Проект «Русская изба в народных сказках»

Инга Чадина
Проект «Русская изба в народных сказках»

Воспитание, созданное самим народом

и основанное на народных началах,

имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших системах,

основанных на абстрактных идеях

или заимствованных у других народов.

К. Д. Ушинский

Введение в проект

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

Актуальность проекта.

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Поэтому мы решили обогащать детей с русской культурой с раннего детства и расширять его с каждым годом.

Вид проекта: Ознакомительно-ориентировочный.

Участники проекта: Дети младшего и среднего дошкольного возраста, родители, педагоги, музыкальный руководитель.

Продолжительность проекта: проект краткосрочный с 14.01.2019 по 28.01.2019

Цель проекта: Совершенствование развивающей предметно-пространственной и образовательной среды в группах младшего и среднего дошкольного возраста по теме «Культура и быт русского народа».

Задачи проекта:

• Познакомить детей с устройством русской избы;

• Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

• Познакомить с традициями русского народа;

• Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами

• Расширять словарный запас: изба, печь, ухват, чугун, лавка, сундук;

• Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы, частушки);

• Знакомство с русскими народными хороводными играми;

• Изготовить макет русской избы;

• Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;

• Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

Практическая значимость

Практическая значимость представленного опыта работы состоит в возможности применения его в повседневной практике педагога любого дошкольного образовательного учреждения, в возможности использования в рамках любой образовательной программы.

Реализация проекта открывает для педагога новое направление в воспитании дошкольника, углубляя патриотическую работу, раскрывает для других педагогов новый положительный опыт по данной теме.

Работа над реализацией проекта позволит раздвинуть рамки традиционных контактов с родителями, которые могут внести свой вклад в образовательную работу, разнообразить образовательную деятельность с детьми.

Трудоемкость осуществления проекта заключается в необходимости организации в группе увлекательной, богатой материалами патриотического характера развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

Новизна проекта «Русская изба».

Соответствие проекта заявленным в ФГОС принципам - принцип интеграции образовательных областей. Также, основной нитью в проекте проходит непосредственно работа с родителями.

В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:

Художественно – эстетическое развитие

Коммуникативно – личностное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Предмет исследования.

Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский костюм и др.)

Проблема. При чтении русской народной сказки по «Щучьему велению» у детей возникли вопросы: Что такое русская печка? Что такое изба? Кто же жил в таком доме? Зачем нужна в доме печка? Какую люди носили одежду? Какие песни пели, сказки слушали? Поэтому я посчитала необходимым донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта.

Гипотеза.

Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.

Проверка гипотезы. Методы исследования.

• Беседы с детьми.

• Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.

• Чтение художественной литературы.

• Театрализованные игры.

• Рассматривание предметов быта и посуды.

• Заучивание потешек, прибауток.

• Использование русских народных песен и танцев.

• Проведение русских народных игр самостоятельной деятельности.

• Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

Рассказ о народных обычаях и традициях.

I этап – подготовительный.

Цель: разработать проект.

Изучение литературы по данной теме:

«Истоки русской народной культуры в детском саду». И. Г. Гаврилова.

• «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством». И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Л. Князева, М. Д. Маханева.

Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры» Приложение №1

II этап – основной

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

В детском саду мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, стол, кровать, сундук, горшки, посуда, иконы). Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта пробудили в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволило им ощутить себя частью русского народа. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки - потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т. п.). (Приложение 5).Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», и многое другое.

Проводим беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать макет мини - музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды).

Большое место в реализации проекта должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом. Дети узнали, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег.

На протяжении всего времени знакомим детей с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка беленький сидит» и др. ; хороводными: «Где был, Иванушка», «Ровным кругом», «Каравай» (Приложение 3) и многими другими.

Большое значение в реализации проекта имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии. Разработана консультация для родителей: «Сказка как средство патриотического воспитания дошкольника». Рекомендации для родителей: «Воспитываем патриота», «Читаем дома» «Воспитание детей через приобщение к народной культуре», «Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа» (Приложение 2).

Родителям было предложено поучаствовать в выставке, для которой нужно вместе с детьми создать куклы-обереги.

III этап: заключительный.

Выставка коллективной работы макета мини-музей «Русская изба».

Совместное обсуждение полученных результатов.

Показ открытой образовательной деятельности совместно с музыкальным руководителем «Русская изба» (Приложение 4)

Выставка кукол-оберегов.

Проект «Русская изба в народных сказках»
Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию «Образ Лисы в русских народных сказках» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Д/с «Светлячок» Конспект НОД в средней группе Тема: «Образ Лисы в русских.

Конспект ОД «Русская изба»Конспект ОД «Русская изба» Цель: приобщение детей к духовно- нравственному воспитанным ценностям на основе изучения национальных традиций. Задачи: - вызвать у детей.

Консультация для родителей «ФЭМП в русских народных сказках» Консультация для родителей Как и какие сказки отражают математические понятияМатематика в сказках эта не та обычная математика,.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию макет «Русская изба», сделанный из бумаги и картона. Скачайте готовый макет на МААМ Мы его.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Проект «Русская изба в народных сказках»
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 19:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 декабря. День зимовья зверей на МААМ

Весёлая русская народная сказка «Зимовье зверей» известна всем и каждому. Смысл её в том, что важные дела надо заранее делать, чтобы потом локти не кусать и не мёрзнуть. А также в том, что с крупными...

13 декабря. Выставка новогодних открыток на МААМ

Первая новогодняя открытка была напечатана к Рождеству 1843 года в Англии. Картинку для нее нарисовал двадцатишестилетний художник Джон Хорсли. На открытке были изображены три поколения празднующей семьи...

Проект «Семья и семейные традиции» с родителями и детьми средней группы
Актуальность Семья в жизни человека занимает важное место. В семье человек растет, развивается, формируется его характер. Важную роль в формировании...
Фотоотчёт «Зимнее оформление окон в ДОУ»
Фотоотчёт «Зимнее оформление окон в ДОУ» Мороз рисует на окне Чудесные узоры: Сплетенье веточек, цветов, Резные листья, море, Перо жар-птицы, веера И...
Мастер-класс «Рождественская свеча» для детей второй младшей группы»
Мастер-класс «Рождественская свеча» для детей второй младшей группы Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель муниципального бюджетного...