воспитатель, воспитатели.

Постановка проблемы

В дошкольном учреждении № 275 мини-музей «Русская изба» создан силами сотрудников в 2005 году. Были завезены уникальные настоящие экспонаты русского народного быта, выделено отдельное помещение. Занятия в музее включены в перспективный план ДОУ. Однако анализ реальной ситуации показал, что системы работы в мини-музее нет, мероприятия проводятся от случая к случаю.

Возникли проблемы, связанные с ролью и местом мини-музея «Русская изба» в педагогическом процессе ДОУ. Достаточно плотный график образовательной деятельности и высокая наполняемость групп не позволяют детям систематично работать в среде музея. К тому же выяснилось, что у детей недостаточно сформированы нравственно-этические чувства, связанные с привязанностью к родному краю, своей родине. Разные поколения «отцов» и «детей» плохо находят общий язык, возникает недопонимание, так как нравственные и культурные ценности одного поколения не находят понимания в другом. Дети недостаточно ориентируются в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре, не испытывают потребности использовать данные знания и умения на практике. Возникла необходимость в привлечении родителей к социально-значимой деятельности, в формировании нравственных качеств у детей, патриотизма, ценностного отношения к истории родного края.

В то же время, при разработке новых нормативных документов, регулирующих работу современных детских садов и работу педагогов, пристальное внимание уделяется проблеме приобщения детей к русской культуре. Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувства принадлежности к мировому сообществу. Одной из задач духовно - нравственного воспитания является развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

С целью оптимизации образовательного процесса по приобщению детей к русской народной культуре через музей «Русская изба» и разработан данный проект.

Цель и задачи проекта

Цель: Повышение качества работы дошкольного учреждения по краеведению через приобщение к русской народной культуре с использованием мини-музея «Русская изба».

Задачи: 1. Повышать профессиональный уровень и творческую активность педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию детей в ДОУ.

2. Познакомить детей и родителей с избой - жилищем крестьянской семьи, с ее устройством на основе мини-музея в ДОУ.

3. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением: печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб. Прививать интерес к предметам сибирской старины.

4. Создать каталог старинных предметов, имеющихся в наличии в ДОУ.

5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

6. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.

7. Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в совместных со взрослыми народных праздниках, играх.

8. Формировать художественно - эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.

9. Воспитывать гражданско - патриотические чувства детей и родителей через совместную познавательную и творческую деятельность по краеведению.

Обоснование актуальности проекта

Одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения – формирование у детей устойчивых нравственных норм и привычек, патриотических чувств на основе заинтересованного, уважительного отношения к культуре родного края. Она рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени. Особую актуальность приобретает принятие законопроекта «О патриотическом воспитании граждан РФ» (март 2012, разработанного в рамках программы патриотического воспитания на 2010-2015 годы.

Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».

Предназначение данного проекта не только в том, чтобы дать ребенку представление об истории и культуре русского народа. Он должен способствовать самообразованию педагогов, родителей и быть стимулом к взаимодействию взрослых и детей, давая возможность совершать совместные открытия в деле познания родного края.

Исходя из актуальности, проект может быть рекомендован к использованию другими дошкольными учреждениями.

Готовность к реализации проекта

В ДОУ № 275 уже был создан ранее мини-музей «Русская изба». В нем имеются оригинальные предметы старинного уклада жизни русских крестьян: чугунок, ухват, прялки, чугунные утюги, детская люлька, кухонная утварь, коромысло, ступы, самотканые текстильные изделия, предметы одежды.

Мини-музей расположен в отдельном помещении в ДОУ, что дает возможность посещать «Русскую избу» в любое время проводить занятия, экскурсии, тематические посиделки.

Большинство экспонатов находятся в зоне доступа детей, все можно рассмотреть и изучить тактильно.

Этапы, содержание и методы реализации проекта

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МКДОУ д/с №275 «Миша» по трём направлениям, каждое из которых нацелено на решение определенных задач:

с детьми - в различных видах деятельности, (в совместной и самостоятельной деятельности);

с педагогами – презентация опыта работы;

с родителями - в совместной деятельности.

Методы и средства реализации проекта:

Основные направления работы по проекту:

1. Изучение инновационных подходов в работе по данному направлению, обобщение имеющегося опыта ДОУ.

2. Проведение мониторинговых исследований для выявления представлений детей о жизни и быте русского народа в старину; компетентности родителей (законных представителей) в области краеведения.

3. Формирование электронного банка методических разработок, справочных и наглядных материалов.

4. Проектирование образовательного процесса на основе интеграции содержания образовательных областей, детских видов деятельности и вовлечения родителей (законных представителей) воспитанников в педагогический процесс дошкольного учреждения.

Используемые методы:

Наглядный метод используется во время

• чтения педагогом рассказов, сказок;

• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

• проведения дидактических игр;

• моделирования сказок;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

• чтения литературных произведений воспитателем;

• чтение стихотворений детьми, воспитателем;

• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

• ответов на вопросы педагогов, детей;

• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и др.)

• сообщения дополнительного материала воспитателем;

• загадывания загадок;

• рассматривания наглядного материала;

• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

• чтения литературных произведений родителями;

Практический метод используется, когда необходимо:

• организовать продуктивную деятельность;

• провести игры (дидактические, малоподвижные, строительные, подвижные, инсценировки и др.);

• сшить кукол к сказкам;

• организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий;

• оформить коллекцию семян для занятий и пр.

Реализация проекта будет осуществляться поэтапно.

I. Подготовительный, исследовательский этап:

Задачи:

1. Разработать методы диагностики детей старшего и подготовительного к школе возраста с целью выявления уровней сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умение ориентироваться в них и применять в своей деятельности.

2. Разработать опросные листы (анкеты) для родителей и педагогов ДОУ с целью изучения востребованности и актуальности данного проекта.

3. Разработать перспективный план мероприятий по ознакомлению детей среднего, старшего и подготовительного возраста с мини-музеем «Русская изба»

II. Основной этап

Задачи:

- определение содержания и форм работы с дошкольниками, педагогами,

родителями;

- способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ по гражданско-патриотическому воспитанию;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- развивать у родителей активный интерес к жизни ребёнка в ДОУ;

- популяризация ДОУ;

-реализация плана проекта.

III. Заключительный этап

Задачи:

1. Подведение и анализ итогов деятельности по разработке и внедрению в образовательную систему дошкольного учреждения комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края:

2. Презентация результатов проекта на заседании педагогического совета.

3. Организация выставки методических и наглядных материалов, продуктов исследовательской и художественно-творческой деятельности детей.

Прогнозируемые конечные результаты деятельности

В результате реализации проекта:

-в дошкольном учреждении будет разработана более эффективная система работы по приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края, страны;

-будут реализованы мероприятия по ознакомлению дошкольников русской традиционной культурой;

- повысится компетентность педагогов в вопросах организации работы в мини-музее «Русская изба» и организации мероприятий по патриотическому воспитанию в работе с дошкольниками и их семьями;

-будет качественно реализовываться часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.

Дети:

-получат обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве;

- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;

- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;

- дошкольники приобщатся к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;

Педагоги:

-создадут каталог предметов народного быта музея «Русская изба»;

- мини-музей «Русская изба» будет более активно использоваться для занятий по краеведению в ДОУ;

-повысится профессиональный уровень и творческая активность педагогов в реализации задач патриотического воспитания;

-воспитатели приобретут знания и умения по использованию народной педагогики в образовательном процессе с дошкольниками.

Родители:

-Будут принимать более активное участие в совместных мероприятиях по краеведению;

-повысится эффективность взаимодействия с родителями по личностному развитию детей на основе культурно-исторических ценностей.

Таким образом, реализовав поставленные задачи, проект можно будет считать завершенным к маю 2018 года.

Но работа по данному направлению будет продолжаться, так как в современных условиях существует потребность в патриотическом воспитании дошкольников и в активном привлечении к этой работе семьей воспитанников.

Практическая значимость

Практическая значимость представленного опыта работы состоит в возможности применения его в повседневной практике педагога любого дошкольного образовательного учреждения, в возможности использования в рамках любой образовательной программы.

Реализация проекта открывает для педагога новое направление в воспитании дошкольника, углубляя патриотическую работу, раскрывает для других педагогов новый положительный опыт по данной теме.

Работа над реализацией проекта позволит раздвинуть рамки традиционных контактов с родителями, которые могут внести свой вклад в образовательную работу, разнообразить образовательную деятельность с детьми.

Трудоемкость осуществления проекта заключается в необходимости организации в группе увлекательной, богатой материалами патриотического характера развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

Оценка результативности проекта

Оценка результатов деятельности проекта будет проходить по трём направлениям: родители, педагоги, дети.

Оценка включенности родителей в проектную деятельность детского сада, их заинтересованности будет проанализирована в результате анкетирования, тестовых опросов, в степени активности родителей в совместных мероприятиях.

Оценка компетентности и творческой активности педагогов будет отслеживаться ходе участия педагогов в мероприятиях по теме проекта: проведение консультаций, участие в семинарах, круглых столах, в городских и районных конкурсах, оформлении наглядно-информационного материала, непосредственное участие в мероприятиях, анкетировании.

Механизм отслеживания результатов работы с детьми:

активность участия детей в совместных мероприятиях: выставках, экскурсиях, фольклорных праздниках и развлечениях;

анализ детской деятельности (рассказы, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с народной тематикой, дидактические игры);

наблюдение за поведением и играми детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах).

Методы исследования:

наблюдения за играми детей;

диагностика представлений детей о жизни и быте русского народа в старину (Приложение);

беседа с родителями, анкетирование родителей.

Результаты по выполнению проекта будут подводиться на педагогическом совете, корректироваться с учётом обратной связи с детьми и родителями. Контроль за исполнением проекта осуществляет администрация ДОУ совместно с родительским комитетом.

Функционал участников проекта:

• воспитанники ДОУ (4-7 лет) – принимают участие в народных играх, праздниках, фольклорных развлечениях;

• родители воспитанников – принимают активное участие в оформлении мини-музея «Русская изба», принимают участие в праздниках, фольклорных развлечениях с детьми в ДОУ;

• воспитатели Николаева Н. В., Шагун Д. С. – создали и реализовали данный проект, создали каталог старинных предметов мини-музея «Русская изба», создали график посещения и проведения занятий для детей 4-7 лет;

• специалисты ДОУ- проводят занятия на тему знакомства детей со старинным русским фольклором, краеведения, патриотического воспитания.

Организационно-методическое обеспечение:

1. Программа О. Л. Князевой «Приобщение детей к русской национальной культуре».

2. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008

3. А. Ф. Некрылова, Л. В. Соколова «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб. : 2002г.

4. А. Ф. Некрылова «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.

5. Т. А Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт-Петербург. Издательство Детство-Пресс 1999год.

6. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси».

7. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

8. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Новицкая М. Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. М. Айрисс-пресс, 2006.

9. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ. - 2008.- №1.- C. 17-23.

10. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н. А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.

11. Николаев, Р. Фольклор народов Сибири. Красноярск, 1993.

12. Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. М. БЕТТА СЕРВИС, 1998.

13. Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Фотоотчет об экскурсии в мини-музей «Русская изба» для старших дошкольников «Знакомство с бытом русского народа»Фотоотчет об экскурсии в мини-музей «Русская изба» для старших дошкольников «Знакомство с бытом русского народа» Приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. Часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных.

Мероприятие «Новоселье в мини-музее «Русская изба» для детей 4–5 летМероприятие «Новоселье в мини-музее «Русская изба» для детей 4–5 лет Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Подготовила: Е. С. Дербишева.

Конспект по организации мини-музея «Русская изба» для старшей группыКонспект по организации мини-музея «Русская изба» для старшей группы - Сегодня мы побываем в музее. Это необычный музей. Это дом-музей русского быта. В музее экскурсии проводят экскурсоводы. Но мы с вами уже.

Консультация «Русская изба»Консультация «Русская изба» Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них нравственно-патриотических чувств. Каждому человеку и каждому.

Музыкально-образовательный проект «Русская Изба» “ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот,.

Проект «Мини-музей «Русская изба» Проект мини-музей «Русская изба» Подготовила: воспитатель детского сада № 39 «Буратино» Попаденко Алевтина Фёдоровна Тема проекта: «Русская.

Проект «Русская изба» для подготовительной группыПроект «Русская изба» для подготовительной группы роект на тему «Русская изба» Умный сильный наш народ, Свою землю бережет! А преданья старины Забывать мы не должны! Историю своей страны,.

Долгосрочный проект для младшей группы «Русская изба» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение- Чемерновская средняя общеобразовательная школа Клинцовского района Брянской области.

Проект «Русская изба» для средней группы Тема проекта: «Русская изба» Для детей средней группы Воспитатель: Литвиненко Ольга Николаевна г. Томск-2018 г 1часть.

Проект «Русская изба» во второй младшей группеПроект «Русская изба» во второй младшей группе Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Россия – наша Родина. Чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Русская изба». Проект для дошкольников 4–7 лет
Опубликовано: 19 января 2019 в 12:23
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД